«Из Стокгольма улетел без паспорта…» Как Могильный и Федоров уезжали в Америку

Сейчас новая волна игроков покидает нашу страну ради НХЛ. А мы вспоминаем первопроходцев – Александра Могильного и Сергея Федорова, которые первыми отправились покорять заокеанскую лигу. И своим отъездом наделали очень много шума...
news

Сейчас новая волна игроков покидает нашу страну ради НХЛ. А мы вспоминаем первопроходцев – Александра Могильного и Сергея Федорова, которые отправились покорять заокеанскую лигу. И своим отъездом наделали очень много шума...

В этом году в редакцию «Советского спорта» заглянул Юрий Васильевич Королев – доцент, заслуженный тренер СССР, член Зала славы ИИХФ.

Говорили мы о книге Анатолия Тарасова, но одна из тем ушла в сторону, и мы решили дать ее отдельной заметкой. Тем более это уникальные воспоминания очевидца тех исторических событий.

- Александр Могильный от меня в 1989 году сбежал, годом позже Сергей Федоров уехал из Америки с Игр Доброй воли, - углубился в воспоминания Юрий Васильевич. - Тогда они многим людям попортили кровь. Помню, меня вызвали в военную прокуратуру, наставили две лампы в лицо.

- Мне что, руки назад заводить? – говорю.

- Нет-нет, это у нас просто так принято.

- А как вы могли задержать Могильного? Тогда ведь здорово подготовили побег. Машина, аэропорт…

- Машина ждала Федорова, когда мы играли товарищеский матч в Портленде. Там он в первом периоде устроил драку. Матч судил чешский арбитр Володя Шуберт. Он выгнал Федорова с поля, а тот пошел в раздевалку, переоделся. Все было запланировано.

Вышли на перерыв на улицу, там жара в 35 градусов. Ото льда холод шел, мы хоть согрелись. Сидим на лавочке. Подъезжает черненькая машина. Выходит парень – клюшкой помахал и сел обратно в автомобиль.

Кончается игра. Садимся в автобус. Все ребята выходят. «А где Федоров?»

- Пошел в номер, наверное, - выдвигаю версию.

А с ним там жил массажист Сергей Чекмарев: «Я ему дал ключи, что-то ему нужно было».

Ну пошли туда. А вещей уже нет. Я звоню Русаку, который был руководителем делегации на Играх Доброй воли.

- Не беспокойся, Юра, сейчас все сделаем. Ну что ты переживаешь?

Позвонили послу, начали разбираться. Потом ко мне подходят:

- Ты знаешь, он уже улетел. До свиданья.

* * *

- То же самое - с Могильным. Я тогда был руководителем делегации на чемпионате мира. И увез команду из Стокгольма. Потому что нас разместили в отеле рядом с центральной площадью. А там - пресса, болельщики, туда-сюда. Беспокойное место.

Говорю главному тренеру: «Виктор Васильевич, будет бунт. Наших игроков тут заклюют». Тогда же как раз в «Огоньке» вышла статья Игоря Ларионова, где он критиковал порядки Тихонова. Задергали бы вопросами!

Но нас поддерживала одна шведская фирма. Пришли два мужика из их профсоюзной организации: «Вам чем-то помочь?» Я им закидываю шар, что не нравится гостиница: «Можно нам найти что-то под Стокгольмом?»

В итоге «шефы» отыскали местечко в 21 км от столицы Швеции. Приезжаем туда, мне Фетисов говорит: «Васильич, ты куда нас завез?»

- Как куда? Тихое место, никакая пресса сюда не доберется. Будете спокойно жить на берегу залива. Красивое двухэтажное здание, исторический памятник.

Могильный очень плохо провел тот чемпионат (0+3=3 очка в 10 матчах). Потому что мандраж был.

Он в автобусе сидел там, где обычно экскурсовод. Справа от водителя. Все время заводил песню: «Не сыпь мне соль на рану…»

Я к концу турнира уже устал: «Сколько можно твою «соль» слушать?»

Сборная СССР выиграла первенство мира. После победы приехали какие-то друзья. Немножко ребята пошумели, выпили. Пять утра, в семь мы уже должны уезжать.

- А где Могильный?

- Может, поехал в город? Не хватило?

Наша система в то время обязывала, что руководитель делегации должен был держать все паспорта игроков при себе. Когда я пошел в полицию и сказал, что может, один наш человек задержался в городе, показал его документ, то мне сразу сказали: «Так он уже над Атлантическим океаном летит…»

- Без паспорта?

- Вот и вопрос. Видимо, были сделаны подложные документы. К тому побегу Могильного готовились основательно.

Это ведь пробный шар организации в том заговоре. Потому что эти великие – не буду называть, вы их прекрасно знаете – не хотели собой рисковать. Ну а Могильный и Федоров кто? Мальчишки. Жили в общаге на Песчаной. Заходил как-то к ним. На столе стоят две бутылки кефира и холодное второе блюдо. А пацанов уже нет. Смотались куда-то в город, чтобы нормально поесть.

Были они на подходе к основному составу, большое внимание не привлекали. Вот их и отправили в тот побег. А потом остальные поехали…

* * *

Подробнее об истории отъезда Александра Могильного - по этой ссылке

* * *

ГЛАС НАРОДА

Сообщество ВК «Хоккейная империя»


Новости. Хоккей