Стив Мозес: Мои кумиры в хоккее - малыши вроде Мартина Сент-Луи

Sovsport.ru пообщался с лучшим снайпером КХЛ, форвардом «Йокерита» Стивом Мозесом (31 гол). Американец по заброшенным шайбам опережает всех, включая Илью Ковальчука (22) и Александра Радулова (19).
* * *
Если вы в последние месяцы не следили за КХЛ, то я напомню, что с осени в нашей лиге выступает финский «Йокерит» - 49% акций этого клуба, а также «Хартвалл Арену» в Хельсинки приобрела семья Ротенбергов и Геннадий Тимченко.
Так вот, за «Йокерит» с 2012 года играет американский форвард Стив Мозес. В финской лиге он забивал 22 и 12 голов за сезон. А когда попал в КХЛ, то буквально начал летать на крыльях – 31 гол в 47 матчах!
Недавно я спросил у главного тренера «Йокерита» Эркки Вестерлунда после матча с ЦСКА (3:4 ОТ): «Мозес не забивает уже пять игр. Вас это не тревожит?»
- Не-а, - мотнул головой финский коуч.
В следующих двух матчах Мозес забил три гола: два в ворота «Торпедо» (4:3), еще один – ЦСКА (2:1).
Вот такой он, лучший снайпер КХЛ.
* * *
- Стив, ваш контракт с «Йокеритом» действует до 30 апреля 2015 года. У вас в планах нет желания в следующем сезоне попробовать себя в НХЛ? Вам ведь только 25 лет.
- Да, конечно, это было бы здорово. В то же время я бы не хотел форсировать ситуацию. Знаю, что «Йокерит» во мне заинтересован, и я играю в сильной лиге. У меня все отлично складывается в КХЛ. Так что в межсезонье будет повод серьезно подумать, рассмотреть предложения, все взвесить вместе с агентом, а только потом решать что-то конкретное.
Сейчас надо думать о том, как «Йокерит» выступит в плей-офф. Будущее не должно заслонять настоящее.
- А есть команды, которым вы особенно симпатизируете?
- Самое главное – играть в правильном месте, где в тебя все верят, дают тебе возможность показывать свой хоккей, и у тебя есть железная уверенность в своих силах. Ты всем нравишься, тебе все нравится. Только такие позитивные альянсы ведут к успеху.
- Кого вы считаете лучшим партнером в карьере?
- Даже не знаю. «Йокерит» - лучшая команда, где я когда-либо выступал. Тут техничные ребята, которые знают, что делать с шайбой. Отличные товарищи, всегда подскажут что-то ценное во время матчей и тренировок.
Когда я выступал за «Йокерит» в сезоне-2012/13, там во время локаута играл Эрик Карлссон – пожалуй, лучший атакующий защитник мира. Я выходил с ним в большинстве, и конечно, это потрясающий опыт. Так что пусть это будет Эрик. Хотя считаю себя везунчиком, мне повезло работать со многими хорошими партнерами.
* * *
- Вы провели восемь матчей в АХЛ за «Коннектикут Уэйл». Можете сравнить уровень Американской хоккейной лиги с КХЛ?
- Эти лиги сравнивать очень тяжело, потому что стиль хоккея совершенно разный. Различия начинаются уже с размера катка. Я бы сказал так, что АХЛ по уровню – это как финская лига. Но КХЛ – новая ступень. Думаю, это вторая по силе лига в мире. И многие люди со мной бы согласились.
Тут есть такие звезды как Радулов и Ковальчук. Хватает ребят, которые раньше выступали в НХЛ. Много умелых техничных хоккеистов, которых не встретишь в АХЛ. По технике это вообще ближе к НХЛ.
В КХЛ много внимания уделяется развитию, каждый год вступают новые клубы с именем. Не буду уже говорить о размерах бюджетов. Но вертикаль в моем понимании выглядит так: НХЛ – КХЛ – все остальное.
- Какие команды произвели на вас наибольшее впечатление в этом сезоне?
- Проходных соперников в КХЛ нет. У всех трудно побеждать. И даже если клуб стоит в таблице ниже тебя, то очень старается и делает все для победы. В составе хватает молодых парней, которые хотят себя показать и сделать имя, стать новыми звездами.
Конечно, труднее всего бывает со СКА и ЦСКА, а также с «Магниткой» и «Ак Барсом». Эти команды на ступеньку выше остальных. Но и у других клубов очень серьезная глубина состава и большие амбиции.
* * *
- Способен ли «Йокерит» в первый же год своего членства в КХЛ завоевать Кубок Гагарина?
- Конечно. А почему нет? У нас есть хороший шанс победить кого угодно в любом матче. Парни из нашего состава уверены в себе, мы постоянно прогрессируем. Не скажу, что нам нужно серьезно что-то менять, чтобы претендовать на Кубок Гагарина. Скорее важно быть стабильными. А когда мы попадем в плей-офф, то уверен, «Йокерит» там будет очень опасной командой.
- Стивен Стэмкос однажды сказал, что помнит, как забил каждый из своих голов. Помните ли это вы?
- Да, я тоже помню каждый свой гол. По крайней мере те, что я забил с «Йокеритом» в финской лиге или в КХЛ. Всего это 65 шайб, не так уж сложно запомнить. Тем более каждый раз, когда ты забиваешь гол, то испытываешь большой восторг, и это сразу же отпечатывается в памяти.
- Какой из них самый особенный?
- Трудно сказать. Пожалуй, гол в моем первом матче в КХЛ. Мы играли в Хельсинки с минским «Динамо», и я отличился в третьем периоде – сделал счет 4:4. Мы проиграли в овертайме, но я запомнил этот момент. Новая лига, большой ажиотаж, все чуть-чуть другое.
Кстати, в финской лиге я тоже забил за «Йокерит» в первом же матче – в первом периоде, когда у нас было дерби с ХИФК.
- А вам важно, красивый ли это гол, Попадет ли он в хит-парады?
- Совсем не обязательно. Главное – доставить шайбу в сетку. И чтобы он принес победу твоей команде.
* * *
- Вы суеверны?
- Я бы так не сказал. Но у меня есть определенные привычки, которым я следую в дни матчей. Они о том, как готовить себя к большому хоккею, как настраиваться психологически и физически. Если что-то идет не так, ты сразу это чувствуешь. Но есть слегка сумасшедшие парни, которые зациклены на суевериях – как мотать крюк клюшки, с какой ноги шнуровать коньки. Смотреть на них иногда смешно. Я к их числу не отношусь. Но стараюсь свои привычки не менять. Ничто не должно тебя отвлекать от ключевой минуты, когда шайбу вбросят на лед, и начнется игра.
- Вы любите русскую кухню?
- Да, это отличная еда. На выезде мы часто кушаем в отелях, и там еда в основном одинаковая – стэйки, рис, паста. Но иногда нам выпадает возможность выбраться в город, зайти в русский ресторан, отведать хороший ужин. Милые люди, прекрасная обстановка, очень вкусная кухня. И главное – изобретательная. Нет такого в России, что все едят гамбургеры. Тут – миллион разных блюд. Пальчики оближешь! И очень важно в этом разбираться, чтобы выбрать то самое, которое тебе нужно именно сейчас.
- Какое место вам особенно запомнилось?
- Как-то в Нижнем Новгороде мы зашли в отличный «Стэйк-Хаус». Его нам отрекомендовали как лучший ресторан в городе. И правда, мясо там оказалось превосходным.
* * *
- Кого вы считаете лучшим русским хоккеистом наших дней?
- В лиге или в мире? Второе? Выбор сделать трудно, у вас много невероятно одаренных ребят. Не так давно мы восхищались такими звездами как Сергей Федоров, Павел Буре. Они первыми уехали покорять НХЛ, их имена звучали на весь мир в девяностых и нулевых.
Сейчас, конечно, назову Александра Овечкина – лучшего снайпера планеты Земля в последнее десятилетие. Нельзя забыть об Илье Ковальчуке и Александре Радулове. Если бы они выступали в НХЛ, то точно попали бы в Зал славы. Может, это случится и сейчас, но эти парни – две главных звезды КХЛ.
Такие ребята кого угодно могут обвести, если выскочат на тебя с шайбой. Зрители обожают их хоккей, и очень сложно выбрать кого-то одного. Я ведь о Евгении Малкине не сказал, например.
- Какое ваше любимое кино о хоккее?
- Давайте назову «Чудо на льду», где снимался Курт Рассел. Тем более сборная США тогда выиграла золото Олимпиады-1980. Это очень большая спортивная история в моей стране, когда американские студенты сумели победить великую Красную машину. Не просто хоккей, а подвиг.
Еще могу вспомнить прикольный детский фильм «Могучие утята», в честь которого был назван «Анахайм».
- А любимая книга у вас есть?
- Я читаю, чтобы убить время в дороге. Много читал, когда учился в институте и школе. Но последние пару лет предпочитаю смотреть фильмы, чтобы не загружать голову и немного расслабиться. Выбираю кино, телешоу, копаюсь в айпаде.
* * *
- Кто был вашим кумиром в хоккее?
- Несколько раз по ходу карьеры у меня об этом спрашивали, и найти ответ всегда было нелегко. Нет одного человека, только с которого я брал бы пример. Стараюсь учиться у всех понемногу. Играю ли рядом с ними или смотрю по телевизору, всегда можно подсмотреть что-то интересное. Например, Мартин Сент-Луи – парень, который сделал сам себя. У него получилась отличная карьера в НХЛ, хотя его даже на драфте никто не выбирал. А с ростом 173 см не так уж просто обыгрывать больших ребят.
Другой форвард такого типа – Брайан Джионта. Я говорю о них, потому что мой рост – 176 см. Такие истории мне наиболее близки. Тебя постоянно недооценивают, но ты делаешь все, чтобы уцелеть в этих хоккейных джунглях, где идет серьезная борьба за выживание. И не просто уцелеть, а сделать себе имя.
- Как началась ваша хоккейная карьера?
- Весьма обычно. Мой отец играл в хоккей. И когда я был совсем маленьким, он взял меня на каток. Поставил на коньки, когда мне было 4-5 лет. Потом я попал в команду малышей из моего родного городка Леоминстер штата Массачусетс.
В таком возрасте важно, чтобы родители не мучили бы тебя хоккеем. Надо, чтобы ты любил эту игру, только тогда получится что-то толковое. А когда ты живешь спортом и постоянно развиваешься, то можешь дорасти до больших высот. А я всегда был фанатом хоккея.
* * *
- Помните своего первого тренера?
- Мне тогда было 5-6 лет. Вообще детскую команду обычно тренировал кто-то из родителей малышей. И уже не вспомню, кто. Но в 10-11 лет я перешел на другой уровень, и тренером работал отец моего лучшего друга – Майка Уайта. Его и считаю своим первым наставником. Мы тренировались вместе несколько лет, пока я не попал в молодежную команду «Бостона». И конечно, отличным тренером назову собственного отца, который тоже уделял мне много времени и внимания. Он смотрел каждый мой матч, постоянно давал советы. Если бы не папа, я бы не стал хоккеистом.
- А помните самый первый гол?
- Точно нет. Но я тогда был очень молод. Буквально под стол пешком ходил, - смеется Стив. – Кстати, интересно будет посмотреть свое детское видео. Может, папа снял мой первый гол? Помню только, что в детстве я очень любил забивать. Много внимания уделял катанию, броскам, владению клюшкой. Не то, чтобы я понимал, что «хоккейный снайпер» станет моей будущей профессией. Но если ты что-то обожаешь в детстве, то ничего больше вокруг не видишь. И вот эту страсть я сохранил на протяжении всей карьеры.
* * *
- Как вы отмечаете свои голы? Может, ритуальным танцем?
- Ничего не планирую заранее. И не репетирую специальное шоу. Вся прелесть забитого гола в том, что его нельзя предсказать. И когда он случается, у тебя из души вырывается ураган чувств. В такие моменты я позволяю себе импровизацию. Но надо не забывать, что забивание голов – это твоя работа, как у слесаря – точить болванку. Вот когда он сделает прекрасную деталь, он ведь не будет ходить на голове от счастья?
- Вы окончили университет в Нью-Хэмпшире. На кого учились? Хотели бы однажды вернуться в эту профессию?
- Я учился на факультете «бизнес и финансы». Но со школы я много внимания уделял хоккею. Может быть, когда моя спортивная карьера подойдет к концу, я отправлюсь в мир бизнеса. Но пока не могу говорить об этом определенно.
- Чемпионат мира-2015 в Чехии входит в ваши планы?
- Это ведь не от меня зависит. Есть некоторые моменты в жизни, которые мы не можем контролировать. Если получу приглашение в сборную США, посчитаю это за великую честь. Такие моменты в жизни спортсмена бывают не так часто. Их нужно ценить. Поэтому буду показывать свой лучший хоккей и ждать апреля, когда огласят заявку, кого пригласили в Чехию.
За вопросы благодарю читателей сообщества «Хоккейная империя» (ВКонтакте)





