Артур Ирбе о матче Россия - Латвия: Маленькая собака хочет укусить большую. Но войну не надо вспоминать
После утренней тренировки сборной Латвии корреспондент «Советского спорта» Павел ЛЫСЕНКОВ поговорил с тренером вратарей латышей Артуром Ирбе.
- Как мне работается в сборной Латвии? Очень приятно вернуться в рабочую атмосферу. Все-таки пару лет я был не в хоккее. Только со стороны за ним следил, - говорит Ирбе. - Мне удобно работать с Тэдом Ноланом. Я много матчей провел в НХЛ против его команд. Его философию работы можно понять довольно быстро.
- Следите за вратарями сборной России?
- Конечно. Тем более за вас играет мой, можно сказать, воспитанник.
- Да, вы работали в «Вашингтоне» с Семеном Варламовым. А вот до сборной не доехал Сергей Бобровский, который реально претендует на «Везина Трофи» (лучший голкипер НХЛ).
- Может даже, он MVP получит. «Харт Трофи». Если бы «Колумбус» попал в плей-офф, то 100 процентов.
- Чем объясните взлет Бобровского?
- Его успех в том, что он нашел свою команду. «Жакеты» в него воистину поверили, дали шанс. И Сергей был готов его получить именно сейчас. Потому что поиграл в НХЛ пару лет. Приспособился, привык. И в «Колумбусе» он оказался очень нужен. То есть все шашки на правильные поля встали.
- Пресса Филадельфии ругает Брызгалова. А что скажете вы как специалист?
- Он когда-то тоже претендовал на «Везину», выступая в «Финиксе». Уверен, что Брызгалов по-прежнему очень хороший вратарь. Он не растерял свои качества. Но видимо возникли проблемы в «Филадельфии». Не всегда голкипер сможет идеально вписаться в новую систему команды.
…Мимо прошел тренер сборной России Дмитрий Юшкевич. «Правда, что на тренировке ты быстрее игроков бегаешь, Артур?»
- Я притворяюсь, - засмеялся Ирбе.
- Переход Варламова из «Вашингтона» в «Колорадо» пошел ему на пользу?
- От «Вашингтона» всегда ждут большой победы. Там серьезная психологическая нагрузка. Там Варламов выдержал, научился плавать, играл хорошо. А «Колорадо» - это новая ступень в карьере. Пусть аутсайдер, но там на него полностью сделали ставку. Сезон получился сложным, но Семен показал себя достойно. Он – работяга, здорово прибавил. Мы встретились. Посмотрел на него – парень в плечах стал шире. Физика прекрасная. Она очень важна, чтобы проводить по 82 матча за сезон и быть стабильно первым номером своего клуба.
Но Варламов еще растет. Он пока молодой вратарь, все у него впереди.
- А почему вы ушли из «Вашингтона»?
- Я отработал два года в команде. Но решил не продлевать контракт. Мне поступило новое предложение от «Кэпиталз». Однако имелись персональные причины. Семья, здоровье…
Я уехал в Латвию. Меня очень домой потянуло. Чтобы остаться в НХЛ, все должно было сложиться так, чтобы я не смог отказаться. Но этого не было.
- А что вы делали эти два года без работы?
- Лечился. У меня возникли очень серьезные проблемы с коленом. Очередная операция, прошел курс реабилитации.
- Латвия побеждала Россию в 2000 году, в 2003-м… Для вас матч с нами имеет подтекст?
- Конечно. Это ведь как дерби «Клипперс» - «Лейкерс» в баскетболе. Особенный из-за соседства. И потому, что это первый матч в чемпионате. Нам нужны очки в любой игре. Мы понимаем, с какой командой играем, насколько это сложно. Но главное – на каком месте мы окажемся 14 мая, когда завершится групповой турнир.
- Все-таки вы кричали в 2000 году ту знаменитую фразу, которую вам приписывают? Дескать, за дедушку вы отомстили. Тогда еще Латвия победила сборную России…
- Было дело. Конечно, тогда захлестнули эмоции. Все-таки первая победа над Россией. Исторический подтекст…
- Так что вы сказали?
- Много версий. Очень разных. Я скажу так: уважаю многих людей. И не надо приписывать войну. На льду не происходит война. У меня много друзей в России. Но маленькая собака всегда хочет укусить большую. Чем сильнее соперник, тем радостнее его победить.
- Но от ответа вы ушли.
- Я не скажу конкретику. Уже 13 лет прошло. Но я не сказал тогда ничего запрещенного. Это вздор, если кто думает так. Просто Латвия очень радовалась своей победой, мы гордились ей, и захлестнули эмоции. Историческая ситуация, что латыши сначала входили в Советский союз, а потом освободились...
- А может, мы от вас освободились.
- Может, и так. Значит, у нас уже есть общий язык. Сейчас почти вся Рига говорит по-русски. У Владислава Третьяка есть недвижимость в Латвии, у Ильи Никулина. Юрмала почти вся русская. Так что мы не звери.
- Может, общую территорию сделать?
- Я так не думаю. Но главное, чтобы соседи хорошо дружили.





