«Россия в том матче прогнулась»

19 февраля - черный день нашего хоккея. Ровно год назад сборная России проиграла четвертьфинал хоккейного турнира в Сочи.
news

Ровно год назад сборная России проиграла четвертьфинал хоккейного турнира в Сочи. На нашей единственной домашней Олимпиаде.

Сегодня я перелистал свои заметки годичной давности. Предлагаю вам сделать тоже самое. Не для того, чтобы вновь впадать в уныние и тоску. И не для того чтобы испытывать вновь жесточайшее раздражение. Просто есть вещи, которые не должны забываться. Которые должны быть острой и саднящей занозой – в заднице, сердце, мозгу… И заставляли работать дальше, добиваться успеха, но при этом всегда помнить: а может быть и вот так, как в феврале 2014-го…

Вот отрывок моего репортажа с четвертьфинала нашей команды с финнами:

…Начали то неплохо. Большинство использовали с первого раза. Ковальчук аж подпрыгнул от радости. А вот затем...

Похоже, наша оборона чересчур в себя уверовала после двух побед «на ноль». И сперва «задымилась» — когда Аалтонен из финского «Карпята» беспрепятственно вылез из угла прямо на наш пятачок и метнул шайбу под мышку Варламову. А потом и «заполыхала» - после грубой ошибки Войнова в своей зоне и пропущенной шайбе в меньшинстве, после фола Емелина — 3:1.

На 34-й минуте Билялетдинов признается перед всей страной: не угадал с вратарем! И меняет Варламова на Бобровского. Но одним вратарем пожар на табло не потушишь...

Тут уж и первое наше звено билось в каждой смене чуть не до драки. И Малкин с Овечкиным вместе заиграли. Но я видел, как тает время на табло, как тухнет олимпийский огонь в глазах людей на трибунах. Как финский голкипер раз за разом накрывает наши шайбы... Финны душили атаки россиян, как удав кроликов. И мы ничегошеньки не могли с этим поделать.

Глядя на эту безнадегу, я понимал, что это конец. Конец моей веры в то, что мы до сих пор великая хоккейная держава. И что мы всерьез можем на что-то претендовать на турнирах, где собираются лучшие игроки планеты. А еще я очень жалел, что приехал на Олимпиаду. Наверно, как и все остальные русские болельщики. Потому что наши игроки в четверг улетят из Сочи в 10.40 утра. Самым первым чартером для неудачников из НХЛ. А мне придется остаться. И смотреть еще полуфиналы и финал. Без наших. Смотреть и думать, что надо многое менять. И не только тренера сборной. Гораздо больше.

А это реакция Бориса Майорова сразу после того матча:

- Мы все верили в лучшее. Но надо признаться — поражение ничуть не удивило. Финны полностью превосходили нас в командной игре. И это резало глаз. Да ее у нас ни в одном поединке не было. Много лет назад нашу сборную уважительно называли «Красной Машиной»... Сейчас от нее ничего не осталось. Так отдельные детали... Развалилась.

И игра у нас лишь в отдельных эпизодах проявляется. Причем, случайно. Вопреки хоккейной логике. А вот у финнов была команда! И правильно сказал их главный тренер Вестерлунд — он почувствовал ее во время поединка с канадцами. И пусть они тогда уступили, но характер и умение показали. Чтоб побить нас этого хватило.

Можно понять, что Билялетдинов ошибся с вратарем, что грубую ошибку в защите допустил Войнов... Это бывает. Но настоящая катастрофа у нас в атаке. Наши форварды разучились взаимодействовать. Максимум, на что они способны — один пас.

Вспомните наши голы — это же сплошная удача, плод индивидуального мастерства. Что у Дацюка, что у Радулова. Или Ковальчук щелкнет... А вот разорвать оборону соперника... Такого нет ни в сборной, ни в клубах.

Вот что сказал президент ФХР Владислава Третьяка в сочинском аэропорту, когда провожал сборную:

- Мы сделали для сборной все, что могли, - сказал Третьяк. Хотите 6 тренеров в штаб, да хоть 10. Но игра смотрелась скучно. Это я признаю. Особенно нападение подкачало. Хотя, посмотрите на другие команды. Как те же канадцы с Кросби мучились с латышами. Вот вам и лучшее в мире нападение. Мы ведь тоже проиграли четвертьфинал из-за двух грубых ошибок защитников: Никитина и Войнова. Но, вообще, я в свое время всегда знал, что имею право на ошибку. Две всегда могу пропустить. Потому что моя сборная три всегда забьет. А сейчас такую команду создать не получилось.

А еще я в том вечер случайно встретил возле арены известного финского актера Вилле Хаалосало. И он сказал вернее всех. Наверное потому, что смотрел на нашу сборную со стороны:

- На бумаге сборная России была гораздо сильнее, - утверждает хорошо известный в России финский актер Вилле Хаалосало, которого корреспондент «Советского спорта» встретил после нашего четвертьфинала. - Но у нас была команда. Мы играли в свою игру. И сумели навязать ее России. А ваша команда прогнулась под нас. К сожалению для российских болельщиков. Я переживаю за Россию. И хотел бы, чтобы обе наших команды прошли до конца, до финала. Но сегодня я болел за финнов.

- С самого начала верили в победу?

- Перед началом турнира я был уверен: если выйдем на Россию — шансов нет. Но во вторник посмотрел матч россиян с Норвегией... И сразу понял — победа будет в четвертьфинала за финнами.

- Почему?

- Не было у вас команды. Ну вот не было! Ни в том матче, ни в нашем. А вот у нас никогда не было звезд. Мы всегда командой брали.

С тех прошел ровно год. У сборной новый тренер. У КХЛ – новый президент. У болельщиков – золотая медаль на чемпионате мира в Минске.

Но у всех у нас за спиной – тень провала в Сочи. Как шрам, оставшийся после болезненной битвы. Как позор, который можно смыть только кровью. Это наш хоккейный ад. Наше дно. И чтобы выплыть – нам надо от него очень сильно оттолкнуться и долго грести.

Поэтому не забываем. Помним. Скорбим. И все же верим.

Новости. Хоккей