«Народная газета» представляет: Почему наследники Валерия Харламова требуют с МХЛ и КХЛ деньги за имя отца?

Обозреватели «Советского спорта» Дмитрий Пономаренко, Дмитрий Нестеров и Сергей Бегишев попытались разобраться в скандальной ситуации вокруг вручаемого в МХЛ кубка Харламова.

Обозреватели «Советского спорта» Дмитрий Пономаренко, Дмитрий Нестеров и Сергей Бегишев попытались разобраться в скандальной ситуации вокруг вручаемого в МХЛ кубка Харламова и носящего имя легендарного хоккеиста дивизиона КХЛ.

Из блога «ПОХРУСТИМ ЛЕДКОМ? О хоккее - начистоту!» (мнение Дмитрия Пономаренко)

Рубанула по мозгам новость – наследники Харламова требуют денег от МХЛ и КХЛ за использования имени своего великого отца. Речь идет о Кубке Харламова (МХЛ) и Дивизионе Харламова в Восточной конференции КХЛ. В МХЛ уже готовы убрать Харламова из название Кубка.

И вроде все по закону. Появилась некая патентная компания, которая обладает правами на использование имени Харламова. Кстати, предполагаю, что появилась она не с бухты-барахты. А во время создания фильма «Легенда №17». В кинобизнесе за такими вещами следят строго – иначе хлопот потом не оберешься.

Но с кино все понятно. Кино зарабатывает деньги. И уже заработало, сняв фильм о нашем самом знаменитом хоккейном форварде. Другое дело – хоккей.

Ну, давайте по-честному. Что изменилось бы если бы один из дивизионов КХЛ носил бы имя не Харламова, а Тихонова, Фетисова, Мальцева, Макарова… Продолжать можно долго.

Такая же история и с Кубком Харламова. Неужели за главный трофей МХЛ юниоры сражались бы с меньшим азартом, носи он другое имя? Чушь! С таким же успехом Кубок мог носить название не только героев прошлого, но и нынешних игроков. Я бы на месте руководства МХЛ всерьез задумался над этим. Ведь Харламов для нынешних пацанов именно легенда. А по возрасту дедушка, если не прадедушка. Им куда больше подошел Кубок Малкина, Овечкина, Дацюка. Если подвести еще и политическую платформу – то однозначно Ковальчука (за возвращение в Россию и разрыв контракта в НХЛ).

Если разобраться, то еще большой вопрос - кто кому денег должен? Лиги - наследникам Харламова. Или, наоборот, родственники Валерия Борисовича – лигам, за память их знаменитому предку. Ведь далеко не во всех видах спорта, все обстоит также хорошо, как в хоккее. Многие герои прошлых Олимпиад и чемпионатов мира забыты напрочь. А Харламова, в том числе благодаря КХЛ и МХЛ, вся страна знает. Потому и фильм сняли именно про него, а не про Михайлова, Якушева, Петрова, Мальцева и других участников Суперсерии-72. Хотя у каждого из них – своя не менее интересная хоккейная судьба.

Если по человечески – в лигах таким образом просто почтили память великого форварда. А если перевести эту фразу на коммерческий язык – сделали ему бесплатную рекламу, создав из него не просто знаменитого игрока, но чуть ли не символ всего нашего хоккея.

Надо ли платить деньги (по слухам весьма немалые, речь идет о миллионах долларов) за использование имени Харламова? Наверняка лиги (КХЛ и МХЛ) никогда на это не пойдут. Тем более, что их пытаются сейчас обязать платить задним числом – за прошедшие четыре года.

Что произойдет если в ходе этих коммерческих или даже судебных разбирательств имя Харламова исчезнет из названий Кубков и Дивизионов? Кто от этого выиграет? Никто. Посещаемость матчей, уверен, не упадет. Просто в душе останется грязный, неприятный и даже стыдный осадок. Даже не знаю за кого. Наверное за то, что ничего святого в нашей жизни действительно не осталось…

Кубок Харламова

Из блога «Хорошо болеть за мясо?» (Мнение Дмитрия Нестеров)

Вчера мы узнали, что главный трофей Молодежной хоккейной лиги лишился имени. За всей юридической казуистикой, которой с каждой минутой становится все больше, скрывается очевидное: родственники великого хоккеиста либо сами, либо через подкованных в этих делах представителей хотят заработать на имени Валерия Борисовича. Давайте отставим уже разговоры о кощунстве и о том, что он, наверное, уже три раза перевернулся в гробу. Есть закон. Справедливый, или нет, - вопрос десятый. И МХЛ надо как-то выходить из ситуации.

Снова на первый план выходит фильм «Легенда№ 17». Понятно, что все началось из-за него. Наверняка создатели картины перед тем, как приступить к работе, договорились с родственниками Харламова и оформили право использования фамилии в лучшем виде. Коммерческий успех и резонанс от фильма можно было легко предвидеть. По-моему, высказавших о нем мнение, больше, чем посмотревших его. Настало время получать дивиденды с узаконенного права. Тем более, когда деньги можно снять с таких солидных организаций, как МХЛ и КХЛ (в главной лиге есть ведь дивизион Харламова). Так почему и не снять?

А нашим хоккейным лигам ничего не остается, как расплачиваться за собственную недальновидность. Предполагаю, что босс Высшей лиги Герман Скоропупов выдохнул с облегчением, прочитав вчера новость о Кубке Харламова. И еще раз порадовался, что ему в голову в свое время пришло красивое старинное слово «Братина». Именно так главный трофей ВХЛ называется. И уж ее никто у лиги не отберет.

КХЛ, наверняка сможет договориться с правообладателями и Дивизион Харламова название сохранит. Но может и на принцип пойти. В конце концов, великих хоккеистов у нас много, и не у всех такие ушлые родственники. Дивизион переименовать – ерунда, никто и не заметит.

А вот с Молодежной лигой все гораздо сложнее. Уже сейчас слова ее управляющего директора Дмитрия Ефимова о том, что «…наш главный трофей с первого дня был Кубком Победителя Чемпионата МХЛ, но носил имя Валерия Харламова» выглядят оправданием. И тех солидных денег, которые требуют за имя, у лиги, скорее всего, нет. Между тем, МХЛ начинает пятый сезон, и болельщики уже успели привыкнуть к названию кубка. Именно к Кубку Харламова, а не к тому, которое с первого раза не выговоришь. И терять его лига, конечно, не хочет.

Обидно, что мы, активно позиционируя себя как профессиональные (первые, вторые в мире) хоккейные лиги, не задумываемся над такими простыми вопросами. И не предполагаем, что вдруг настанет время и придет некий человек, вытащит документ и заявит права на то, что мы без сомнений считали своим. Нам захочется его раздавить, как клопа, марающего святое. Но на его стороне закон, и он, на самом деле – как тот «гаишник». «Вы превысили скорость. – Я больше не буду. – А больше и не надо». И достает протокол.

И теперь, скорее всего, МХЛ придется подключать административный ресурс. Дмитрию Ефимову идти в высокие кабинеты. Всем известно, кто у нас недавно заболел хоккеем, встал на коньки. Совсем скоро Олимпиада, да и тема развития и популяризации молодежного хоккея – выигрышная. Так что, идти, брать с собой графики увеличения посещаемости, прочие отчеты об успехах МХЛ, заслуженного Владимира Юрзинова и доказывать необходимость сохранения имени Харламова. Если подействует – вопрос решится. Или правообладатели подвинутся в цене весьма значительно, или еще что-нибудь произойдет. Указания сверху у нас не игнорируются. Чревато.

Правда, наверняка есть и другие выходы. Ну вот, к примеру. Можно договориться с известным шоуменом Гариком Харламовым. Наверняка он не станет ломить заоблачную цену. Записать его фамилию в уставных документах МХЛ, все равно их никто не читает, и пусть потом юристы копья ломают и решают, чья там на кубке фигура. Абсурд? А куда мы без него?…  

Управляющий директор МХЛ Дмитрий Ефимов 

Из блога «Национальный вид спорта на букву «Х» (мнение Сергея Бегишева)

Не успел по всей стране прогреметь фильм «Легенда № 17», который вызвал жаркие споры о правдивости истории Валерия Харламова, как его фамилия снова взорвала Интернет. Только теперь по куда более прозаичному поводу: «наследники и правообладатели» имени великого хоккеиста хотят заработать на том, что главный трофей МХЛ и дивизион КХЛ носят его имя.

Рвануло там, где не ждали. В рядовом интервью управляющий директор МХЛ Дмитрий Ефимов вдруг обмолвился, что главный трофей лиги сменил название. Новое – Кубок победителя чемпионата МХЛ.

Чуть позже лига выпустила пресс-релиз, который пролил свет на происходящее.

- Никакого переименования кубка не было, - говорилось в пресс-релизе. - Наш главный трофей с первого дня был Кубком победителя чемпионата МХЛ, но носил имя Валерия Харламова. В настоящий момент лига была вынуждена приостановить использование имени великого хоккеиста, так как ведутся переговоры о сотрудничестве и правах использования имени Валерия Харламова с его наследниками и правообладателями. Мы искренне надеемся, что эти переговоры успешно завершатся и наш кубок как и прежде будет носить имя прославленного игрока.

Кто же эти «наследники и правообладатели»? За разъяснениями мы обратились к Дмитрию Ефимову.

- Я не хочу усугублять сложившуюся ситуацию, сейчас идет переговорный процесс, и любые резкие движения могут его осложнить, - осторожничает управляющий директор лиги. – В связи со сложившимися обстоятельствами мы были вынуждены убрать имя Харламова при упоминании кубка. Но что меня поразило, тут же в Интернете на нас полилась грязь. Мы еще и плохими стали, оскорбили память великого хоккеиста. Мало с нас того, что столкнулись со всеми этими сложностями...

- Кто эти «наследники и правообладатели»?

- Все же знают, какие наследники у Валерия Борисовича...

- Речь о сыне Александре?

- Я этого не говорил. Давайте остановимся на формулировке «наследники и правообладатели».

- Хорошо. Не кажется ли вам, что появление этих «наследников» связано с выходом фильма «Легенда № 17», после которого о Харламове узнала вся страна. А ведь еще года четыре назад, когда вы называли так трофей, 7 из 10 человек при упоминании этой фамилии считали, что речь идет о шоумене Гарике «Бульдоге»…

- По крайне мере, не сведущие в хоккее люди – да. Валерий Харламов погиб в 1981 году, а самые старшие ребята у нас в лиге сейчас – 1993 года рождения. Они родились через 12 лет после гибели игрока, и, конечно, он для них – лишь виртуальная фигура. Я считаю, факт того, что наш кубок носит имя Харламова, только прославляет Валерия Борисовича. Тем более, мы не коммерческая организация, и ни копейки не зарабатываем оттого, что он так называется. Трофей мог носить имя любого другого советского хоккеиста, и ничего бы не поменялось.

Но мы решили, что назвать кубок именем Харламова будет самым правильным. Потому что отталкивались от слов Валерия Борисовича. Он при жизни не раз говорил, что когда закончит карьеру игрока, будет заниматься юношеским и детским хоккеем.

- Не секрет, что Харламов присутствует на кубке в виде фигурки. Что будет с ней? Скажете, что это Вася Пупкин?

- Кубок - это произведение искусства. Тем более, на кубке нигде не написано, что это Валерий Харламов. Там есть хоккеист под номером 17, и у него есть некое портретное сходство с Харламовым, но оно относительное. Соответственно, юридически заставить нас убрать эту фигурку никто не сможет.

Что ж, Ефимов не назвал имя «наследника», пожелавшего заработать на имени Валерия Борисовича. Но по информации «Советского спорта», речь предположительно может идти о сыне форварда – Александре. Он, впрочем, от всего открещивается…

- Я не в курсе происходящего, - рассказал Харламов-младший. – Вернее, в курсе – прочитал об этом вчера в Интернете. Не более того. Наверное, теперь мне придется узнать, что происходит.

- То есть, вы ничего не знаете о том, что кто-то хочет получить вознаграждение за использование имени вашего отца в названии главного трофея МХЛ?

- Что хотят получать? Вознаграждение?! Кто такое сказал?..

- А по моей информации вы непосредственный участник событий.

- Нет, я еще нигде не участвовал.

- То есть, заработать на имени отца не хотите?

- У меня не было таких мыслей.

Возникает вопрос, у кого же тогда такие мысли возникли? Мы не говорим о том, что они незаконны. Скорее, речь о моральной стороне дела.

Так вот, как нам кажется, к Александру Харламову пришли люди из патентной конторы «Романовы и партнеры», и порекомендовали не теряться, а попытаться заработать на имени отца. Подзадорили, накрутили, и сын Валерия Борисовича согласился с доводами.

Дальше они, предположительно, уже вместе пошли в МХЛ и выставили счет за четыре года использования имени Валерия Харламова в названии кубка, а также предложили подписать новый контракт еще на пять лет. Речь идет о десятках миллионов рублей.

- Если лига пойдет на это, то вторая сторона станет долларовым миллионером, - сообщил нам инсайд, - Но у МХЛ таких денег нет…

Кстати, любопытный факт: правообладателем на имя Валерия Борисовича теперь предположительно является не только Харламов-младший, но и та самая контора «Романовы и партнеры». Люди, которые не имеют к хоккеисту никакого отношения. Но, более того, они, предположительно, хотят еще заработать и на КХЛ за то, что та использует имя Харламова в названии дивизиона.

По нашей информации, в руководстве КХЛ выступают категорически против этого, и сейчас ведут переговоры с Александром. Пытаются его убедить не делать глупостей и договориться. Что ж, если это получится, то все вернется на круги своя. А если нет… Очень может быть, что в очередь за деньгами в лигу выстроятся родственники Чернышева и Тарасова, Боброва и даже Гагарина, чьими именами названы остальные дивизионы и главный трофей КХЛ.

Интересно, не придется ли и нам – журналистам – платить за то, что мы используем имя Харламова в своих текстах.

Ждем исхода переговоров…

Новости. Хоккей