Как Шерлок Холмс и профессор Мориарти

Заметки Юрия Цыбанева о дерби «Салават Юлаев» – «Ак Барс».
news

Заметки Юрия Цыбанева о дерби «Салават Юлаев» – «Ак Барс».

Это не комментарий к свежему матчу «зеленого дерби» и не прогноз на приближающуюся его развязку. Это – попытка прикоснуться к бешено пульсирующему нерву серии, затмившей все прочие дела 1/8 финала.

Я не знаю, чем все это кончится. Но знаю, пожалуй, от чего будет зависеть исход. От того, насколько твердой окажется рука Игоря Захаркина, управляющая «Салаватом Юлаевым». Мы ведь, следя за прежней работой тандема, предполагали, что это Вячеслав Быков контролирует самочувствие, боеготовность и степень организованности команды – тогда как Захаркин животворными своими идеями обеспечивает, что называется, «функцию» и прокладывает тактические направления, а по ходу игры поддерживает эмоциональный фон.

Сделает ли главком «Салавата» работу над ошибками после второго поражения с тем же успехом, что и после первого, – или пружина «Ак Барса» расправилась-распрямилась уже неотразимо?

Эта серия колоритна, контрастна и вкусна, почти как СССР – Канада в 1972-м.

«Ак Барс» образца плей-офф – это мощь, драйв и геометрия. Его задача – продавить, протаранить и распорядиться единственно верными могучими движениями. Без вариантов. Проход – это проход насквозь. Щелчок – так со всей убийственной силы.

«Салават Юлаев» образца плей-офф – это стремительно меняющая мозаика маневров и комбинаций. Праздник ледовой жизни. Пир движения. Такого движения, которое накачанный мощью «Ак Барс» в удавшихся Уфе играх просто не успевал поймать. Голы Уфы – с удалых «раскидушек» в казанской зоне, с добивания повторным броском (как во втором матче) и т.д. Когда оборона «Ак Барса» просто не попадала в темп атак Уфы.

Первый гол «Салавата» в пятом матче серии, с четырехходовки, проведенной под самым носом у казанского вратаря, – несусветная наглость, если по строгим меркам «плейоффного» жанра. Творческая вершина команды Захаркина. Дальше в матче у нее невольно получился спуск с вершины.

Никто другой на Востоке так себя не вел по ходу регулярки. Все стремились занять ту или иную табличную позицию, перспективную для плей-офф. Только «Салават» и «Барс» упорно тянулись навстречу друг другу, и упрямо назначали свою встречу на первый раунд.

И Билялетдинова, и Захаркина уже тоже можно, наверное, считать стратегами. Но зачем они так жаждали междусобойной сшибки на заре плей-офф? С таким вожделением бабочки летят на свет…

Победителя серии ждет, по всей вероятности, «Авангард», команда основательная, строгая, отлаженная. И она будет априори свежей по сравнению с Уфой ли, с Казанью ли. И нужно быть слишком самонадеянным, чтобы полагать: коли в «зеленом» дерби повергнем главного лютого противника, дальше хоть кто будет нам по плечу.

Версия коллег по перу: и «Ак Барсу», и «Салавату Юлаеву» клубными боссами была поставлена негласная генеральная задача – победить заклятого соседа. А дальше, дескать, как получится – и боссы к этому «как получится» отнесутся уже снисходительно, с пониманием.

Мне в эту версию не очень верится. Слишком частная задача для клубов с традиционно крупными амбициями и далеко идущими планами.

Тогда почему? Что так тянуло Билялетдинова и Захаркина друг другу навстречу? Причем именно в первом раунде, когда можно схватиться по гамбургскому счету, меряясь багажом накопленной подготовки, тогда как помехи-издержки предшествующей серии могли исказить чистоту сравнения.

В 2010-м, когда «Ак Барс» повторно завоевал Кубок Гагарина. Билялетдинов рассуждал (в телефильме, ему посвященном) не то что с бахвальством, а скорее с налетом удивленной скромности: «Все же знают, что я делаю, как тренирую – а вот, поди ж, не могут с «Ак Барсом» справиться».

С Билялетиновым «Ак Барс» прошел четыре цикла розыгрыша Кубка Гагарина. Выиграл двенадцать серий до четырех побед. Притом только в финалах против «Локомотива» и ХК МВД расщедрился на семь матчей.

Пять лет назад инициаторы приглашения Зинэтулы Хайдяровича в сборную аттестовали его как самого сильного тренера в России. Совокупная статистика плей-офф, сложившаяся по сей день, не скажешь, что опровергает ту оценку. Хотя в силу специфики КХЛ «Ак Барсу» слишком редко доводилось сталкиваться на кубковой тропе с силами Запада.

Но тандем Быков – Захаркин, а теперь и отдельно Захаркин – это самая настоящая заноза в высокой репутации Билялетдинова. Только они, силами элитно укомплектованных «Салавата» и СКА, устраняли его с кубковой тропы. Ну как же не проверить «на слабо» профессора Захаркина, чья уфимская бригада уже не так элитарна?!

Билялетдинов вряд ли когда признается, как он воспринимает изготовителей этой «занозы». Но мы-то вправе пофантазировать! И если Зинэтулу Хайдяровича, придерживающегося отточенных собственных методик, хочется в чем-то сравнить с Шерлоком Холмсом, апологетом дедуктивного метода (и доктор Ватсон в лице верного помощника Белова тут как тут), – то Игорь Владимирович Захаркин к нынешнему моменту, пожалуй, вырос в его глазах в профессора Мориарти. Самого страшного противника знаменитого сыщика, Почти неодолимого.

И случилась между ними смертельная схватка на краю глубокой пропасти. И вроде как сорвались туда, в цепких взаимных объятиях, оба. Но потом Конан-Дойл, пойдя навстречу пожеланиям читателей, Холмса оживил.

А сейчас даже увлекательнее. И в ближайшие дни мы увидим доподлинную развязку мощной драмы.

Новости. Хоккей