«Дураки, дураки... Посмотрите на меня!». Сегодня 60 лет Борису Александрову

Сегодня исполнилось бы 60 лет олимпийскому чемпиону 1976 года Борису Александрову.
news

Сегодня исполнилось бы 60 лет олимпийскому чемпиону 1976 года Борису Александрову. Знаменитый воспитанник казахстанского хоккея погиб в автокатастрофе 13 лет назад.

Кто видел этого коренастого забияку на льду, уверен, никогда его не забудет. Он ворвался в ЦСКА Тарасова, большой хоккей стремительнее Харламова и Михайлова. Свой лучший сезон Александров провел, когда ему только-только стукнуло 20 лет.

Под Новый 1976 год ЦСКА и «Крылья Советов» отправились за океан на первую серию игр с клубами НХЛ. Счет нашим голам в этой суперсшибке в матче против «Рейнджерс» Фила Эспозито открыл именно 11-й номер гостей, который Борис взял в честь своего кумира и лоббиста Анатолия Фирсова. Тремя годами ранее он пригласил усть-каменогорца в ЦСКА. По итогам турне Александрова, а не, например, Харламова или Третьяка, североамериканская пресса назвала сильнейшим нашим игроком, а «Нью-Йорк Таймс» посвятила молодой армейской звезде аж полполосы!

Вовсе легендарным стало фото с матча в Монреале, самой зрелищной игры, по мнению многих канадских специалистов, в истории клубного хоккея. На снимке запечатлен эпизод, когда Александров у борта жестко вступает в стык с могучим Питом Маховличем, который выше армейца на две головы! Наши в той новогодней встрече проигрывали «Канадиенс» 0:2 и 1:3, уступили хозяевам по броскам 13 – 38, но благодаря великолепной игре Третьяка и голу в третьем периоде Александрова добыли-таки ничью 3:3.

- Хотя мне только 20 было, никакой боязни перед канадцами не испытывал, - позже рассказывал Александров. - Мне, наоборот, хотелось побиться с ними, забить им. Когда смотрел Суперсерию 1972 года, до слез было обидно за наших, которых били, а они не отвечали. И я тогда для себя решил, что за них отомщу. И отомстил: и побил канадцев, и забил им, лишив самой сладкой победы в историческом матче. Представляете, как бы они гордились, если бы тогда выиграли 3:2. Но я им этого не дал сделать.

Через два с половиной месяца Борис вместе со сборной СССР под руководством Кулагина выиграл Олимпиаду в Инсбруке, затем в сентябре в экспериментальном составе советской команды во главе уже с Тихоновым съездил на премьерный Кубок Канады. После этого в сборную его больше не вызывали. Александров сам сломал свою карьеру…

- Борис обладал не по годам высоким мастерством и бойцовским характером, - вспоминает многолетний капитан ЦСКА и сборной Союза Борис Михайлов, которому вчера позвонил корреспондент Sovsport.ru. – Когда он пришел в ЦСКА, мы прозвали его гаденышем. В хорошем смысле. Чуть ли не на первой тренировке пацан из казахской глубинки полез с кулаками на самого Рагулина! В команде его давно только по отчеству Палычем звали, настолько был велик авторитет трехкратного олимпийского чемпиона. И тут такая невиданная наглость!

- Новичок на «гаденыша» не обижался?

- Не знаю. Возможно. Но от факта никуда не деться. Со 174 см роста полезть на стокилограммового Рагулина, которого вся Европа боялась, который Фила Эспозито гонял… Как его еще называть?..

Впрочем, другой армейский боец Евгений Мишаков выразился иначе. После очередной разборки Александрова в заграничном турне окрестил того Кассиусом Клеем, больше сейчас известным как Мохаммед Али.

– Когда Боря в 73-м году попал в ЦСКА, я поначалу его невзлюбил, слишком уж был парень заносчивым, - рассказывал Sovsport.ru Виктор Жлуктов. - А потом, когда мы оказались в одной тройке вместе с Владимиром Викуловым, он стал моим лучшим другом. Не знаю, надо ли говорить об этом, но я во многом поспособствовал его семейному счастью: со своей первой женой Эллой (дочкой знаменитого актера Николая Крючкова) Боря встречался в моей квартире, поскольку своей в то время еще не имел. Потом были свадьба в ресторане гостиницы «Украина», рождение дочки Кати и… развод.

Я попытался расспросить Михайлова, что за человек был Александров. Однако Борис Петрович обычно с большим воодушевлением и в мельчайших подробностях вспоминающий прошлое, вдруг сразу закрылся и принялся отделываться короткими фразами:

- Общительным был. На его свадьбе я присутствовал. Николая Крючкова видел…

Углубившись в биографию Александрова, я, кажется, понял, откуда эта холодность великого капитана.

Все началось 7 февраля 1977 года. Я прекрасно помню тот матч в Лужниках ЦСКА – «Спартак», оказавшийся последним для ведущего форварда красно-белых Валентина Гуреева. Крест на его карьере за минуту до конца второго периода поставил Александров, когда сзади на большой скорости исподтишка врезался в спартаковца. Тот со всей силы ударился головой о борт, рухнул и потерял сознание. Армейца удалили на пять минут за грубость, а Гуреева на «скорой» увезли в больницу, где поставили диагноз: сильнейшее сотрясение мозга.

Эту дикую выходку видели миллионы телезрителей. Главный болельщик ЦСКА, генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев не мог не отреагировать. Назвал Александрова мальчишкой и приказал с ним немедленно разобраться.

На следующий день в ЦСКА прошло собрание, на котором игроки, в том числе капитан команды Михайлов, комсорг Третьяк, резко осудили поступок одноклубника. Федерация дисквалифицировала его на два матча и условно до конца сезона. Еще одно подобное нарушение привело бы к запрету играть за команды мастеров.

В итоге Александров был выведен из состава сборной, а одной из причин прихода Виктора Тихонова в ЦСКА и сборную, которая в 1977 году снова провалилась на чемпионате мира, стала как раз слабая дисциплина в обеих командах.

Чтобы лучше понять Михайлова, приведу слова Анатолия Владимировича Тарасова об Александрове, сказанные в интервью «Комсомольской правде» в конце 1978 года:

«У тебя, Борис, постоянно проявлялись черты эгоизма – и житейского, и игрового, ибо и то и другое всегда перекликается. Ты думал прожить жизнь один, не хотел делить славу с другими. Ты не замечал большой дружбы, которая многие годы связывает Петрова, Михайлова и Харламова, помогает им с честью выходить из самых суровых испытаний. Ты не смог оценить дружбы Анатолия Фирсова, который рекомендовал тебя в ЦСКА, и дружбы твоего замечательного партнера по тройке Владимира Викулова, который от всей души хотел помочь тебе стать выдающимся хоккеистом. И поэтому в трудную минуту у тебя не оказалось настоящего друга… Ты не научился уважать старших – и поэтому устроил драку на стоянке такси и едва не докатился до суда… Поэтому ты стал неприятен даже тем ветеранам ЦСКА, которые на редкость доброжелательно относятся к людям». 

Именно так: советский хоккей всегда был построен на том, что даже самый большой талант всегда играет на команду, а не наоборот. Потому Тарасов и сказал, что Гретцки в свою команду не возьмет. Ему не нужны были некомсомольцы, коллекционеры очков по чистому льду, на которых пашут все остальные.

Позже Александров, конечно, жалел о содеянном:

- Да - канадцы, да — Олимпиада, да — четырехкратный чемпион в Союзе, да – кавалер, да — пол-листа в «Нью-Йорк Таймс». Есть о чем вспомнить. Чего же я чаще думаю о том, что не удалось, о чем жалею? Успокаиваю сам себя, а никак не успокою! Если бы я только понимал тогда, что Тихонов имеет моральное право требовать: хоккею — или все, или ничего! Полное моральное право — он сам отдает хоккею все. И у ребят — то же право. А я отругивался: отругнусь — отстанут, вроде и победил. Если б я теперь понимал хотя бы, как остановить дураков, тем же путем идущих?! Что там в Москве с Вязьмикиным? То же самое? Дураки, дураки... Я говорю им: посмотрите на меня! Эх, сегодняшнюю бы голову да на те, на молодые плечи.

В 1978 году Тихонов перевел Александрова за регулярные нарушения режима в калининский СКА МВО. Но вскоре Кулагин возглавил «Спартак», вспомнил о бывшем подопечном и вернул его в высшую лигу. Поставил в звено к Рудакову и Шалимову, и спартаковцы вместе со звеном Михайлов – Харламов – Крутов по итогам сезона-1979/80 выиграли приз «Три бомбардира» для самой результативной тройки нападающих.

Красно-белые с Александровым взяли серебро и бронзу чемпионата. Но в 1982 году Борис, столкнувшись на тренировке с Шалимовым, получил тяжелейшую травму и уехал домой в Усть-Каменогорск. С местным «Торпедо» он еще раз вернулся в высшую лигу в 1987 году и даже завоевал приз журнала «Советский воин» за наибольшее число хет-триков в сезоне!

Именно с именем Александрова связано наивысшее достижение сборной Казахстана, которая под руководством Бориса Викторовича стала восьмой на Олимпиаде-1998 в Нагано.

…31 июля 2002 года Александров поехал на машине в Челябинск на турнир с участием «Спартака», за который тогда играл его сын Виктор. Недалеко от поселка Усть-Катав автомобиль BMW, которым управлял Александров, при обгоне пересек сплошную разделительную линию, выехал на встречку и столкнулся с ГАЗ-3110. Борис Александров и пассажир «Волги» погибли. Еще пять человек были госпитализированы.

Через 20 месяцев после этой страшной трагедии, 6 апреля 2004 года, также в результате ДТП, случившегося на набережной Красных Орлов в Усть-Каменогорске, погиб старший сын Бориса Александрова Алан, хоккеист команды «Казцинк-Торпедо«.

В этом сезоне Виктор Борисович Александров провел в КХЛ за клуб из Владивостока 10 матчей, набрал 5 (1+4) очков. Вчера вместе с «адмиралами» он выиграл в Новокузнецке у «Металлурга» - 2:0.