Тайны королей льда

Корреспондент Sovsport.ru отправился в Сетунь, чтобы увидеть, кто и как создает скоростной лед для хоккеистов.
news

Корреспондент Sovsport.ru отправился в Сетунь, чтобы увидеть, кто и как создает скоростной лед для хоккеистов.

Прошли первые недели нашего знакомства с Datsun on-DO. Приятно удивила энергоемкость подвески и сопутствующая ей проходимость. Автомобиль наваливается на передок – и форсирует буераки не хуже кроссовера. По пути в гости к «Крыльям Советов» мы не удержались, и разыскали места, где еще не сошел снег. И места эти преодолели на раз-два. Осталось даже время погреться на весеннем солнышке – и присмотреться к машине подробнее.

Японский след

Несколько лет назад инженеры Nissan приехали на АвтоВАЗ, поцокали языками, взяли самую перспективную платформу и превратили ее в Datsun. Доработке подверглось многое, но главное внимание уделялось качеству сборки на конвейере. Введены японские стандарты и нормативы, набран новый персонал. Отечественные задумки и японский порядок дали синергетический эффект. Машина сделала гигантский рывок вперед.

Когда садишься в салон, ничто не мешает. Двери распахиваются почти под 80 градусов, проем широк, а кресло и руль обладают отменной эргономикой. Правда, длина двери ограничена аркой колеса и при закрывании есть риск прищемить ботинок. Японцы постарались нивелировать особенность компоновки, и сузили карман на двери, чтобы расширить проем. Потому бутылку туда не всунуть.

Опустившись на сиденье, чувствуешь себя словно в европейском автомобиле. Здесь все понятно с полуслова. А во главе центральной консоли врезан гигантский цветной экран. Там обнаруживаешь и Bluetooth, и навигацию – весьма почетные опции для автомобиля начального уровня!

Вообще, в салоне не ощущаешь «особенностей отечественной сборки». Все подогнано четко. Замки у бардачка, рукоятки дверей и рычажки регулировки в креслах срабатывают, как в европейском седане. Вопросов они не вызывают. Зато в максимальной комплектации почему-то нет подлокотника. Приходится держать правую руку на весу.

После нескольких недель поездок по Москве я поймал себя на мысли, что моя спина никак не реагирует на сиденье. То есть его я просто не замечаю. Спина не ноет, хотя поездки на более пафосных моделях иногда заканчивались прострелом в пояснице. Не скажу, что кресла в Datsun обладают выдающейся формой, но даже после восьми часов за рулем я чувствовал себя бодро.

Теперь об опциях. В максимальной комплектации из Datsun on-DO постарались сделать идеальную машину для России. Зимний пакет включает обогрев не только зеркал, но и переднего стекла. Если смотреть на блики света, то внутри видна тонкая сеточка проводников. Нажал кнопочку – и лед отваливается сам. Кресла греют так, что на них впору подогревать кофе.

А кондиционер имеет функцию Auto. Да-да, в Datsun on-DO сделана заявка на климат-контроль. Конечно, это не установка с Nissan, но примерную температуру он держит. Душно, холодно или жарко в машине не бывает. Просто крутишь рычажок на тепло – и забываешь о его существовании.

Теперь выбираемся со льда подмосковного и отправляемся смотреть на лед искусственный. Благо Datsun дружен с МХЛ.

Холодильник-великан

Чтобы хоккейные команды могли сойтись в ледовой битве, нужен дворец, потребляющий энергию, как целый микрорайон. Подготовка льда летом и поддержание его зимой требуют мастерства и сноровки.

Будучи в гостях во дворце спорта «Крыльев Советов» в Сетуни, мы посмотрели, какие секреты существуют при варке льда.

Еще в советские годы для холодильных машин были отведены обширные помещения внутри дворца. Ставились они на мощные фундаменты. Когда поршневые компрессоры вступали в дело, вибрации расходились по бетонным сооружениям. В начале 2000-х годов дворец прошел реконструкцию. Взамен старых машин смонтированы холодильные установки в пристройке неподалеку. Новые агрегаты в разы меньше, не требуют фундамента, покоятся на прорезиненных подушках и мощнее прежних. С их помощью можно заморозить сразу две площадки. 

Принцип работы оборудования напоминает гигантский холодильник. Оно разбито на два контура. Первый морозит 5-кубовый бак с хладогентом, где плещется этиленгликоль. Эта жидкость не замерзает при минусовых температурах и служит носителем холода. Она-то и поступает по трубам во второй контур, замкнутый на ледовую арену.

В основе ледовой площадки лежит технологическая плита, которая, как морозильник, пронизана множеством каналов для хладогента. Ее температуру доводят до минус 3 градусов. И, если вылить водички, она растечется по поверхности и застынет ровной пленкой. И вот здесь начинаются те самые секреты, носителями которых остаются ледовары.

Бритва для льда

«Водой мы наращиваем лед до толщины в 5 мм, – рассказывает технический директор дворца спорта Юрий Перепелкин. – Затем в дело вступает комбайн».

Машина, как сонный зверь, выползает из гаража и медленно курсирует по арене, таща за собой мокрую юбку. Ее водный след замерзает на морозе. Таким образом, идет поэтапное формирование площадки. От опытности водителя зависит качество поверхности, которая в идеале должна иметь оптическую точность.

Когда лед достигнет 1 см. необходимо придать ему марафет. Технологическая бетонная плита не особо притягательна на вид, и ее серый цвет просвечивает и через метровую ледяную глыбу. Поэтому специалисты выходят на арену и покрывают ее белой краской. Площадка наполняется чистым глубоким светом. Далее наносится разметка с помощью синих и красных полос.

«Раньше разметку рисовали гуашью, а теперь она делается из полотен ткани, – рассказывает специалист по варке льда Олег Крижановский. – Есть наборы разноцветных свертков фиксированной ширины, которые раскатываются по поверхности и вмораживаются в лед. Получается быстро и ровно».

Далее вновь вступает комбайн, который слой за слоем доводит лед до толщины в 5 см. А на финальных этапах поверхность шлифуется ножом и той же мокрой юбкой.

Нож у комбайна производит должное впечатление. Длиной почти под два метра он напоминает меч великана. Режущая часть напаяна из твердой легированной стали. Чем острее его кромка, тем качественнее лед. На специальном станке нож натачивается, как бритва. Дотронувшись до него, я чуть не порезал палец. Ну а при монтаже тяжелого лезвия в комбайн нужно быть особо аккуратным, иначе не избежать травм. В целом его снимают с машины один раз в 10 дней. А выхаживает лезвие около 100 часов/циклов, то есть сезон.

Зато, срезав со льда, как бритвой, верхний слой, важно нарастить финальную пленку льда, от которой и зависит скорость. Здесь от специалистов по льду требуется знание физических законов застывания материалов и тех структур, через которые они проходит. При определенной температуре кристаллическая решетка формируется рыхлой. Тогда скорости не добиться. Требуется играть с температурой и толщиной слоя воды, чтобы получить нужную структуру льда с заранее заданной твердостью. Тогда коньки перестанут вгрызаться в лед, а поверхность заблестит, как стекло.

Секреты подземелья

Но грамотная заливка – не единственное, что служит качеству льда. Важен микроклимат арены и специальная среда для идеального состояния площадки. Юрий Николаевич провел меня по подземельям дворца спорта, где размещается оборудование жизнеобеспечения. Это вентиляционные, сантехнические и электротехнические установки. Путешествие по бетонным подземельям с наружными трубами высокого давления и гигантскими вентелями напоминает фантастическое погружение в техномир. Тут чувствуется мощь сооружения, его дыхание и пульс. Здесь же видна и его эволюция. В коридорах до сих пор стоят гигантские кондиционеры, установленные еще в 1980-е годы и смахивающие на печи. Они уже не используются, но служат отличной декорацией подземного мира. Неподалеку можно увидеть энергощиты от морально устаревших систем театрального света. Здесь же энтузиасты оборудовали фотостудию. Получился почти готовый туристический техно-фэшн маршрут.

Предполагается, что эти исполинские сооружения родом из прошлого найдут свое место в музее хоккея и техники Дворца спорта «Крылья Советов».
Новости. Хоккей