Роман Ротенберг: С удовольствием сыграем с обладателем Кубка Стэнли

В среду в гостях у «Советского спорта» побывал вице-президент СКА и ФХР, член совета директоров КХЛ Роман Ротенберг. И не один, а с Кубком Гагарина! В полуторачасовой беседе Ротенберг ответил на вопросы по всем злободневным темам нашего хоккея.
news

В среду в гостях у «Советского спорта» побывал вице-президент СКА и ФХР, член совета директоров КХЛ Роман Ротенберг. И не один, а с Кубком Гагарина! В полуторачасовой беседе Ротенберг ответил на вопросы по всем злободневным темам нашего хоккея.

О чемпионском параде

- Мы даже представить не могли, что на чемпионский парад СКА в Питере в дождь соберется 150 тысяч человек. Думали, придут тысяч 50, ну максимум – 100.

Перед пятым матчем финала в Казани мы подсчитали, что на шестую игру, которая должна была состояться в Питере, но не состоялась, в клуб пришло 100 тысяч заявок на билеты. Для КХЛ это точно рекорд. Да и в целом – я не знаю, какое еще мероприятие в стране способно привлечь столь внушительную аудиторию.

О серии с ЦСКА

- Переломный момент случился при счете 0-3. Мы пережили много подобных ситуаций по ходу сезона и постоянно учились, извлекали выводы. Но это была кульминация. Произошло несколько важных вещей внутри команды. Плюс последовали перестановки в составе, которые все видели. Требовалось найти ключ к каждому игроку. Это было непросто: работа изо дня в день по 24 часа в сутки, каждый ход нужно было продумать. Любая ошибка могла развернуть игрока прямо в противоположную сторону. Кому-то из легионеров, например, привозили еду из его страны. Наших ребят связывали по телефону с родственниками, детьми, женами. Искали способы задеть струнки души.

В итоге создали команду-семью, где каждый друг за друга.

О финале с «Ак Барсом»

- После серии с ЦСКА игроки эмоционально были пустые. Но мы понимали уровень «Ак Барса», досконально разобрали его. Поначалу сказалось, что казанцы больше отдыхали перед финалом. Мы по накату выиграли два гостевых матча. Повели в серии 2-0. Переломный момент случился в Санкт-Петербурге. Перед третьей встречей, которую мы проиграли, в команде чувствовалась некая расслабленность. Мол, уже все – кубок наш. Здесь важно было вовремя среагировать. Не допустить, чтобы «Ак Барс» сравнял счет в серии. Удалось мобилизовать ребят, победить в четвертом матче, а дальше СКА уже было не остановить.

О чемпионате России и Кубке Гагарина

- ЦСКА показал отличную игру и заслуженно выиграл золотые медали.

Но в КХЛ, как в НХЛ, есть два титула. За океаном за победу в регулярке присуждают Кубок президента, за выигрыш плей-офф – Кубок Стэнли. При этом все в спорте понимают, что сложнее всего победить в кубковом турнире. В регулярном чемпионате ты набираешь очки, в том числе, в играх со слабыми командами. В плей-офф не скажешь: повезло – не повезло. Нужно четырежды победить равного тебе соперника. Этим что Кубок Стэнли, что Кубок Гагарина и ценятся – случайности исключены. В одной игре может произойти все что угодно, но в серии из семи поединков верх всегда берет сильнейший.

О хоккее и бизнесе

- Завоевание Кубка Гагарина, конечно, дало мощный импульс в плане коммерции. За последний месяц мы установили рекорд по продаже атрибутики, превысив предыдущий в два раза! Сейчас в Санкт-Петербурге очень многие ходят в одежде с логотипом СКА. А песня про команду, которую исполняет группа IOWA, поют в каждом городском караоке-баре. Люди объединяются вокруг клуба, и это здорово влияет на бизнес. К нам приходят спонсоры, новые зрители. Возьмем хотя бы продажу лож в Ледовом дворце. Заявок на следующий сезон уже сейчас в два раза больше, чем самих лож. Что уж говорить о заявках на билеты. А ложи у нас самые дорогие в КХЛ. В зависимости от расположения и размера – от одного до трех миллионов рублей

О команде следующего сезона

- Работа ведется. Ушли иностранцы, взяты несколько молодых ребят. За направление взято омоложение состава. Но селекция, понятно, еще не завершена. На данный момент лишь понятно, что следующий сезон будет тяжелее предыдущего, потому что мы забрались на вершину, а удержаться на ней крайне сложно.

О легионерах

- Результат сезона говорит о том, какого уровня наша тройка Панарин – Дадонов - Шипачев. И то, что она российская, конечно, добавляет радости. Но важно, что трофей выиграли наши, объединившись с легионерами. Если раньше, наверное, россияне и иностранцы в команде были по отдельности, то в этом сезоне они были вместе. 17 июня Госдума примет в третьем чтении закон о легионерах. Как решит высшее руководство страны, так мы и будем действовать. В рамках регламенте, закона. Пока мы не видим для себя никакой угрозы. Чисто легионеров мы обсуждали и сВладиславом Третьяком, и с Дмитрием Чернышенко. Пять человек – нормально для здоровой конкуренции. В футболе совсем иная ситуация, я не хочу внедряться в детали. Просто нужно делать акцент на развитие детско-юношеского хоккея. И тогда наш молодой хоккеист будет лучше, чем иностранец и сможет завоевать место в составе. И тогда мы не будем говорить, что искусственно создаем возможность нашему парню играть в команде. Спорт не обманешь. В нем должна быть здоровая конкуренция. На примере СКА это можно сказать про Дмитрия Юдина. Он один из наших самых перспективных защитников, видим, что он будет прогрессировать и дальше.

О зарплатах игроков

- Зарплаты в КХЛ в десять раз превышают зарплаты в финской и шведской лигах. 400 тысяч евро – это максимум, который имеет топ-игрок финской лиги. А у нас он же получает 4-5 миллионов. И даже если курс падает, все равно его зарплата в России не дойдет до среднего европейского рыночного уровня. Зарплаты нашим хоккеистам надо снижать – сто процентов. У нас они растут, в то же время доходность лиги не увеличивается. А все должно быть сопоставимо, должно зависеть одно от другого. Куда эти игроки поедут? Ну, в НХЛ, 4-5 человек. А остальные? В Швецию и Финляндию за еще меньшие деньги? Нет, им придется искать работу в другой отрасли.

Об экспансии на Запад и на Восток

- Шведы пока только анализируют ситуацию, но «Йокерит» служит для них хорошим примером. Так что экспансия на запад – реально осуществима. Но есть ведь и экспансия на восток. В тот же Китай. Этот вопрос обсуждается. Кстати, о направлении на запад. «Медвешчак» в следующем сезоне будет играть наполовину русским составом. Это очень хороший ход, который даст возможность расти нашей молодежи.

О «Йокерите»

- В отношении него я не очень доволен некоторыми моментами в маркетинговом развитии. Когда мы начинали этот проект, то хотели, чтобы финны взяли все лучшее из СКА, и использовали это. Но «Йокериту» пока не удается это сделать. Почему-то местный менеджмент считает, что питерский опыт подходит только для культуры боления в России. Но любопытно, что собирали этот опыт мы по всему миру. Вот и имеем не очень хорошие результаты в плане посещаемости и привлечения новых болельщиков. Будем думать, что делать дальше. Чувствую ли я проблемы с «Йокеритом» из-за ухудшившейся политической обстановки? - Политические моменты всегда присутствуют, но мы пока справляемся. И с серьезным камнем преткновения пока не сталкивались. Финляндии всегда хорошо относились к нашему хоккею, к нашим легендарным игрокам. Проблемы же были из-за политических исторических моментов – войны, линии Маннергейма… И, конечно, это не может не влиять на финское общество. Но «Йокерит» должен стать мостом для объединения народов.

О хоккее на ТВ

- На днях на совете по спорту при Президенте мы услышали новость о том, что скоро будет новый спортивный канал. Это очень хорошая новость для хоккея. Его показывают мало и не всегда в хорошем качестве. Финские журналисты задавали мне вопрос том, в чем основное отличие НХЛ от КХЛ. И я отвечал, что явно не в хоккейном продукте. А как раз в этом – в картинке. Вот, к чему нам нужно стремиться. Но для улучшения качества трансляций должен быть хороший дворец с современным освещением, много камер. В НХЛ слышно, как шайба летит. Когда человека впечатывают в борт, звук, как спецэффект в кино. Это должно быть. И тогда хоккей будет популярней, тогда появятся и новые спонсоры.

О суперкубке КХЛ – НХЛ

- Мы с удовольствием померились бы силами с обладателем Кубка Стэнли. Неважно – где: в России или за океаном. Можно было бы одну встречу провести у нас, другую – в гостях. Это было бы очень интересно. К сожалению, любое подобное предложение российской стороны упирается в желание НХЛ получить за такие серии большие деньги. Речь о миллионах долларов. Причем совершенно необоснованных. Если клубы НХЛ в предсезонку играют в Европе, скажем, в Чехии или Финляндии, то делают это бесплатно – для пиара, раскрутки НХЛ. Но за то, что бы эти клубы заехали на выставочные матчи в Россию, мы должны заплатить. Сама эта исходная позиция – неправильная. Ведь матч или серия между обладателями Кубка Гагарина и Кубка Стэнли были бы не только отличным пиаром обеих лиг, но и сильнейшей рекламой хоккея по всему миру. Это же крайне любопытно посмотреть, как мы выглядели бы на маленькой площадке НХЛ, равно как что показали бы североамериканцы на просторных европейских коробках. Я, к слову, прикидывал, как мы выглядели бы в сшибке с «Чикаго». Там небольшие, техничные игроки. Думаю, шансы были бы равны.

О Кубке мира

- Я считаю, в любом соревновании все должно быть справедливо. Кубок мира – на самом деле это проект профсоюза игроков НХЛ. С другой стороны, есть ФХР, наша сборная, наша страна. Почему изначально условия таковы, что североамериканцы делают все в своих интересах? Почему они имеют право заявить команду молодых звезд, а мы – нет? Мы бы тоже хотели посмотреть, как на этом уровне будут выглядеть наши 20-24-летние с учетом, в частности, их олимпийской перспективы.

Справедливо было бы и часть Кубка мира провести в Европе. В любом случае для популяризации хоккея турнир с участием всех лучших, конечно, очень важен.

О финале ЧМ-2015 Россия – Канада

- Я был на финале в Праге. Сборная Канады всем показала свой уровень. Но что порадовало: мы увидели в ее исполнении не канадский, а советский хоккей. За весь матч никто не забросил просто так шайбу в зону, никто никого не бил. Они играли комбинационно, держали постоянно шайбу у себя. Дружно атаковали. Ну вылитая сборная СССР! Или России в лучших матчах. Это радует, что канадцы переняли самые сильные стороны у нас, чем мы вправе гордиться. С точки зрения результата, безусловно, сыграла наша команда в финале очень плохо.

Об отъезде игроков за океан

- Скауты НХЛ очень внимательно следят за нашими игроками. Это говорит о высоком уровне КХЛ. Это, безусловно, плюс. Минус в том, что ребята уезжают. И мы должны создавать такие условия, чтобы этого не происходило. Повышать уровень нашей лиги. А ограничивать игроков, не давать возможность уехать… Правильный ли это путь? Ну, будут они уезжать еще раньше, чем сейчас. В десять лет. Всегда найдут лазейку. Есть родители, агенты.

О соглашении с НХЛ

- Этот договор очень спорный. По нему НХЛ может забирать ребят, которые находятся под контрактами. Заплатив при этом смешные деньги. Да, сейчас ребята все равно уезжают, если соглашения с клубами закончились. Но тут уже вопрос к каждому конкретному клубу. У нас ведь было соглашение с НХЛ до 1994 года. Мы получали деньги за игроков. И что, развивался тогда детско-юношеский хоккей? Я не вижу связи между отъездом игроков в НХЛ и развитием детского хоккея в России.

«Продолжаю качать железо»

На дворе лето, хоккеисты в отпуске, и серию можно закончить несерьезными вопросами. Их мы и оставили для финала.

- Представьте фантастическую ситуацию. СКА переезжает на сезон в НХЛ, а клуб из этого города едет в Питер. С кем бы вы махнулись?

- С «Рейнджерс», наверное. Два хороших города. Тут – армейцы, там – полицейские. Болельщики правильные. И форма похожа, даже элементов дизайне много менять не пришлось бы. С точки зрения инфраструктуры мне нравится Нью-Йорк. А вот с точки зрения игры – «Лос-Анжелес» прошлых лет. Нравилось, как они подбирали команду на плей-офф. Заходили в Кубок с восьмого места, вытаскивали серии…

- Финские журналисты писали, что летом три раза в неделю по утрам вы бегаете по пять километров в Серебряном бору и тягаете железо. Продолжаете эту практику?

- Стараюсь продолжать. Но не всегда, к сожалению, успеваю. Занимаюсь под руководствомАлександра Трошина, с которым меня познакомил Илья Ковальчук. Работаем в основном над выносливостью, и тем, что больше всего нужно в хоккее. Так что отдыхающие в Серебряном бору вполне могут встретить с утречка пробегающего мимо в спортивных трусах вице-президента ФХР.

- А на лед выходите?

- Да. Играю в нападении. Ведь семье достаточно одного защитника – и эту нишу занял мой брат Борис, который играет за футбольное «Динамо». Что же касается хоккея, то моя команда выиграла в этом году любительский чемпионат Москвы. Правда, уровень «любителей» в этой лиге очень высок, потому что там разрешены бывшие профессионалы.

- Про вашего брата говорят, что это единственный человек в нашем футболе, который играет не за деньги…

- Он этого всю жизнь хотел, тренировался, работал. И очень радует его статистика: ни в одном матче, в котором он играл, «Динамо» не уступило.

- Грядет 20-летие выпуска школы номер 204, что за «Эрмитажем», в которой учился Рома Ротенберг. Если вы пойдете на это мероприятие, то какой тост там произнесете?

- Спасибо всем, кто терпел меня в то время, потому что я был не очень хорошим учеником в плане дисциплины. Кстати, в этой школе я начал учить финский язык. Мама уже понимала, что мы переезжаем в Финляндию, и отправила на занятия. Поначалу, правда, он мне жутко не нравился. Но потом привык.

Новости. Хоккей