Евгений Ловчев: Старостин сказал: «Многие из нас помечтают умереть на поле…»

Размышления лучшего футболиста СССР 1972 года обозревателя «Советского спорта» Евгения Ловчева по поводу смерти Сергея Гимаева.
news

Размышления лучшего футболиста СССР 1972 года обозревателя «Советского спорта» Евгения Ловчева по поводу смерти Сергея Гимаева.

Я был на футболе «Локомотив» - «Спартак». На машине не успевал доехать в Черкизово, бросил ее на стоянке и с женой поехали на окружном метро. Туда ехали – было свободно, никто не узнавал, не приставал. А обратно – уже толпа, селфи… И вдруг кто-то говорит: «А вы слышали, Сергей Гимаев умер…» «Как!» «Говорят, на хоккее в Туле…» А губернатор Тульской области Дюмин в хоккей играет – вратарь. Я подумал: «Вот, наверное, поэтому «Звезды хоккея» туда и поехали, чтобы немного заработать…» «Звезды хоккея» - команда, которой Якушев руководит, в Ночной хоккейной лиге играет, там Шалимов Витя, Ляпкин - спартаковцы, Макаров - армеец…»

Смерть Сережи - как гром среди ясного неба. Он был хоккейным экспертом. Помню, однажды выхожу из ВГТРК (у меня на «Маяке» была программа), навстречу Сергей идет со своей передачи. Обнялись. Он: «Ну, ты – жесткий! Я – мягче…» На самом деле Сережа был для меня примером, хотя моложе. То есть примером доброжелательности, если и критиковал - всегда по-доброму. В отличие от других специалистов, которые мочить готовы…

Звоню сразу Борису Михайлову. Он: «Еще толком не знаю, как все произошло… Но они же по четыре раза в неделю тренируются!» Потом на похоронах узнаю: оказывается, есть еще «молодежный» состав «Звезд», Сергей играл за оба состава и в этот день приехал в Тулу с «молодыми», ему плохо стало в первом периоде, вроде долго ехала скорая помощь…

А незадолго до этого умер Володя Петров. Боря мне позвонил: «Мы друга нашего потеряли…» Я дружил с этой тройкой - Михайлов – Петров – Харламов, общались, хотя я – непьющий, а они могли позволить себе это. Помню, сидели в армейском доме на Фестивальной (там многие армейцы квартиру получили): Боря, Володя, Цыганков с женами… Они собирались лететь в Японию на Новый год (1978-й – Т.Д.) – играть три матча с «Виннипег Джетс». Выпили, и уже ночью кто-то говорит: «А поехали к Женьке в Сокольники! Новоселье справим!» (Я тогда недавно квартиру там получил от «Спартака»). Все: «Поехали!» И начали спорить, кто за руль сядет…

В 1978-м наша хоккейная сборная, наконец, снова выиграла ЧМ, причем в Чехословакии, а ЦСКА - чемпионат. И вот в какой-то день в конце апреля утром было награждение в Архангельском - ЦСКА, а вечером сборную награждали в Доме кино. Я пошел туда. Поднимаюсь по лестнице, смотрю, Валерка Харлам идет. Он: «Женек, а что такое! Озеров рассказывает, что у тебя какие-то проблемы в «Спартаке»…» В то время у меня с Бесковым конфликт дошел до разрыва, я начал объяснять ему что-то. А он на ходу оборачивается, рукой махнул: «Скоро у нас у всех будут проблемы…» И через три года Тихонов его не взял на Кубок Канады, Валерка остался в Москве и разбился с женой на своей «Волге»… А эту его фразу - «У нас будут проблемы» - я часто вспоминал потом.

….

Вообще раньше футбол и хоккей все время рядом находились. Хоккеисты спартаковские довольно прилично играли в футбол. Старшинов, братья Майоровы, Саша Якушев, Шадрин – играли за первую мужскую «Спартака» на чемпионате Москвы. Мы то, футболисты, в хоккей играли значительно хуже, чем они в футбол. Помню, Никита Павлович (Симонян – Т.Д.) как-то в январе в коробке устроил для нас хоккейную тренировку. Джемал Силагадзе и Анзор Кавазашвили, видимо, надели коньки первый раз в жизни - весь час тренировки простояли, вцепившись в борт…

Когда умер Сережа Гимаев, сразу вспомнились три другие смерти – аналогичные.

В 1981-м (10 мая – Т.Д.), ветераны играли в Лобне, и в конце первого тайма вдруг стало плохо Николаю Ивановичу Тищенко. Великому олимпийскому чемпиону, кличка «Хохол» - упертый такой, известная история – в полуфинале против Болгарии играл со сломанной ключицей… Когда ребята пришли после второго тайма, Гиля Хусаинов (он во втором тайме заменился) сказал: «Все, не стало Николая Ивановича…» Ему было 54 года.

Через несколько лет 9 мая (1984 года – Т.Д.) ветераны «Спартака» играли в Зеленограде – часто ездили туда, подзаработать - пятерку платили, иногда десятку – «огромные» суммы! А Зеленоград рядом с Алабушево, там наш родительский дом. Я приехал туда накануне, попросил брата Славу срезать ветки, которые могли упасть на электрические провода. Говорю: «У меня полчаса есть, потом еду на матч». Он пилит, я стою внизу. И когда спилил последнюю ветку, отбросил ее, вдруг сам полетел вниз. И упал животом на забор – на штакетник. Слава богу, его не проткнуло, но ребра сломал. Звоним в Скорую помощь – она приехала быстро, я сажусь с ним и едем мы мимо этого стадиона, где должен был я играть. А на следующий день узнаю, что там в раздевалке умер Сергей Сергеич Сальников. Он опоздал, подъехал к перерыву, на второй тайм выпустили. После матча наклонился расшнуровать бутсу, и у него оторвался тромб… Ему было 58. На похоронах в спартаковском манеже Николай Петрович Старостин, который очень любил Сергеича, всегда приводил его в пример, его технику, сказал через слезы: «Еще многие из нас помечтают умереть на футбольном поле…»

Третья история. Коля Абрамов в 2005-м тоже на футбольном поле умер, на турнире министра МПС Бещева – «Локомотив» проводил на центральном стадионе. Причем, Коля раньше то мог принять на грудь, но в последнее время уже не пил… Ему было 55 лет. Это уже человек моего поколения. Потрясающий центральный защитник!

И вот на какие мысли наводят эти истории. Все эти люди, уже в возрасте, но продолжали зарабатывать деньги ногами – хоккеем и футболом. Жизнь заставляет. Я помню, чуть ли не в 70 лет Николай Тимофеевич Дементьев выходил и играл целиком тайм. А Игоря Саныча Нетто вообще невозможно было выгнать с футбольного поля! На них народ шел, и они же заводились, не могли играть плохо…

Конечно, последнее поколение «ветеранов» – Мостовой, Шалимов, Аленичев, Титов… – люди состоятельные. Им нет нужды ездить по стране за какой-то червонец, если только за компанию раз в год сыграть в каком-нибудь выставочном матче. А наше поколение и старше колесили по всей стране. Помню, поехал с ветеранской сборной СССР в Молдавию – там сыграли 15 матчей и потом две в Крыму. 17 игр – за 15 дней! Как так? А вот так! В Молдавии в субботу, к примеру, сыграли утром матч и прямо в форме садимся в ПАЗик и едем на другой стадион. А там ведь еще были «молдавские свадьбы» - ребят приглашали, выпивка рекой… Сейчас понимаю, что мы могли там многих потерять…

Я жил на ВДНХ в одном доме с Борисом Александровичем Майоровым. Однажды к нему приехало радио брать интервью, задали вопрос: «Спорт – это здоровье?» Он говорит: «Здоровье – это когда утром форточку откроешь и делаешь приседания. А когда в тебя на хоккейной площадке врезается Рагулин, сто с лишним килограммов, и впечатывает тебя в борт – какое же это здоровье!» Сердца то у всех у нас подорваны по большому счету. Мне часто говорят: «Хорошо выглядите!» Но мало кто знает, что шунтирование то уже сделано… А недавно такую же операцию на сердце сделали Валере Рейнтгольду…

И вот смотрю я футбол из той же Англии, играет «Манчестер Юнайтед», камера показывает крупным планом Бобби Чарльтона на трибуне, которому уже под восемьдесят. Я вижу респектабельного, ухоженного, благополучного человека, и мне становится обидно за наших ветеранов. Многие успевают днем тренировать детей, а вечером несутся сыграть куда-нибудь за три тысячи рублей или за пять… А многие из их воспитанников – миллионеры. Но эти ветераны столько дали своим клубам, так (я обращаюсь к клубам) дайте им достойно дожить эту жизнь! Когда эти заслуженные умирают, иногда не хватает даже средств, чтобы похоронить достойно…

Наверное, надо чтобы в клубах был какой-то отдел ветеранский. Многие скажут: «А у нас есть! И команда ветеранская есть!» Да, но эти игры до хорошего не доводят, они могут стать для кого-то в прямом смысле смертельными… Клуб предоставляет ветеранам поле – и зарабатывайте сами! Спасибо и на этом. Но вот сделали бы им прибавку к пенсии, чтобы люди чувствовали себя такими же уважаемыми в России, как Бобби Чарльтон в Англии…

Новости. Хоккей