Маленький принц. Николай Ковалев сенсационно выиграл свою первую личную награду на олимпийских играх
ЯКИМЕНКО НЕ СПРАВИЛСЯ С ВОЛНЕНИЕМ
Фехтовальный день начался с трагедии. Поражение Алексея Якименко в 1/8 финала – это примерно как если бы Усэйн Болт не вышел в финал легкоатлетической стометровки. Якименко – призер Олимпиады, трехкратный чемпион мира, четырежды выигрывал первенство континента... Вполне себе, в переводе на фехтовальный язык, человек-молния.
Нашу главную звезду останавливает американец Дэрил Хомер. Темнокожий, мощный, внешне он гораздо больше смахивает на одного из соперников Болта, чем на мастера сабли. Нанеся последний, 15‑й укол, Хомер снимает маску и недоуменно смотрит вокруг. Якименко закрывает лицо руками. Смешанную зону он минует быстрым шагом, сказав лишь: «Извините, но ничего комментировать я сейчас не могу».
– Леша не выдержал чисто психологически, – говорит за Якименко первый вице-президент федерации, четырехкратный олимпийский чемпион Станислав Поздняков. – Он зажался, перегорел. При счете 9:14, поняв, что терять уже нечего, расслабился и начал показывать свое фехтование. Но отыграв пять уколов, снова вернулся в прежнее скованное состояние и проиграл. Американец же выжал из ситуации максимум, на который был способен.
– Якименко имеет огромный опыт, почему же он перегорел?
– Я сам прошел пять Олимпиад и знаю, о чем говорю. Эмоциональное напряжение во время Игр настолько велико, что тут не выдержать может кто угодно.
КОВАЛЕВ ПРИШЕЛ В СКАЗКУ
«Командный боец» – в фехтовании это звучит обидно. В спорте индивидуалистов важно быть первым, единственным. Стоять на пьедестале вместе с соотечественниками, конечно, все равно почетно, но ох как не то. А Ковалев никогда ничего не выигрывал в одиночку...
На этого 25‑летнего парня с вечно удивленным взглядом особенно не рассчитывали. Первый номер мирового рейтинга немец Николас Лимбах выходит на четвертьфинальный бой против Николая с плохо скрываемой улыбкой. Ковалев мигом спускает фаворита с небес на землю – 4:0. Счет еще дважды выравняется, но в итоге Ковалеву удается дожать Лимбаха – 15:12! Николай падает на помост и лежит там, воздев к небу руки. Для него эта победа – сродни олимпийскому золоту.
– С Колей одно удовольствие работать, он четко исполняет все указания тренеров, – восхищенно скажет Поздняков. В полуфинале против венгра Арона Силаги Ковалеву оставалось только идти ва-банк. Команды судьи «пре», «алле» – и в бой.
Волнение проявляется в деталях. Венгр в перерывах спокойно стоит, Ковалев – переминается мелкими шажками. Каждый свой удачный удар Силаги встречает зычным ревом. Наш саблист за весь бой голос не подал ни разу.
– Ко-ля! – затягивают на трибуне наши фехтовальщики. Поболеть за Ковалева команда пришла в полном составе: здесь и шпажистки, которым уже завтра выступать, и даже Якименко. До счета 7:8 Николай еще держится, а затем пропускает семь ударов подряд. За 20 минут следующего, бронзового поединка решится вся его жизнь. Бронза: это прием у президента, шикарный автомобиль, многочисленные премии, не говоря уж о фантастическом чувстве удовлетворения от собственной работы и гордости за страну; или четвертое место – сплошное разочарование и пустота. Вспомнит ли тогда вообще кто-нибудь саблиста Ковалева лет через десять?
Забитая до отказа «Иксель Арена» поддерживает русского парня в бронзовом бою. Зрители любят подвиги – а Ковалев свой уже совершил, дойдя до финальной части. 10:4 в пользу россиянина – и Поздняков на трибуне разгибает затекшую спину. Станислав сам успел пофехтовать против Ковалева, но тогда это смотрелось как дуэль зеленого юнца с легендой.
В перерыве Николай через переводчика общается со своим тренером, французом Кристианом Бауэром. Бауэр что-то успокаивающе втолковывает, гладит по спине, хлопает по плечу... Впереди последние, решающие уколы.
За два удара до победы у Ковалева ломается клинок. Зрители свистят, думая, что это тактическая уловка, чтобы потянуть время. Николай абсолютно спокойно выбирает новую саблю с огненно-красным эфесом. Еще удар – и маска летит куда-то под помост. Ковалев целует фехтовальную дорожку, которая привела его из обыденности в сказку.