Ушел накануне дня рождения…

7 ноября умер Николай Иванович Карпов. Не дожил одного дня до 84‑летия. За всю историю хоккейный «Спартак» четыре раза становился чемпионом страны. Два золота команда завоевала с тренером Карповым. В том числе и последнее, в таком уже далеком 1976‑м…
Баннер с портретом Николая Ивановича в «Сокольниках» поднять успели. Это произошло 26 октября, перед матчем «Спартака» с «Адмиралом». Нарисованный Карпов смотрел, как команда уступает дальневосточникам. А настоящий умирал в Боткинской больнице.
В последнее время он не вставал. Из-за сахарного диабета начался тромбоз, врачам пришлось отнять одну ногу. Адские мучения для человека, обожавшего жизнь. Пока мог, он приходил в «Сокольники». По-стариковски одеваясь в любимые вещи. Его синяя куртка мелькала то здесь, то там. И острое слово всегда находилось.
Поводов, к сожалению, родная команда давала много. На него часто и подолгу злились, в том числе и те игроки, с которыми Карпов ковал золотые медали. Вникать в причины этого сегодня нет никакого смысла. Одно останется навсегда: два чемпионства его «Спартака».
Карпов начинал в ЦДКА, играл и в «Динамо», где, кстати, выступал в одной паре защитников с Виктором Тихоновым. Говорят, как-то знаменитый Анатолий Тарасов сказал Карпову: «Не получится из тебя тренера». И с тех пор для Николая Ивановича не было задачи более принципиальной, чем обыграть армейцев, а в особенности – их наставника. И команду для этого он умел заводить так, что непобедимый ЦСКА регулярно трещал по швам.
Ради этого мог и сильно рискнуть. Например, в чемпионском 1969‑м посадить на лавку в первом периоде матча с ЦСКА ударное звено. А во втором оно вышло и порвало армейцев.
– Как педагог и как тренер Николай Иванович оставил заметный след в моей жизни, – говорит главный тренер «Спартака» Федор Канарейкин, чемпион СССР 1976 года. – Он мог поднять людей. Мог сделать так, что игроки, уступавшие в классе армейцам, бились с ними на равных. И подход умел найти к каждому. В том числе и к спартаковским звездам, игравшим в сборной СССР, объединить их. А ведь многие из них – с непростым характером. Он был весьма требовательным человеком, но и прощать умел. Всякое бывало, мы и дисциплинку нарушали… Он всегда досконально разбирался и частенько давал человеку шанс исправиться.
Дома Николай Иванович был совершенно другим человеком, нежели на скамейке или на льду. Знаю, потому что часто бывал у него в гостях. Ушел специалист из эпохи больших людей. Сейчас таких очень мало осталось…
Николая Карпова похоронят 11 ноября на Кузьминском кладбище в Москве.
«Советский спорт» выражает соболезнования родным и близким Николая Карпова.





