Архив чемпионатов мира с Геннадием Ларчиковым. Как чехи всей командой в штрафной бокс сели

Продолжаем публиковать воспоминания о чемпионатах мира старейшего журналиста «Советского спорта» Геннадия Ларчикова.
news

Продолжаем публиковать воспоминания о чемпионатах мира старейшего журналиста «Советского спорта» Геннадия Ларчикова.

Как из-за чехов правила поменяли

В конце каждого периода, диктор сообщает, сколько времени осталось до перерыва или окончания игры. Разница только в том, что в первом и втором периодах объявляют начало последней минуты, а в заключительном периоде – последних двух. В свое время причину этой разницы разъяснил член судейского комитета Международной Федерации хоккея Андрей Старовойтов. На одном из послевоенных чемпионатов мира команда ЧССР, выигрывая в последнем периоде одну шайбу, для удержания минимального преимущества, прибегла к такой хитрости: во время атаки соперников, на лёд выскочил лишний чехословацкий игрок. Судьи игру остановили и удалили нарушителя на две минуты. Но как только игра возобновилась, тот же «финт» повторил другой игрок сборной ЧССР. Снова остановка игры, удаление. И так продолжалось до финальной сирены: в результате чуть ли не все запасные игроки ЧССР оказались на скамейке штрафников. Тем не менее, несмотря на численное превосходство соперников, чехословацкая команда, как говорится «не мытьем, так катанием», сохранила победный счет. После этого Международная Федерация хоккея внесла следующие коррективы в правила: в случае нарушения численного состава в последние две минуты команда наказывается не малым штрафом, а буллитом.

1966 год. Как болельщики гимн пели, а в Москве их отключили

В чемпионатах мира по хоккею, в отличие от других игр, по окончании каждого матча, исполняется гимн, выигравшей страны. Особенность нашего гимна в том, что в первые годы нашего участия в мировых первенствах, вместе с музыкой пели слова. А потом их, по соображениям руководителей страны вычеркнули. Однако, 1966 году в Любляне наши болельщики, не только слушали, хорошо знакомые с детства слова «Союз нерушимый…», но и сами запели. В том чемпионате, сборные СССР и ЧССР до заключительной встречи между собой обыграли всех соперников. Когда исполнялся чехословацкий гимн, зрители дружно подпевали профессиональным певцам. А вот наши болельщики, при исполнении гимна СССР, вынуждены были слушать его молча. Игра «в молчанку» продолжалась до последнего матча, в котором сборная СССР разгромила соперников 7:1 и стала чемпионом. И вдруг под сводами дворца спорта, при исполнении гимна, болельщики запели. К ним присоединились и хоккеисты. Позже телекомментатор Ян Спарз признался, что в этот момент он растерялся, не знал выключать или не выключать микрофон. Но его выручили в Москве – Любляна была отключена.

1964 год. Как приз у Якушева отобрали

По давней традиции по окончании чемпионатов мира в каждом амплуа определяются лауреаты, которые награждаются индивидуальными призами. По регламенту, повторяю, ими становятся лучшие вратарь, защитник и нападающий. Однако на Олимпиаде и чемпионате мира в Инсбруке в 1964 году кроме вратаря, канадца Мартина, лауреатами были признаны и два защитника – Иванов (СССР) и Тикал (ЧССР). Это было явное нарушение регламента, тем более, что поначалу третьим лауреатом был назван не защитник Иванов, а нападающий Виктор Якушев. По одной версии таково было решение кого-то из наших руководителей, а по другой инициативу проявил сам Иванов, забравший приз из рук Якушева. Переводчик нашей делегации корреспондент «Советского Спорта» Владимир Пахомов, находившийся после игры в раздевалке, считает вторую версию верной. О новом решении наши руководители сообщили в Директорат чемпионата, но там сказали: «Иванов и Якушев – ваши игроки. Вы и решайте, кого и признать лауреатом». Вот так несправедливо был лишен заслуженной награды один из ярких хоккеистов СССР, неоднократный чемпион мира Виктор Якушев. Кстати, в том турнире он вместе с Вячеславом Старшиновым, набрав по 10 очков, стал самым результативным в команде.


Новости. Хоккей