«Ты – коммунист вери велл». Сбитый пешеход едва не стоил ему карьеры

Один из самых результативных хоккеистов в истории Вениамин Александров до последнего не хотел обращаться к врачам.
news

Двукратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира по хоккею Вениамин Александров скончался 6 ноября 1991 года на 53-м году жизни от третьего инфаркта. Смерть настигла его на рабочем месте.

«Советский спорт» продолжает чтить память своих великих предшественников. Без малого четверть века назад, 10 ноября 2001 года, в очередном номере газеты «Советский спорт» вышел материал «Потерянный амулет» — о трагической судьбе легендарного игрока по хоккею с мячом Леонида Палладия. Автором его был Борис Валиев. После этого дебютного текста и возникла рубрика, в которой Валиев на страницах газеты и на нашем сайте на протяжении 15 лет опубликовал под сотню таких исторических исследований. Это — настоящий золотой запас нашего издания и нашей спортивной журналистики. В память о нашем коллеге мы решили «переиздать» его легендарные творения уже на новом сайте. 

На Олимпийских играх 1964 года, где «золотой гол» Вениамина Александрова в матче с канадцами принёс советской сборной победу, у него произошёл любопытный разговор со шведским хоккеистом Нильсоном. Признательный за то, что шайба Александрова позволила шведам стать серебряными призерами, Нильсон на правах старого знакомого полез обниматься: «Ты, Венка, хороший человек, ты нихт коммунист!» — «Твою мать, моментально отреагировал Александров, я вам второе место устроил, и я нихт коммунист?» — «Ты — коммунист вери велл», поспешил исправиться швед.

Вениамин и впрямь оказался очень хорошим коммунистом. После чемпионата мира 1959 года он с возмущением отклонил выгодный контракт знаменитого клуба НХЛ «Торонто Мэйпл Ливз»… Впрочем, в то время иначе поступить было невозможно, но по невероятной ухмылке судьбы внук Вениамина Александрова и Всеволода Боброва (по материнской линиии) 18-летний Стас Александров сегодня играет в молодежном составе «Торонто».

Атлет, установивший рекорд в той или иной спортивной дисциплине, обрекает себя на постоянное участие во всех последующих соревнованиях независимо от того, стартует ли он в них или нет. В 1963 году 26-летний форвард ЦСКА Вениамин Александров стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР по хоккею, забросив 53 шайбы. Новый рекордсмен превысил прежнее достижение знаменитого Всеволода Боброва (52 шайбы), продержавшееся 15 лет. Этот рекорд результативности не побит по сей день, а значит, Вениамин Александров продолжает незримо участвовать во всех отечественных чемпионатах, несмотря на то, что вот уже одиннадцать лет, как его нет на этом свете. И будет участвовать до тех пор, пока кто-то не забросит 54 шайбы за сезон.

Вторым уникальным достижением Александрова является количество выигранных им титулов. За свою 14-летнюю хоккейную карьеру, вместившую в себя три Олимпиады, одиннадцать чемпионатов мира, Европы и четырнадцать чемпионатов СССР, Вениамин завоевал 27 (!) наград высшей пробы. Но и это еще не всё. За всю историю отечественного хоккея лишь трем нашим игрокам удавалось в дебютных матчах чемпионата мира забросить три шайбы, и первым в 1957 году это сделал Александров (в 1969-м его почин поддержал Борис Михайлов, в 1987-м Валерий Каменский).

Veniamin-Aleksandrov-RIA.webp
Источник фото: РИА Новости

Ну, а если говорить о командных достижениях, то тройка Константин Локтев Александр Альметов Вениамин Александров стала первой в нашем хоккее, которой удалось в неизменном составе выиграть три (!) чемпионата мира подряд (1964, 1965, 1966 гг.).

Без грязи в князи

Александров всю жизнь ходил в любимчиках великого Всеволода Боброва (а это, согласитесь, уже само по себе знаковое явление), потому что игра Вениамина, в которой все было нацелено на гол, напоминало ему его собственную манеру. А вот с Анатолием Тарасовым, всегда подчинявшим себя расчету и порой не брезговавшим в этой связи сомнительными с точки зрения классической педагогики методами, у Александрова были сложные отношения. Но именно Тарасов, приметивший Веню, как он утверждал потом, еще когда тот гонял в валенках шайбу на улице Мишина в Москве, дал ему путевку в большой хоккей.

Дословно

Анатолий Тарасов, заслуженный тренер СССР:

– Александров был форвардом милостью божьей: игра без надрыва, ласкающая глаз зрителя. Поражали каскады финтов, которые он довел до совершенства. Обводка со сменой ритма – задолго до того, как этот приём восхитил болельщиков за океаном в исполнении Уэйна Гретцки.

Александр Рагулин, заслуженный мастер спорта:

– Для Александрова не существовало ничего невозможного на льду. На редкость разнообразный хоккеист, он одинаково успешно выполнял роль как разыгрывающего, так и солиста, остановить которого было невероятно сложно.

Анатолий Фирсов, заслуженный мастер спорта:

– Вениамин сам искал соперника. И когда находил, немедленно обыгрывал. Он шел на опекуна стремительно и резко, сближаясь, не сбрасывал, а, напротив, добавлял скорость.

Veniamin-Aleksandrov-OG-1968-RIA.webp
Источник фото: РИА Новости

Дебют воспитанника армейской хоккейной школы 18-летнего Вениамина Александрова в основном составе ЦСК МО состоялся в марте 1955 года в полуфинальном матче Кубка СССР против «Крыльев Советов». Заменивший в первой тройке армейцев заболевшего Всеволода Боброва талантливый новичок, что называется, не ударил лицом в грязь. В игре, которая закончилось со счетом 5:1 в пользу его команды, Веня забросил четвертую шайбу (с подачи Виктора Шувалова) и сделал голевую передачу Ивану Трегубову, довершившему разгром «Крылышек».

Через год Александров впервые примерил форму национальной сборной, забросив три шайбы в своем дебютном матче на чемпионате мира 1957 года в Москве. Так началась его блистательная звёздная карьера, продлившаяся долгих 14 лет.

Восемь месяцев вне игры

...Которая едва не оборвалась на взлете в марте 1961 года, когда в состоянии лёгкого опьянения от выпитого алкоголя, от навалившийся славы Александров, находившийся за рулём собственной «Победы», сбил женщину на Новопесчаной улице, близ кинотеатра «Ленинград». Обошлось, слава богу, без летального исхода, тем не менее, испугавшись содеянного, Вениамин скрылся с места происшествия. Впрочем, ненадолго: нашлись очевидцы, запомнившие номер автомобиля, Александрова задержали дома и возбудили уголовное дело сразу по двум статьям.

Потом был трибунал, определивший условную меру наказания (правда, неделю на гауптвахте Вениамин все-таки отсидел): учли заслуги перед отечественным спортом, награды, факт рождения сына, которому тогда было полтора года, ну и, конечно, многочисленные ходатайства высокопоставленных руководителей армейского спорта. Виновник ДТП, навестивший потерпевшую в больнице, возместил ей материальный ущерб, но с хоккеем пришлось расстаться на восемь месяцев.

Когда же этот неимоверно длинный срок истёк, соскучившийся по игре Вениамин не стал дожидаться, когда его команда вернется из Сибири, где армейцы проводили в тот момент матчи регулярного чемпионата, а сам вылетел в Новосибирск. Очевидцы рассказывают, свою вину перед законом он в те дни отрабатывал на льду, как в штрафном батальоне: не жалея сил…

Veniamin-Aleksandrov-RIA1.webp
Источник фото: РИА Новости

Тройка вместо туза

Своих партнёров по знаменитой тройке Александров «пережил» на льду не надолго. После того, как место Локтева в 1966 году занял Борис Михайлов, а центральным нападающим в звене стал Владимир Петров, сменивший в 67-м Альметова, Александров играл еще один сезон, оставаясь наподобие лермонтовского Печорина, как выразился один из наших журналистов, «лишним человеком», поскольку без Локтева и Альметова перестал считаться лидером команды.

И в 1968 году он уступил своё место на левом краю 20-летнему Валерию Харламову. Валерий на всю жизнь запомнил день, когда Тарасов впервые выпустил его на лед вместо знаменитого партнера по команде: случилось это 23 марта незадолго до финальной сирены в матче против воскресенского «Химика». Тогда ещё никто не знал, что этот эпизод положил начало рождению новой великой тройки. А крест на хоккейной карьере Александрова поставила нелепая травма открытый перелом ноги, случившийся в игре с московским «Спартаком». После неё он так и не смог восстановиться...

Александров Третий

В сентябре 2002-го года в русском еженедельнике «Вести», выходящем в Эстонии, был опубликован материал, авторы которого, вернувшиеся из США, утверждали, что встретили там жену хоккеиста Вениамина Александрова из тройки Локтев Альметов Александров. «Вениамин был почетным гражданином города Теннеси, его еще в советское время пригласили туда потренировать детскую команду, написали они, а когда он умер, город предоставил вдове вид на жительство и пенсию».

Правды в этой информации ни на грош. Не исключено, что на самом деле её авторы встретили Галину, супругу партнёра Александрова по тройке Альметова, которая в 1991 году действительно отправилась вместе с мужем в Америку за счастьем. Но, скорее всего, журналистов ввело в заблуждение полное совпадение имени и фамилии жены Александрова и его невестки (приёмной дочери знаменитого Всеволода Боброва). Светлана Александрова-младшая в самом деле сейчас проживает на Американском континенте, но только не в США, а в Канаде.

Veniamin-Aleksandrov-RIA2.webp
Источник фото: РИА Новости

А супругу Вениамина Александрова Светлану Александровну (педагога и в недалеком прошлом завуча 659-й средней школы Москвы) мой звонок застал в ее квартире на Калининском проспекте:

– Познакомились мы с Вениамином в марте 1959 года. Он вместе с партнерами по команде пришел навестить моего отца — тогдашнего защитника ЦСКА, чемпиона мира Александра Виноградова. В тот день папа выписался из больницы, куда угодил после того, как в одной из игр ему повредили глаз, а я вернулась домой после занятий в университете. Надо сказать, своевременно, поскольку уже через два месяца, а точнее, 6 июня того же года мы с Вениамином поженились. Ему шел тогда 22-й год, но это был уже очень известный в стране хоккеист, обладатель трех серебряных медалей чемпионатов мира.

В 1960 году у нас родился сын Игорь, а через 16 лет дочь Наташа. Игорь, всецело поощряемый отцом, тоже увлекся хоккеем, входил даже в состав юниорской и молодежной сборных СССР (вместе с ним, к примеру, играл такой известный в будущем мастер, как Владимир Крутов). Потом он поступил в очень престижный по тем временам институт военных переводчиков и оставил большой спорт. Именно в институте Игорь познакомился со Светланой, и на четвертом курсе они поженились. Мы с мужем жили тогда в Болгарии, где он работал по контракту, и на свадьбу, помнится, прилетели едва ли не всей командой «Септемврийско Знамя», которую Веня тренировал.

Veniamin-Aleksandrov-RIA3.webp
Источник фото: РИА Новости

После окончания института Игорь и Света уехали работать в Венгрию, где появился на свет наш внук Стасик. В этом году ему исполнится 18 лет, живет он вместе с мамой в Канаде и выступает в молодежном составе «Торонто». Стас не только внешне похож на деда Вениамина, но и здорово напоминает его во время игры те же движения, та же манера катания, техника. Впрочем, специалисты, которые видели его в деле, говорят, что он многое взял и от прадеда Александра Виноградова, благо играет в задите. Но самое главное, Стас беззаветно влюблен в хоккей. Елена Николаевна Боброва, недавно навестившая их в Канаде, рассказывала, что он ей как-то сказал: «Если меня заберут из хоккея, я умру...»

Приз за трусость

Среди многочисленных наград Вениамина Александрова, с которыми сегодня живёт его супруга, есть и та золотая шайба, заброшенная им в решающем матче с канадцами на Олимпийских играх 1964 года. Он привез её из Инсбрука, и маленький Стас, как вспоминает Светлана Александровна, очень любил ею играть. Правда, наградой как таковой ее назвать трудно: скорее это сувенир, который Вениамин подарил самому себе, успев подхватить эту бу, после того как она побывала в сетке канадских ворот. Он очень часто вспоминал об этой Олимпиаде даже после окончания карьеры. Пожалуй, тот турнир стал для него самым памятным событием за двенадцать лет выступлений в составе сборной.

Причин для этого, наверное, было несколько. Во-первых, эта была его первая золотая олимпийская медаль.

Во-вторых, именно его гол снял все вопросы о чемпионе в решающей игре с Канадой. Ну и, наконец, в-третьих, этот успех фактически предопределил ту победную серию сборной СССР на чемпионатах мира (в том числе и в рамках Олимпийских игр), которая продлилась до 1971 года. К тому же Вениамин так и не забыл обиды, которую нанесла ему одна из центральных советских газет, назвавшая его трусом после поражения от шведов на чемпионате мира 1963 года в Стокгольме.

Veniamin-Aleksandrov-RIA4.webp
Источник фото: РИА Новости

«Если Александров в самом деле был трусом и избегал силовой борьбы, как бы он забросил сотни шайб? Как бы поражал ворота соперников в мгновение, когда всеми правдами и неправдами стараются шайбу отобрать, оттирают от неё, толкают, норовят тебя на лед бросить, особенно такие жесткие соперники, как канадцы», – говорил потом в защиту Вениамина наш легендарный тренер Анатолий Тарасов.

Его поддержал и Анатолий Фирсов: «Конечно же, Александров не был трусом, он никого на поле не боялся. Но силовая борьба это не его стихия, ему как типичному «технарю» не нужно было лезть напролом. Он был человеком, исповедовавшим другой хоккей техничный, быстрый, умный...»

Но, как известно, что написано пером, то не вырубишь топором. И даже обратный ход газеты, учредившей после Игр в Инсбруке специальный приз «За мужество» для Александрова, ситуацию не исправил. Витамин, как иногда называли Вениамина самые близкие друзья, отказался его принять, издевательски потребовав приз за трусость…

Следующая остановка сердца

Рассказывает Светлана Александровна:

– Веня был очень эмоциональным человеком, всё принимал близко к сердцу, может быть, поэтому так мало прожил. В то ноябрьское утро, я прекрасно помню, он уходил на работу счастливым и окрыленным, а в пять часов вечера мне позвонили из ледового Дворца и сказали, что он умер. Это был третий инфаркт. Первый случился в 1989 году, второй в 90-м после того, как прямо от ледового Дворца угнали нашу «Волгу». Причиной третьего, думаю, стала тяжелая и нервная, но тем не менее любимая работа, целью которой было создание профессионального хоккейного клуба ЦСКА, команды новой формации, живущей по законам спортивного рынка. Сегодня этим уже никого не удивишь, но тогда, в начале 90-х годов, это было почти революционной идеей, а все новое, как известно, во все времена сталкивалось с многочисленными противниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вениамину несколько раз предлагали сделать коронарное шунтирование, поскольку в результате больших физических нагрузок у него было значительно увеличенное в размерах, так называемое бычье сердце, но он всякий раз отказывался. Я ходила на прием к знаменитому хирургу Акчурину, и тот, ознакомившись с результатами обследования, сказал мне, что наступит время, когда мой муж сам приползёт к нему на коленях и будет умолять об операции. Но даже это не подействовало: сказывалось, видимо, то, что у Вениамина ишемическая болезнь развивалась без болевого синдрома, когда даже инфаркт он мог не заметить. В частности, первый из них был диагностирован почти случайно, с десятидневным опозданием. А когда определили, муж отнесся к нему философски, решив, что первый инфаркт лишь повод для перемены образа жизни.

Veniamin-Aleksandrov-RIA5.webp
Источник фото: РИА Новости

Силовая борьба по имени коммерция

Рассказывает Елена Боброва, заместитель директора ледового Дворца спорта ЦСКА:

— Было время, когда везде говорили о том, что Александров – это второй Всеволод Бобров. Где-то мне это даже льстило: всё-таки после того, как наши дети поженились, мы стали родными. Безусловно, он был чисто спортивным, я бы даже сказала, хоккейным человеком, и та коммерческая деятельность (пусть и связанная со спортом), которой он пытался заниматься после демобилизации, была явно не его стихией. В такой же мере, как в свое время и силовая борьба на площадке. Стрессовые ситуации, с которыми ему приходилось сталкиваться ежедневно, естественно, не могли не отражаться на его здоровье, и без того подорванном болезнью сердца.

Досье газеты «Советский спорт»

Вениамин Вениаминович Александров.

Один из самых результативных нападающих советского хоккея. Родился 18 апреля 1937 года в Москве.

Заслуженный мастер спорта. ЦСКА. В 19571968 входил в состав сборной СССР. Олимпийский чемпион 1964 и 1968. Чемпион мира 1963-1968 годов. Чемпион Европы 1958-1960, 1963-1968. Серебряный призёр чемпионатов мира 1957-1959 и чемпионатов Европы 1957, 1961. Бронзовый медалист Олимпийских игр 1960 и чемпионатов мира 1960, 1961. Чемпион СССР 1956, 1958-1961, 1963-1966, 1968. Семикратный обладатель Кубка СССР. На Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы сыграл 76 матчей, забросил 63 шайбы и сделал 35 голевых передач. Лучший бомбардир чемпионата мира – 1966. Входил в состав сборной звёзд на чемпионатах мира – 1966 и 1967.

В чемпионатах страны сыграл около 400 матчей, провел 351 шайбу. С 1968 года на тренерской работе, которую начал в детско-спортивной школе ЦСКА. С 1970 – старший тренер болгарского клуба «Септемврийско Знамя» и сборной Болгарии. С 1973 – старший тренер СКА (Ленинград). С 1974 – второй тренер ЦСКА. С 1977 – главный тренер Спорткомитета Вооружённых Сил СССР. С 1981 – старший тренер болгарского клуба «Септемврийско Знамя» и сборной Болгарии. С 1986 – старший тренер детской спортивной школы ЦСКА. После демобилизации – тренер ХК ЦСКА. Награжден орденом «Знак Почета». Умер 6 ноября 1991 года в Москве.

Заглавное фото: РИА Новости
Новости. Хоккей