Александр Сучков: Чему могут научить 22-летние тренеры?

В том, что наш хоккей сейчас на подъеме, есть вклад тысяч людей: игроков, наставников, врачей, администраторов.
news

В том, что наш хоккей сейчас на подъеме, есть вклад тысяч людей: игроков, наставников, врачей, администраторов. Один из них – тренер вратарей Александр Сучков.

В начале 2000-х Владислав Третьяк на базе СДЮШОР ЦСКА организовал детскую школу вратарей, где собрал лучших детских тренеров. Одним из основателей школы стал и Александр Сучков. Со временем его воспитанники заиграли в юниорских, молодежных и взрослых профессиональных командах.

Сейчас он работает в минской хоккейной школе «Юность», где тренирует молодых белорусских вратарей.

-- Мальчишки хорошие тут есть, -- улыбается Александр. – Но и времени много упущено. Ведь здесь после Алексея Щебланова никто вратарей не готовил.

-- Как вы попали в структуру ЦСКА?

-- После того как мои тренировки увидели такие известные в хоккейном мире люди, как Игорь Сологубов и Сергей Гимаев, мне устроили дополнительный просмотр. Так я и попал в детскую хоккейную школу ЦСКА.

-- Кого считаете своими самыми сильными учениками?

-- Конечно, это Максим Третьяк. Его я вел практически с нуля и лишь после реорганизации школы ЦСКА передал другим тренерам. С 15 лет он выступает за юношеские и юниорские сборные страны, в сезоне-2014/15 играл в МХЛ за «Красную Армию», привлекался в первую сборную страны на этапы Евротура. В этом сезоне Макс в ВХЛ будет защищать ворота фарм-клуба ЦСКА «Звезда».

-- Тяжело тренировать Максима, понимая, что его дед – Владислав Третьяк?

-- Нет. Владислав Александрович -- тактичный и профессиональный человек, в мою работу не вмешивался. До сих пор у нас дружеские отношения.

С 9 лет у меня занимается Егор Синегубкин. Иногда даже меня удивляют его трудолюбие, волевые качества, фанатичная преданность хоккею. В прошлом году Егор в составе экспериментальной сборной российских клубов играл на турнире в Лос-Анджелесе. Там его заметили, пошли предложения от американских скаутов. В частности, им заинтересовалась ведущая американская академия Shattuck. Но Егор, посоветовавшись с родителями, решил продолжить учиться в России и играть за «Спартак». Считаю, он может дорасти и до национальной команды.

А еще отмечу подающих большие надежды Вячеслава Волкова, Никиту Серебрякова, Михаила Карнаухова. Последний, к слову, привлекался на сборы национальной команды Белоруссии. Очень целеустремленный, надежный, перспективный вратарь. Работал я также с Михаилом Бирюковым, Костей Барулиным и Иваном Касутиным.

-- Кто из молодых вратарей сегодня, на ваш взгляд, лучший в России?

-- Назову все тех же: Максима и Егора. Есть, конечно, перспективные ребята и в других регионах, но объективно судить не могу -- мало о них знаю.

-- Многие вас называют жестким тренером.

-- Всегда в тренировках стараюсь применять и кнут, и пряник. Не скрываю, что многое беру из методик нашего великого тренера А.В. Тарасова. Те, кто выдерживает мои тренировки, обычно добиваются успеха в будущем. Но здесь важен индивидуальный подход. К примеру, Андрея Филоненко из ЦСКА не нужно было заставлять тренироваться. Он мог не уходить со льда часами.

-- У вас, я слышал, сын тоже вратарь?

-- Да. Раньше Павел играл в спартаковской «молодежке», сейчас выступает в дубле «Сарыарки». Кстати, я рад за того же Синегубкина, что он выбрал именно «Спартак». Во-первых, игрового опыта – выше крыши. Во вторых – с руководством повезло: и директор школы Пачкалин, и тренер Вощеникин – очень профессиональные и, главное, порядочные люди.


-- Как в целом обстоят дела с подготовкой вратарей в России?

-- Если в командах ВХЛ есть тренеры вратарей, которым по 22--23 года, то что они могут посоветовать голкиперам, превосходящим их и по опыту, и по мастерству? В детских школах тоже не все идеально. По отзывам коллег, знаю, что плодотворно работают Константин Безбородов и Виталий Чумичев.

Работа с начинающими вратарями очень непростая: каждому нужно поставить технику, заложить базовые навыки, далее оттачивать мастерство, закалять психику. Бывают очень техничные ребята, изумительно талантливые, а волевых качеств не хватает. В отличие от полевых игроков, вратарь постоянно участвует в игре. 60 минут игрового времени он находится в состоянии высокого физического и особенно психического напряжения. Раньше говорили: вратарь – полкоманды. Сегодня – это уже не полкоманды, а все  70–80%.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«В СДЮШОР ЦСКА я перешел благодаря Александру Валентиновичу Сучкову. Он порекомендовал меня Сергею Владимировичу Суяркову. Большое спасибо им за все – они очень много для меня сделали».

Вячеслав Волков, экс-вратарь юношеской сборной России.

Новости. Хоккей