Главный тренер ХК «Лев» Кари Ялонен: «Торпедо» открыло мне дорогу в сборную
Под руководством Кари Ялонена «Торпедо» добилось своего лучшего результата в Кубке Гагарина (выход во второй раунд плей-офф в сезоне 2011/2012), но уже в следующем сезоне финский тренер был отправлен в отставку, не дожидаясь окончания регулярного чемпионата КХЛ. Спустя год с небольшим бывший наставник «Торпедо» вернулся в Нижний Новгород уже в качестве главного тренера пражского «Льва» и прояснил некоторые моменты своей отставки в интервью корреспонденту «Советского спорта» в Нижнем Новгороде Нише Шумиловой.
- Кари, насколько неожиданной для вас стала отставка с поста главного тренера «Торпедо»?
- Для меня досрочный разрыв контракта в прошлом сезоне стал настоящим сюрпризом, и я до сих пор не понимаю, почему руководство ХК «Торпедо» пошло на такой шаг, приняв совершенно неправильное решение. Большую часть чемпионата мы находились в зоне плей-офф и лишь на короткое время выпали из первой восьмерки. Да, турнирная ситуация была непростая, но команды, претендовавшие на место в восьмерке, шли очень плотно, и нельзя говорить, что «Торпедо» далеко-далеко отставало от главных соперников. В итоге же, после моего ухода нижегородская команда не попала в плей-офф.
- Правильно ли я понимаю, что вы уверены: с вами «Торпедо» попало бы в плей-офф в прошлом сезоне?
- Да, конечно.
- Среди претензий, высказанных в ваш адрес руководством клуба, была и такая, что Ялонен потерял контакт с командой, перестал заходить в раздевалку. Согласны с этим?
- Это неправда! Честно говоря, после отставки я особо не интересовался, чем мотивировало руководство ХК «Торпедо» свои действия в отношении меня. Это хоккейный бизнес, и я как тренер со своей стороны должен был подчиниться тому решению, которое принято руководством клуба. Однако если руководство ХК Торпедо» действительно говорило такое о моей работе, то я сильно удивлен, узнав об этом. На посту главного тренера «Торпедо» я действовал так, как считаю нужным. У меня есть свои методы работы, и если кто-то будет уверять, что я потерял контакт с командой, тогда они попросту врут.
- Позволю себе процитировать высказывание губернатора области Валерия Шанцева, приведенное на официальном сайте клуба со ссылкой на одну из нижегородских газет: «Мы встречались с Ялоненом дважды перед Новым годом. Разговор шел очень серьезный. Но он упорный человек и стоял на своем - я сделал задел в прошлом сезоне, в этом сезоне хоккеисты должны сами, по сути, без его участия работать, совершенствовать мастерство»...
- О каких встречах с губернатором идет речь?! Нет, не было такого. И ничего подобного я тоже не говорил. Все это неправда.
- В связи с подобным расставанием, у вас от работы в ХК «Торпедо» остался не совсем приятный осадок?
- Нет-нет. Во-первых, мне очень нравилось работать в «Торпедо». В Нижнем Новгороде замечательные болельщики, хорошая команда, у которой был супер-капитан Евгений Варламов, другие ребята во главе с Михаилом Варнаковым - тоже отличные парни. Так что от нижегородского этапа тренерской карьеры у меня останется в памяти много хорошего. Во-вторых, для меня «Торпедо» стало первой командой в КХЛ, и я считаю, работа в «Торпедо» открыла мне дорогу к подписанию контракта с национальной сборной Финляндии.
- Еще один «миф», который существует в Нижнем Новгороде в связи с вашим здесь пребыванием, то, что игроки НХЛ Волченков и Семин, по большому счету, вам лично были не нужны - их вам навязали...
- Не соглашусь с такой постановкой вопроса: защитника Антона Волченкова и нападающего Александра Семина мне никто не навязывал. Все знают, что это хорошие игроки. Другое дело, что Волченков, играя за «Торпедо», получил травму ноги и мало играл в моей команде. Если бы он был здоров, тогда мог бы помочь нам. А Семин - игрок мирового класса, но в торпедовской команде у него не все складывалось, возможно, потому, что на тот момент хоккеист не был в лучшей форме. В принципе, он помогал, а был бы в оптимальном состоянии, безусловно, мог помочь еще больше.
- Когда в конце декабря 2012-го вас отправили в отставку, вы еще какое-то время находились в Нижнем Новгороде. Чем занимались и почему сразу не уехали домой, в Финляндию?
- У меня была договоренность с менеджментом клуба, что еще некоторое время после этой отставки останусь тут, чтобы завершить кое-какие дела. Чем занимался? Ходил на хоккей - смотрел каждую домашнюю игру «Торпедо».
- А почему вас было не видно на баскетбольных матчах «Нижнего Новгорода», которые вы регулярно посещали, будучи главным тренером «Торпедо»?
- (Смеется.) Вот и главный тренер БК «НН» Зоран Лукич спрашивал меня: «Почему вы не приходили на баскетбол?» Просто не было свободного времени. Я усиленно изучал русский язык.
- Психологически сложно начинать новый сезон в роли безработного?
- На тот момент я уже знал, что вскоре стану главным тренером сборной Финляндии, и у меня не было ощущения, что остался без работы. Начал готовиться к тому, чтобы занять новый пост, имея необходимый запас информации. Две недели провел в Северной Америке на тренировочных сборах «Коламбус Блю Джекетс» - работал там.
- Поясните, в Финляндии разрешается совмещать пост главного тренера клуба и сборной?
- Нет, ни о каком совмещении речи не идет. По окончании сезона я в любом случае покину «Лев» и буду полностью задействован в национальной команде.
- Команда «Лев» сильно отличается от «Торпедо», в котором вам довелось работать?
- Каких-то кардинальных отличий нет. В Нижнем Новгороде у меня была хорошая команда и сейчас в Праге тоже добротная команда. Если говорить о тренировочном процессе, то мне дается пространство для деятельности и возможность работать в том ключе, по тем методикам, к которым я привык, будучи тренером в Финляндии и затем в «Торпедо». У меня есть определенное видение тактики игры команды, стратегии тренировок, и я продолжаю так работать.
- В тренерском штабе «Льва» вместе с вами трудится Кай Раутио. А где Сакари Линдфорс?
- Сакари Линдфорс в Хельсинки, отдыхает дома. Сейчас он пока не тренирует, немного работает на местном телевидении. Когда меня пригласили в Прагу, тут уже был готовый тренерский состав: Вацлав Сикора и Айван Занатта стали моими ассистентами. Единственное, в тренерском штабе «Льва» не хватало такого человека, как Кай Раутио. Поэтому я пригласил только его.
- С какими чувствами приехали в Нижний Новгород?
- Приехал с хорошими мыслями, поскольку у меня появилась возможность еще раз встретиться с нижегородскими любителями хоккея. Хочется подарить им зрелищный хоккей.
- Готовы к тому, что эти фанаты, которые когда-то боготворили вас, сейчас будут болеть против вас?
- Что сказать... Конечно, они поддерживают свою родную команду, и это нормально. Но у меня есть настоящие друзья и среди торпедовских фанатов. (Улыбается.)





