Дядя Коля: Его хоккей нам нужен

null
news

ХОККЕЙ

ГОЛОС ЭПОХИ

У каждой эпохи – свой голос. Левитан – это трагедии поражений и ликование побед Великой Отечественной. Диктор Кириллов – это сухое торжество скукоты застоя. Вадим Синявский – эмоции первого глотка спортивной (хотя бы) свободы слова. А голос дяди Коли… Он стал для поколений голосом дядюшки большого семейства по имени СССР. Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Николая Николаевича Озерова.

Дядя Коля – так звали Николая Николаевича Озерова те, с кем он долгие годы работал в театре и на телевидении, кто общался с ним по работе, те, кто хотя бы на секунду попадал под магию его величайшего обаяния. Но уверен, даже тот, кто никогда не видел Озерова, как говорится, «вживую», помнят легендарное: «Такой хоккей нам не нужен!» Он произнес эту фразу во время исторической встречи канадских профи и нашей хоккейной дружины. Озеров – это голос побед нашего хоккея.

Да и не только хоккея – это голос эпохи наших побед. «Под Озерова» вошел в историю тяжелоатлет Василий Алексеев, спринтер Валерий Борзов, фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев. Его неповторимый баритон звучал в эфире, когда капитан сборной СССР Игорь Нетто поднимал над головой наш первый и последний Кубок Европы. Ему довелось вести трансляции с 14 летних и зимних Олимпиад, с 25 хоккейных и 7 футбольных мировых чемпионатов. Его актерский талант – а на счету имевшего театральное образование Николая Николаевича около 20 ролей во МХАТе – помогал ему каждый репортаж превратить в настоящий спектакль.

11 декабря Николая Николаевича Озерова, похороненного на Введенском кладбище, вспомнят родные и близкие, друзья и соратники, ученики и коллеги. Однако имя этого великого человека, уже при жизни ставшего легендой, чтят не только они, но и каждый настоящий болельщик на территории одной шестой части суши, звавшейся когда-то Советским Союзом…

Виктор НЕФЕДОВ, хоккейный болельщик, читатель «Советского спорта»:
«…Пишу в редакцию, желая выразить возмущение. Кому доверяют комментировать хоккей? Ведь вот раньше послушаешь Озерова и буквально энергией заряжаешься. На следующий день работалось лучше.

А как мы тогда за наших переживали! И из-за Озерова – тоже. Нынешние только ругают игроков. А Озеров – тот больше хвалил, старался хорошее заметить. Может, от этого и играли лучше?..»

Евгений МАЙОРОВ, телекомментатор (из воспоминаний):
«…Дядя Коля натаскивал меня, хоккеиста и начинающего комментатора. Помню, приглашает в студию на трансляцию. Я примчался, он включает микрофон, а телевизор выключен. «Комментируй матч «Спартак» – ЦСКА». – «Так игра завтра!» – «Ничего, комментируй!» Так и отвел трансляцию. А на следующий день уже вели настоящую, боевую. Мне говорили, что он многих готовил с помощью таких вот приемов…»

Виктор КОРШУНОВ, народный артист:
– Помнится, когда мы создали футбольную команду из студентов школы-студии МХАТ и актеров театра, Коля Озеров успевал быть и тренером, и игроком. Нам всем казалось, что он слегка тяжеловат, но, несмотря на это, его игра была по-настоящему эстетичной и доставляла истинное удовольствие даже соперникам. Кстати, мы звали его Комодом как раз из-за его габаритов.

Анна АЛЕШИНА, руководитель совета общества «Спартак»:
– Николай Николаевич был готов в любую минуту бросить свои дела и прийти на помощь тому, кто в ней нуждался. Устроить чьего-нибудь ребенка в пионерлагерь, а родителей в больницу – Озерову нужно было только поднять трубку, чтобы вопрос решился положительно. Его голос узнавали все, ему в принципе даже не обязательно было представляться.

Не хочу обидеть современных комментаторов, но сейчас даже некого сравнить с Николаем Николаевичем. У него всегда можно было учиться культуре речи, которая воспитывалась в нем с детства. Ведь он и вырос в творческой семье, и сам был хорошим актером. Пусть во МХАТе он практически не играл ведущих ролей, но постоянное общение с Кторовым, Яншиным, Тарасовой и другими легендами сцены не могли пройти бесследно.

Владимир МАСЛАЧЕНКО, телекомментатор:
– Мы все когда-то играли в Хомича и до сих пор все понемногу играем в Озерова. Это был настоящий мэтр спортивного репортажа, который рассказывал обо мне, когда я играл, и называл меня своим учеником, когда я пришел на телевидение. Были и неприятные моменты. В 1986 году в Мексике решением Политбюро (ни много ни мало) решающий матч должен был комментировать я, хотя первоначально на эту роль планировался Озеров. Удалось лишь сделать так, чтобы репортаж начинал и заканчивал именно Николай Николаевич.

Александр НИЛИН, писатель:
– Я познакомился с Николаем Николаевичем в 1957 году, когда студентом школы-студии МХАТ принимал участие в массовых сценах спектакля «Третья патетическая». По ходу действия мне нужно было выходить на сцену в сапогах, которыми со мной поделился Озеров, – помнится, они были огромного размера. Меня тогда очень удивило, что он, уже работая на радио, не бросил театр.

Озеров, по сути, не был профессиональным спортсменом, что для СССР было нонсенсом. При том, что он занимался спортом, он реально работал в Художественном театре, а не числился на каком-нибудь заводе слесарем или рабочим.

Вообще разнообразие его интересов говорит о том, что он был необычайно талантливым человеком. К примеру, был прекрасным спортсменом, хотя при этом слыл страшным обжорой. Жена нашего знаменитого комментатора Вадима Синявского однажды рассказала о том, как они ходили в гости к семье тогда еще молодого Озерова. Все в сборе, а Николая Николаевича нет. Синявские спрашивают брата: «Юр, а где Коля?» Оказалось, что мать заперла его на кухне, выдав два килограмма сосисок. Если бы Озеров приступил к еде за столом вместе со всеми, вся беседа пролетела бы у него мимо ушей, а так уже насытившийся будущий комментатор с интересом и пользой выслушал советы Синявского.

Озеров всегда старался отметить в своем репортаже каждый удачный ход или комбинацию наших хоккеистов, тогда как сейчас комментаторы любят подчеркивать недостатки или ошибки спортсменов.

НАША СПРАВКА

ОЗЕРОВ Николай Николаевич (1922 — 1997) – советский спортивный комментатор радио и телевидения (1950 — 1988), заслуженный мастер спорта (1947), народный артист России (1973), 24-кратный чемпион СССР по теннису (1939 — 1958), академик, кавалер многих государственных наград и Олимпийского ордена, лауреат Государственной (1982) и других премий, первый президент возрожденного Международного физкультурно-спортивного общества «Спартак».

Новости. Хоккей