Автор песни «Игры, которые мы заслужили…»: Никаких шансов поехать на олимпиаду
Кто бы и что ни сказал про Олимпиаду, самые цитируемые строчки о ней принадлежат Карену Кавалеряну. Человек, написавший «Игры, которые мы заслужили целой страной…» рассказал о Тимати, вдохновении, которое придумали поэты, и тексте между двумя булочками.
‑ Когда и как написали главную песню про Игры?
‑ Летом 2007 года, я с семьей отдыхал в Паланге, позвонил мой соавтор, композитор Николай Арутюнов. Сказал, что на него вышли представители оргкомитета Сочи-2014, это было перед сессией МОК где-то в Каракасе. Наша делегация должна была делать презентацию заявки, и гимн был одной из ее частей. Николаю предложили написать Олимпийский гимн.
‑ Что сначала появилась музыка или стихи, важно ли вам это?
‑ Сначала Николай Арутюнов сделал 3 или 4 музыкальных наброска, из которых Оргкомитет выбрал один. Его я и подтекстовывал. Мне все равно – написать текст на музыку или просто от вольного. Если есть идея, она уложится в любой размер.
‑ За сколько по времени удалось написать?
‑ Сейчас уже не помню, но скорее всего, как обычно – 3-4 дня ушло на русскую версию, еще неделю – на английскую. Ее, к сожалению, так и не записали, а впервые исполнила Диана Гурцкая на Паралимпийских играх в Ванкувере.
‑ Сложно писать на заданную тему?
‑ Для профессионального поэта-песенника это обычное дело. Так или иначе, мы на время написания перевоплощаемся в исполнителя, который потом исполняет песню со сцены. Поэтому любой заказной номер – сочинение на заданную тему.
‑ Не возникает ли потом сложностей писать для себя, писать по вдохновению?
‑ Честно говоря, я никакой разницы не вижу. По мне, «вдохновение» придумали сами поэты, чтобы во-первых, производить впечатление на барышень, а во-вторых – водить за нос издателей, раскошелившихся на аванс. Когда мне нужно сделать работу, я просто беру карандаш, блокнот, и начинаю писать. Вдохновение – вообще миф.
‑ Были ли какие-то условия, что должно присутствовать в тексте: символика, образы и т.д.
‑ Оргкомитет сформулировал, в целом, довольно внятный слоган «Игры, которые мы заслужили». Единственная проблема – в нем не было какого-то объединяющего элемента. Было непонятно, кто это «мы». Возможно, члены оргкомитета имели ввиду самих себя. Поэтому я позволил себе расширить слоган, дописав «…вместе с тобой…». И все встало на свои места – получилось «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой». Это уже больше похоже на правду.
‑ Как писали припев, сразу ли пришел?
‑ Моментально, как это обычно и бывает, когда нравится музон.
‑ «Голосуем за», что имели в виду, голосование за место проведения игр?
– Разумеется. Песню планировалось презентовать на сессии МОК, и это звучало, как призыв исполкому проголосовать за Сочи.
‑ Был ли гонорар за эту песню наибольшим в карьере?
‑ Нет, конечно. Я вообще не помню, был ли он.
‑ Был ли какой-то конкурс или изначально знали, что ваш текст будет гимном?
‑ Каким бы известным и титулованным ни был автор, такую песню кому-то одному писать не доверят. Всегда существует внутренний тендер. Кто еще участвовал в конкурсе, я не знаю. Недавно мне рассказали, что Олег Газманов тоже написал свою версию гимна.
‑ Сложно ли искать рифму к слову Россия, сила ведь одна из самых частых?
‑ Я знаю только одну чистую рифму – мессия. Но ее в нормальной песне не употребишь. Так что пришлось попотеть.
‑ Гимн поют Билан, Валерия, Юля Савичева, вас устраивает подбор исполнителей?
‑ Насколько я знаю, исполнителей собирали, что называется, «с миру по нитке» - звали тех, кто в день съемки клипа не был на гастролях. По мне, так вообще не имеет значения, кто его спел. Что бы изменилось, если Билана, допустим, заменил Лазарев, Киркорова - Басков, а Ротару – Пугачева?
‑ Речитативную вставку для Тимати также писали вы?
‑ Гимн состоит из трех куплетов и припева. Рэповую вставку писал не я, и как она появилась в песне – для меня загадка. Гимн утверждали без нее.
‑ Как в принципе относитесь к рэпу?
‑ К рэпу в целом отношусь… с недоверием. Но вот что бы я точно сделал, так это с удовольствием его из этой песни убрал. На мой вкус, это вообще чистое недоразумение.
‑ Если бы вам предложили, чтобы вашу песню исполнил любой из ныне живущих исполнителей, кого бы хотели услышать?
‑ Стиви Уандер
‑ Вы написали «Never let you go« Билану, «Старый отель» для Браво «Ждет тебя грузин» для Павлиашвили есть ли какой-то технический рецепт припева, который зацепляется за слушателя: рифмовка, длина строки, рифмующиеся части речи, ритм?
‑ В принципе, основные законы знают даже графоманы. Только вот хиты пишут не все. Бог его знает, почему это получается у меня. Наверное, просто везет.
‑ Какой из известных сочиняли особенно долго?
‑ Я пишу быстро. Текст «Ночного рандеву» сочинил вообще в перерыве между двумя сдобными булочками, минут за 20. Песня – это мгновение, она пишется или сразу, или никогда.
‑ Не обидно ли что поэт всегда в тени?
‑ Это часть профессии. Все цветы и аплодисменты забирает артист. Ну, или почти все. Со временем привыкаешь. Те, кому надо, знают – кто написал ту или иную песню – продюсеры, артисты, медиа. Слушателям интересно шоу, а не титры.
‑ За какими видами будете следить на Олимпиаде?
‑ Наверное, за хоккеем. Ну, возможно, за женским керлингом. Разумеется, не по спортивным причинам.
‑ Будете ли за кого-то болеть персонально?
‑ Я вообще не болельщик. Спортивные мероприятия смотрю в фоновом режиме.
‑ Поедете ли в Сочи?
‑
Никаких шансов. Я домосед.