Главный тренер сборной России Ольга Андрианова: Конфликта в сборной не было!
СОБЫТИЕ ДНЯ. ВАНКУВЕР-2010
КЕРЛИНГ. РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Если заниматься чистой математикой, наша сборная заняла на Олимпиаде девятое место из десяти команд. Если подходить менее формально, то можно сказать, что поделила шестое—девятое места. В любом случае после пятого места в Турине-2006 и четвертого на Евро-2009 мы вправе были рассчитывать на большее. Что не получилось у перспективной команды?
«МЕСТО НА ПЛОЩАДКЕ У НАС НЕ ПОКУПАЕТСЯ!»
— Ольга Александровна, когда вы поняли, что с командой творится нечто несуразное? — обращаюсь к главному тренеру и по совместительству президенту Федерации керлинга России Ольге Андриановой.
— В первом же энде первой игры с Германией. Заметила, что команда после ошибки долго не может собраться и очень нервничает, что приводит к последующим ошибкам.
— Можно списать на стартовое волнение — с кем не бывает.
— Согласна. Немкам мы проиграли, разобрали игру по полочкам и следующий матч с Данией уже провели на хорошем уровне. Но затем с командой Великобритании снова ошибаемся: «отпускаем» на пять камней в первых двух эндах. И тоже из-за простых в общем-то тактических ошибок.
— Со скипа — капитана команды, которому доверяются решающие ходы — в керлинге спрос особый. Наша Людмила Прививкова — сильнейшая в сборной на протяжении многих лет. Что с ней произошло?
— Тактика игры в стандартных ситуациях у нее действительно отработана до автоматизма. Но для того чтобы догнать противника в этой игре, нашей команде приходилось рисковать...
— А может, это приход в команду юной Анны Сидоровой сказался? Раньше Прививкова чувствовала себя полновесной хозяйкой в доме, а теперь ощутила конкуренцию и занервничала...
— Я так не считаю. Девчата привыкли играть разными составами, четыре года тренируются вместе, знают, что они одна команда и что тот, кто будет готов лучше, тот и будет на площадке. А хозяек в команде нет. Никто себе место на площадке «не купил»! Если я вижу хорошего игрока — я всегда возьму его в команду. В сборной должны играть самые лучшие!
— Во время матча с Великобританией в эфире было слышно, как наши девушки ругаются между собой. Мне даже из Москвы звонили: что у них там, дескать, творится?
— Я специально прослушала все записи с технического канала, ночь не спала. Но ничего, что не соответствует принятым в керлинге нормам обсуждения, не обнаружила. А на повышенных тонах девочки разговаривали, потому что очень шумно в игровом зале.
— А говорят — в сборной конфликт...
— Полная ерунда! Видимо, кому-то очень хочется такой конфликт в команде найти. Если в команде пять игроков, а на площадке четыре, то тренер в необходимых ситуациях всегда должен делать замену. Делаю это и я. Было понятно, что для выправления ситуации надо что-то менять. Мы с командой обсудили, как будем играть следующий матч, и я поставила на последние броски Сидорову: процент выполнения игровых заданий в предыдущих играх у нее был выше.
— Сидоровой уже здесь, в Канаде, исполнилось 19 лет! Является ли Олимпиада полигоном для такого рода экспериментов?
— Олимпиада для нас является главным соревнованием четырехлетия. И Сидорова попала в сборную не случайно: она была четвертой на молодежном первенстве мира 2009 года и четвертой на Евро-2009, где уже играла вице-скипом.
«В МАТЧЕ С ЯПОНИЕЙ БЫЛО ЗАТМЕНИЕ»
— Но и с Сидоровой мы две следующие игры — США и Швейцарии — уступили.
— Вообще-то играла не Прививкова и Сидорова, а команда, в которую входят пять игроков. Да, выиграть не получилось, но мы провели эти встречи очень ровно.
— Однако вы снова вернули на капитанский мостик Прививкову. Извините, Ольга Александровна, но со стороны показалось, что вы просто «поплыли»...
— Ничего подобного! Почему замены в других командных видах спорта не вызывают у вас такой реакции? Мы можем менять игроков в зависимости от того, насколько удачно тот или другой выполняет свои броски. Правда, лишь раз за игру. Я посчитала, что Люся отдохнула психологически после неудачи с Великобританией и теперь готова к новым победам.
— И — угадали! 10:1 с будущими олимпийскими чемпионками — это было что-то.
— Эта команда вообще удобна для наших девчонок, так как шведки играют в классический керлинг. Мы и на Евро их недавно обыграли.
— После этой победы перспективы выхода в плей-офф уже перестали казаться слишком туманными. Только выигрывай оставшиеся матчи, да и все.
— Действительно, простейшая задача, если забыть о том, что здесь собрались лучшие команды мира. Мы к каждой игре относились с максимальной ответственностью. И, как вы понимаете, после такой уверенной победы я на игру с Японией состав не меняла.
— 6:0 после пятого энда — это как три-четыре мяча вести в футболе после первого тайма!
— Что-то в этом роде. Но после седьмого энда счет становится равным. У команды наступает затмение — по-другому и назвать не могу. Тренер японцев уже собрал вещи и домой было пошел, а тут — такое...
— И даже после этого был шанс вырулить — мы снова повели в два камня.
— И снова проиграли в одном энде три, а потом зацепились за ничью и уже в экстраэнде снова «попали» на три очка. Фантастика! Я просто не могла поверить, что мастера такого уровня могут проиграть в такой комфортной ситуации, иначе бы опять перетряхнула состав прямо по ходу поединка. Что поделаешь — это игра... Отрицательный опыт — тоже опыт.
«Я СЛИШКОМ ЛЮБЛЮ ЭТИХ ДЕВЧОНОК...»
— Как оцениваете выступление в Ванкувере: это провал или наш нынешний уровень?
— Это не провал, но команда была готова к более высокому результату.
— Как его достичь?
— Ведущие специалисты утверждают, что «взрослым» керлинг становится только после достижения игроками 30-летнего возраста, когда к игровому опыту добавляется психологическая устойчивость. На Олимпиаду в Турин канадская федерация послала 50-летнего скипа Расса Ховарда. Он и помог молодым партнерам выиграть турнир. И шведки сейчас прислали на Игры ветерана Аннет Норберг, хотя она не выиграла в этом сезоне даже внутренний чемпионат. Это было специальное решение федерации! Керлинг в России еще молод, мы пока просто не успели вырастить у себя взрослых скипов.
— Когда придет наше время?
— К сочинской Олимпиаде команда успеет достаточно повзрослеть. Сейчас же никто — даже самые титулованные иностранные специалисты! — не гарантируют успеха команде на нынешнем этапе ее развития. Все отмечают, что она хорошо обучена и способна показать высокий результат на соревнованиях любого уровня, но может и провалиться.
— Вы рассматриваете вариант привлечения иностранцев к работе со сборными?
— При подготовке к сочинской Олимпиаде — возможно. Мы вообще не стоим на месте, все время находимся в творческом поиске усиления игры. Пока все варианты — в стадии обсуждения.
— У президента Федерации Андриановой есть претензии к наставнику сборной Андриановой?
— Конечно. Я знала, что нельзя готовить только одного скипа. Но скип — это от Бога, это хорошая техническая подготовка, позволяющая точно выполнять последние броски в энде, огромные знания, память, логическое мышление, интуиция. Хорошего скипа за два-три года не подготовишь. В этом сезоне основную работу я вела с Прививковой, как с самой опытной. Однако жизнь внесла коррективы, и в ходе турнира пришлось делать замену. Наверное, такой вариант надо было проработать заранее.
— А у главного тренера сборной Андриановой есть недовольство президентом Федерации?
— Наверное, есть. Вообще главная моя беда — я своих девчонок слишком сильно люблю. Они пришли ко мне 12-13-летними, когда керлинг в стране только начинался. Мы ничего о нем не знали и учились всему вместе. Они очень хотели победить, но, очевидно, в силу своего возраста не выдержали огромной нервной нагрузки.