«Пыхтит наш Динамовский Дизелек…»

Вчера в редакции «Комсомольской правды» и «Советского спорта» приехали гендиректор «Динамо» Андрей Сафронов и капитан Юрий Бабенко, захватив с собой Кубок Гагарина.
news

Вчера в редакции «Комсомольской правды» и «Советского спорта» приехали гендиректор «Динамо» Андрей Сафронов и капитан Юрий Бабенко, захватив с собой Кубок Гагарина. Драгоценную чашу из серебра и сплавов, которую динамовцы завоевали в финале с «Трактором».

«ЧАШУ ДОСТАВИТЬ!»

«А где ваза?» – восклицал Андрей Сафронов на видео из чемпионской раздевалки. Тогда Кубок Гагарина где-то забыли на льду, а шампанское уже пузырилось – пора было заливать пенное в чашу.

Вчера возник тот же вопрос. Мы знали, Кубок Гагарина едет в редакцию – что символично – на метро «Динамо». Потом «ваза» куда-то пропала. Сказали, ее забрали на гравировку. А ведь трофей ждали не только репортеры, но и болельщики, которые приехали по объявлению в «Советском спорте».

Чемпионская пресс-кон­ференция без Кубка Гагарина – как день рождения без торта. «Чашу доставить!» – скомандовал Сафронов, и она сразу нашлась. Вот я тащу кофр с трофеем до лифта, а оттуда – на пятый этаж, в зал...

Мама дорогая, сколько ж он весит?! 56 кг? А без кофра – 28? Это тяжелоатлетом нужно быть, чтобы после 66 минут шестого матча поднимать такую «штангу» над головой!

– Поверьте, это самое легкое в плей-офф, – улыбнулся Юрий Бабенко.


КАК ИГРАТЬ С РВАНЫМ ПАХОМ

– Какой момент был самым сложным? – спросил я у гостей, когда мы посмотрели ролик о чемпионском пути «Динамо». Через «Слован», ЦСКА, СКА, «Трактор». Взлетающий с ворот воробей, кошка Машка, кавказский хит в раздевалке…
– Шестой матч, – без раздумий сказал Бабенко. – Мы все могли решить в пятой встрече, когда отыгрались с 0:3. Хотели поднять кубок перед родными людьми в «Лужниках»…

Увы, не получилось. Но мы слышали своих фанатов и в Челябинске. Огромное им спасибо за поддержку!

– У нас было много травмированных ребят, – заметил Сафронов. – Четверо играли с переломами рук, двое – с разорванными пахами. Один – с трещиной в ноге. Шестой матч стал рубежом. Будь седьмая встреча, на нее мы вышли бы с великим трудом. Ребята бились уже не на «физике», а на морально-волевых.

– Можете назвать фамилии героев?
– Вся команда сидела во льду после каждого матча. Трещина в ноге – это Горохов. Новак весь плей-офф провел с температурой 37,5. Как играть с рваным пахом? Делают укол, туго бинтуют – и на лед. Отступать-то некуда, позади Москва.

– Что главный тренер Олег Знарок говорил перед овертаймом?
– Не было моментов, которые войдут в историю, – сообщил Бабенко. – Мы с первого матча плей-офф чувствовали мощную поддержку руководства. Эта уверенность передавалась всей команде… Так вот, перед овертаймом не звучали грандиозные слова. «Мы это можем. Давайте постараемся», – вот и все.

– Вас обижает, когда эксперты говорят: «Динамо» – клуб без звезд»?
– А у нас действительно нет звезд. Это команда-звезда! – воскликнул Сафронов. – Только двоих пригласили в сборную России – Дениса Кокарева и Серегу Соина. А так хоть весь наш состав выпускайте на международную арену. Страна будет гордиться!

Мы как бронетранспортер. Динамовский дизелек пыхтит, но дотягивает до конца. Нам звезды не нужны. У нас команда с большой буквы.

– А по каким критериям вы подбираете игроков?
– Вот Юра Бабенко. Он поиграл в ХК МВД, добился всего – ушел. А потом пришел обратно. Не потому, что ему было плохо в Питере и Магнитогорске. Он вернулся в те отношения, каких нет в других клубах.

Мы не ищем людей с именем. Прежде всего они должны любить коллектив, быть его частью. Приходить на работу и улыбаться, а не бежать из раздевалки, скинув форму. Многие игроки кайфуют от атмосферы в «Динамо». Других таких команд я не знаю.


КАРАМЕЛЬКИ НА УДАЧУ

– С тех пор как я побывал в чемпионской раздевалке, в голове звучит хит «За тебя калым отдам…». И танцующие Соин с Кокаревым.
– Наша победная песня в этом плей-офф, – смеется Бабенко. – Пусть говорят, что суеверия – это ерунда. Но хорошие привычки не меняют. «Калым» – заводной хит. Думаю, вам понравился. А год назад мы зажигали под другие песни. Уже не скажу, какие…

– Символом этого Кубка Гагарина для «Динамо» стали воробей и кошка Машка. Расскажите о вашем зоопарке.
– Если тренер Олег Знарок не увидит рыжую Машку, то его начинает слегка потряхивать, – замечает Сафронов. – Есть же методика, что, беря кошку на руки, снимаешь стресс.

В полуфинале подбежал руководитель службы безопасности СКА: «Наш тренер Юкка Ялонен спрашивает: «Почему Знарок с кошкой? Она перебежала дорогу Радулову, поэтому ЦСКА проиграл серию?».

Приметы есть у всех. Я даже зимнюю куртку не снимал, хотя скоро май. А воробей… Посмотрите, все шайбы влетели в те ворота, где он сидел. Даже там, где в Челябинске растянули транспарант. Фанаты «Трактора» в овертайме побежали его перевешивать, но «рамка» была уже пристрелянной. Хотите верьте, хотите нет!

– Что-то предвещало победу в шестом матче?
– У итальянцев есть поговорка «Giorno bagnata – giorno fortunato»: «Мокрый день – счастливый день». Мы с Александром Мальцевым сидим, идет дождь. Он говорит: «В футболе проливная погода всегда считалась спартаковской, а в хоккее – динамовской».

Веришь во все мелочи. Даже какие конфеты в кармане. Четыре карамельки у меня отлежали весь плей-офф. Сейчас – на почетном месте, в вазе в кабинете. Телефоны всегда кладу в левый карман. Переложишь в правый – не идет игра.

Наш президент Аркадий Ротенберг рассказывал: «Я к четырем телевизорам бегал, когда хоккей смотрел. Наконец нашел счастливый». У нас все суеверные!

«ПЛЯСАЛИ ДО УТРА

В ОТЕЛЕ «УКРАИНА»

– Куда дальше повезете Кубок Гагарина?
– Сначала на гравировку. А потом – по городам и весям, откуда родом наши любимые хоккеисты. Где родители, близкие, жены… Детские сады, школы. Может, вместе со мной и Мальцевым снова слетает на Камчатку.

Мы в том году привезли чашу для моряков. Они от счастья обалдели: «Мы Кубок Гагарина только в Интернете видели!». Провели турнир на маленькой площадке, где гоняют шайбу «4 на 4». Поздоровались с Мальцевым и, думаю, до сих пор руку не моют.

Это не просто чаша, а достояние всей страны. Ее должны видеть в Москве, на периферии. Пусть мальчишки мечтают тоже стать чемпионами.

– Я в том году возил Кубок Гагарина в Пензу, – вспомнил Бабенко. – Приходили болельщики, маленькие ребятишки держались за серебряные ручки. Одно дело – когда им тренер говорит: «Работайте, и у вас все будет». А другое – они видят, что такой же парень, только постарше, привез на родину престижный трофей. И показал своему первому тренеру: это не пустые слова…

– Удачно у вас совпало: 17 апреля – «Динамо» берет Кубок Гагарина, 18‑е – 90 лет обществу «Динамо», 20‑е – день рождения Александра Мальцева…
– Еще в этом сезоне 50 лет отметил Олег Знарок, а в мае юбилей у Андрея Сафронова, – улыбается Бабенко. – Перед чемпионатом нам сразу сказали: «На день рождения дарить только Кубок Гагарина!».

– Устроите чемпионский парад в Москве, как в прошлом году?
– Вам понравилось? – поинтересовался Сафронов.

– Да, но хотелось бы видеть это в апреле, по горячим следам.
– Если мы сейчас в открытом автобусе поедем, то до июля команду не соберем. Все полягут с воспалением легких! Не май же месяц.

А красивый праздник у нас уже был. Прямо из аэропорта мы поехали в гостиницу «Украина», где пели и плясали до утра.

«ФАНАТЫ НАМ ПИСАЛИ СТИХИ С МАТЕРКОМ»

– Тяжелый момент сезона – окончание локаута в НХЛ. «Динамо» разом потеряло первое звено: Овечкин – Бэкстрем – Комаров.
– Спасибо энхаэловцам, что помогали, – говорит Сафронов. – И низкий поклон «Динамо». Мы грамотно перестроились, не сильно затравил двигатель. Как шли накидной рысью, так и продолжили. Да, было тяжеловато, но выдержали…

Сашка Овечкин, Коля Бэкстрем, Ленька Комаров сразу же позвонили после победы, поздравили.

– Они получат чемпионские перстни?
– У нас коллектив решает. Бабенко ко мне пришел после прошлого сезона: «Всем все вручили. А вот Баранцеву не дали перстень. Пусть он только один матч провел. Но все же член команды! Да, играл немного. Но представляете, какая память для молодого парня?».

– Комаров сразу позвонил Яласвааре: «Ты напомни, мы тоже играли!» – смеется Бабенко.

– Команда знает, кому давать, – добавил Сафронов. – Но, если Комар после победы звонит, конечно, не забудем всех энхаэловцев!

– А Рихард Гюнге, которого в январе обменяли в «Лев»?
– Вы знаете, у нас хорошая коммунальная квартира. В ней надо прописаться – не по печати в паспорте, а по человеческим качествам. У Гюнге не вышло.

Не скажу, что плохой игрок. Семь футов под килем, пусть у него получится в другой команде. Но в «Динамо» эмоционально, математически он на Кубок Гагарина не наиграл.

– Правда, что вам сразу после финала позвонил Михаил Анисин, который со скандалом ушел из клуба, а вы сбросили его номер?
– Тут даже обсуждать нечего. Он мне не звонил.

– Правда, что фанаты «Динамо» писали вам стихи перед каждым матчем плей-офф и вы их зачитывали в раздевалке?
– У меня в машине лежит такое стихотворение. Продекламировать не могу. Из-за цензуры вместо слов будет художественный свист. Но болельщики нас радовали, конечно. Едва мы обыгрываем Питер, так сразу выходит стихотворение. Красавцы!

– Ну пару строк хотя бы!
– Это не в «Советском спорте» нужно зачитывать, а на бульваре Капуцинов! Вообще у ребят есть талант Маяковского, если б он матерился как сапожник.


«ПЕТРУЖАЛЕК УЕЗЖАЕТ В «АМУР»

– В этом сезоне вы снова писали характеристику на соперников? Как год назад весь «Авангард» по косточкам разложили!
– Это наша традиция с ХК МВД.  Нормальный рабочий момент. Что в этом такого?

– Мы сейчас не обнаружили этот труд в раздевалке.
– Умело его скрыли! Теперь решили не светить.

– Правда, что помощник Знарока Харийс Витолиньш получил предложение от рижского «Динамо»?
– Харийс остается в нашем клубе. Будет работать дальше. А звали его не только в «Динамо» (Ригу).

– Говорят, Олег Знарок – следующий тренер сборной России.
– Зачем делить неубитого медведя? Еще на охоту не сходили. Олимпиаду в Сочи пока не сыграли. Желаю всего хорошего сборной. Возвращались из Челябинска, только зашли в самолет – звонит Зинэтула Билялетдинов: «Николаич, с победой! Что думаешь?». – «Кокарев тяжеловат, устал. Соин с больной рукой». – «Этих двух ребят беру». – «Они не подведут…».

– Будете менять состав в межсезонье?
– У меня ребенок спросил: «Папа, а что дальше?». – «Сынок, давай просто выспимся». Не надо сейчас о селекции. Дайте отдышаться. Даже гравировки на Кубке Гагарина пока нет.

– Хотя бы по Якубу Петружалеку скажите.
– Он возвращается в «Амур». У нас была такая договоренность.

ПРОРАБ ЗНАРОК И БРИГАДА ИГРОКОВ

– Гениально работает Знарок. В чем его секрет?
– Давайте я с прорабом сравню, – берет слово Бабенко. – Он не подписывается на работу, пока не подойдет к своей бригаде: «Ребята, мы это потянем?».

Мы делаем то, что требует тренер. И он спрашивает с нас хорошо. Но люди всегда отвечают взаимностью, когда к ним относятся с уважением.

– Я скептически отношусь к фильмам о спорте, – добавляет Сафронов. – Однако сходил на «Легенду № 17» и был потрясен. Люди аплодировали после сеанса! Если проводить параллель, этот фильм о московском «Динамо». У нас в коллективе такие же отношения.

– О ком еще из хоккеистов стоит снять кино?
– О Мальцеве. Я был на презентации его книги. Там пустили документальную хронику – тренировка, матчи… Моменты, которые пронизывают. Дети смотрели бы этот фильм одухотворенными глазами. Мальцев творил такие чудеса, что все ахали!

– Весь плей-офф вы носили бороду, Юрий. Дети не пугались?
– Наутро пятилетняя дочка Кристина увидела меня выбритым и спросила: «А где наш папа?».

– Раздражает борода?
– На второй месяц она уже мягкая, как подушка. Удобно спать.

– Правда, что у каждого игрока «Динамо» есть мини-копия Кубка Гагарина?
– Да, она стоит дома, с медалями и победными свитерами. Приятно смотреть, вспоминать.

В том году мы стали чемпионами, я возвращаюсь домой с бородой и баулом. Кристина спрашивает: «Папа, а где кубик-то?». Дочка думала, мы за кубик играем. А когда увидела маленькую копию, то все поняла.

– У меня двое четырехлетних детей. Ни разу не были на хоккее, но весь состав «Динамо» знают наизусть! – восклицает Сафронов. – Когда уступили 3:4 в «Лужниках», Маша с непередаваемым детским акцентом говорит: «Папа, сегодня Еременко пропустил четыре шайбы. Вы плохо играли. А Петружалек все равно забьет!».

КОГДА У «ДИНАМО» БУДЕТ СВОЙ ДОМ?

«Великий клуб не имеет своего стадиона! Когда вы решите вопрос?» – обратились журналисты к гендиректору Андрею Сафронову.

– Это очень больная тема. И сейчас я не знаю, что говорить. В планах – построить «ВТБ-Арену» в Петровском парке к 2017 году. Но есть подозрение, что в сроки не уложимся. А очень бы хотелось иметь современный комфортный дом XXI века.

Строится арена на «Автозаводской». Обещают уложиться в полтора-два года. Ведем рабочие переговоры, как перевезти «Динамо» туда. Но на сегодняшний момент наш дом – «Лужники». Старенький, но уютный.

А что еще делать? «Мегаспорт» на Ходынке не для нас, он закрыт на ремонт.

ИСТОРИЯ ОБЛОЖКИ ДЕВОЧКА СОНЯ И КУБОК ГАГАРИНА

После пресс-конференции все репортеры и болельщики вышли на улицу, чтобы сфотографироваться с Кубком Гагарина на пороге ИД «Комсомольская правда».

Юрий Бабенко поднял 28‑килограммовую чашу над головой. «Мне не тяжело! – покачал головой капитан. – Легкая как пушинка. Хоть каждый день готов так стоять».

– Подождите, без меня не снимайте! – в толпу забежал прохожий. Мужчина, гуляющий с детской коляской. – Вот повезло!

– Вы болельщик?
– Да, весь плей-офф переживал за «Динамо». А теперь Кубок Гагарина сам в руки плывет! Вышел вот погулять с дочкой Соней. Может, это знак? Подрастет – в женский хоккей ее отдам!


«Кубок Гагарина» - в «Советском спорте». Динамовцы - о своей победе в КХЛ 
Новости. Хоккей