«Алекно – наше все». Корреспондент «Советского спорта» узнал, как работает в Лондоне российская съемочная группа
Лондон-2012
Трансляции олимпийского волейбольного турнира отличаются от картинки, которую видят российские зрители с других соревнований. Именно на волейболе работает съемочная группа АНО «Спортивное вещание», которое будет делать национальный сигнал с Игр в Сочи. Соответственно, из Лондона наши болельщики тоже видят не обычную телетрансляцию, а ориентированную на российского зрителя.
«В СОЧИ БУДЕМ СИЛЬНЕЕ»
На «Эрлз Корт», где проходят игры волейбольного турнира, работают 16 камер официальных бродкастеров плюс шесть российских. Еще две наши камеры закреплены за телекомментаторами, а одна ждет своего звездного часа: ею будут снимать в раздевалке в день финала.
– Наша бригада работает здесь, чтобы поставить акценты на наиболее интересных событиях, лицах, на самых ярких действиях наших игроков. Скажем так: мы русифицируем трансляцию, – говорит гендиректор «Спортивного вещания» Василий Кикнадзе. – Делаем это абсолютно осознанно, с тем чтобы зрителю было интересно смотреть: представляем игроков, даем статистику.
– Тяжело было договориться о съемке на Олимпиаде?
– С OBS (Olympic Broadcasting Services – структура, специально созданная МОК для показа Игр. – Прим. ред.) договорились легко. Но потом наши коллеги удивились тому размаху, с которым мы развернулись, тому, насколько серьезно мы собираемся менять картинку. Но все-таки мы договорились о том, чтобы по максимуму применить те принципы, которые нам необходимы, чтобы отработать технологию для Сочи. Хотя, надо признать, получилось не все. В чем-то OBS нам отказала.
– Почему?
– Где-то мы опоздали с переговорами, которые надо было вести еще полгода назад. Для нас же это все в новинку: впервые советская или российская ПТС (передвижная телестанция. – Прим. ред.) работает на Олимпиаде. Где-то мы, наоборот, перебрали.
– Почему был выбран волейбол?
– Первый канал просил нас снимать легкую атлетику, «НТВ–Плюс» был заинтересован в теннисе, поскольку у них есть теннисный канал. Проблема была в количестве аккредитаций, которые мы могли получить, поскольку на эти виды спорта нужно большое число камер и отдельных редакторов на каждый корт или дисциплину. Нам и так с кровью доставались аккредитации, спасибо Первому каналу и ВГТРК, которые поделились своими. В волейболе такого количества людей не нужно.
– Можете сказать, что картинка из Сочи будет лучше, чем из Лондона?
– Так нельзя ставить вопрос. Тем более что основной сигнал все равно будет делать OBS. На нас будет национальный сигнал. Но в Сочи мы будем гораздо опытнее, сильнее и профессиональнее, чем в Лондоне.
«ЖЕНЩИН СНИМАЕМ КРАСИВО»
Наша ПТСка стоит в огромном ангаре «Эрлз Корт» рядом с телестанцией официальных бродкастеров. Различия очевидны уже на первый взгляд: суперсовременная ПТС – наша, прибыла своим ходом из России и через полтора года будет работать на Играх в Сочи. Видавшая виды – официальной телегруппы. Вы удивитесь, но на волейболе в Лондоне почему-то работает съемочная группа с... Кубы.
– Почему так получилось – загадка для всех, – говорит главный режиссер «Спортивного вещания» Станислав Хитрин. – Поляки, американцы или японцы сделали бы картинку намного лучше. Когда кубинцы увидели современную технику, которую получили в управление (она используется для показа чемпионата Англии по футболу), у них глаза на лоб полезли. Они такую никогда не видели.
– Вы довольны картинкой, которую делают кубинцы?
– Скажем так: я ожидал увидеть другое. Телекомпании, которые приезжают на Игры, тоже должны показывать высочайший уровень мастерства. Я настраивался на то, что нам придется улучшать классную картинку, что достаточно сложно. Мы же видим кучу ошибок. С одной стороны, это хорошо – можем давать больше своих планов, с другой – это неправильно. Хочется все-таки соревноваться с сильным соперником. Мне есть с чем сравнивать: я видел трансляции с гимнастики, где работает китайская бригада, с плавания. Не знаю, кто там работает, но там все супер.
– Какие именно ошибки допускают кубинские телевизионщики?
– Они стараются, но получается не очень. То, что они делают, – это прошлый век. Объясню: допустим, в игровом моменте мяч упал около линии. Можно просто показать, попал он в площадку или нет, а можно поймать эмоцию игрока – радость или отчаяние, и все и так будет понятно. Именно так показывала Кубок мира польская компания «Полсат». Сейчас много говорят о том, что на футбольном Евро был сделан шаг вперед в плане телепоказа, а я считаю, что впервые это было сделано в волейболе.
– На каких игроков нацелены ваши камеры во время матча?
– Всех лидеров, естественно, мы знаем. Работаем по Максу Михайлову, Мусэрскому, Тарасу Хтею. Чисто визуально хорошо смотрится Тетюхин, Бутько весьма телегеничен.
– Как вы это определяете?
– Сергей в кадре выглядит очень мужественно, а у Александра – длинные волосы, он похож на мушкетера. Женщинам они должны нравиться. Алекно, тренер-скала, конечно, наше всё. Он очень эмоциональный, для показа – просто подарок.
– А в женской команде?
– В первую очередь – Катя Гамова, лучшая волейболистка мира. Мария Перепелкина, Наталья Обмочаева. Главная задача здесь – показать наших волейболисток красиво.