«В Англии, если тебе что-то не нравится, нужно молчать». Интервью со спортсменкой, выбравшей Россию

В сентябре Международная федерация водных видов спорта утвердила смену спортивного гражданства Татьяной Белоногофф.
news

В июле 2018-го Татьяна Белоногофф выиграла юниорский чемпионат Европы в составе сборной Великобритании, а в феврале этого года появилась информация, что спортсменка собирается поменять спортивное гражданство на российское.

Процесс занял некоторое время, и вот в сентябре все было оформлено официально. Первое большое интервью Татьяна дала журналу «Плавание». Мы приводим выдержки из него.

«ПЛАВАНИЕМ ЗАНЯЛАСЬ СЛУЧАЙНО»

Танина мама – русская, отец – американец русского происхождения. В 1990-х он работал в Москве, после кризиса 1998 года ему предложили работу либо в Штатах, либо в Лондоне. Семья выбрала Англию, и Таня родилась уже на Туманном Альбионе. Плавать она начала очень поздно  в 11 лет, до этого почти никакого спорта не было. Правда, задатки большой спортсменки были видны и раньше: Белоногофф несколько лет подряд выигрывала кроссовые забеги в школе.

– Как же вы в итоге очутились в бассейне? – первый вопрос Татьяне.
– Случайно. Старший брат решил заняться плаванием, и мама его отвела в клуб поблизости. Ему понравилось, пошли неплохие результаты и летом он отправился на сбор в Евпаторию. Мы с родителями поехали вместе с ним, но просто на море  позагорать-поплавать. Тренер Лариса Вениаминовна Горчакова меня увидела и спросила маму: «Вы кого привели: мальчика или девочку?» Заявила, что девочку, то есть меня, обязательно надо отдать в плавание, что у меня хорошие данные. Мне она сказала: оставайся у меня, начнем спортивную карьеру. Не знаю почему, но я сразу согласилась.

– А какие именно данные у вас заметила тренер?
– Высокий рост, длинные ноги, большие для девочки ступни и ладони. Коленки как-то по-особому выгибались у меня, как нужно именно для брасса. Она бросила меня в бассейн и говорит родителям: «Смотрите как она лежит на воде, как делает то, как делает это. У нее талант!»

– Вы наверняка не раз вспоминали этот момент. Почему все же согласились тогда?
– Сама не могу понять... Видимо в том, возрасте для меня плавание стало чем-то новым и интересным. Тренировки, лагеря, другая, насыщенная жизнь. Правда, потом наступил кризис. Помню, когда уже вернулась в Англию, очень мне не интересно было тренироваться: специально уходила в раздевалку минут на десять, только чтобы пропустить какое-то скучное задание. Ленивая была. Намного интереснее, чем плавание, мне было сидеть на диване и смотреть телевизор. Только лет в 13-14, когда я поняла, что у меня реально получается, пришел азарт, без которого в спорте никуда, и я начала уже серьезно тренироваться.

– На брассе специализировались с самого начала?
– Поначалу я только брассом умела плавать, другие стили мне ставили намного позже и с большим трудом.

– Вы сказали, что в 13-14  лет у вас начало реально хорошо получаться, в чем это проявилось?
– На самом деле, уже на первых тренировках я начала обгонять брассом детей, которые уже несколько лет занимались плаванием. Притом, что у меня вообще никакой спортивной подготовки не было. Я плавала быстро, но особо об этом не задумывалась  плыву и плыву. При этом тренировалась два-три раза в неделю. Вскоре отобралась на чемпионат Юго-Восточного региона, там уже маме сказали: «Посмотри, она фактически ничего не делает, а как плывет! Представь, что будет, если перестанет ерундой заниматься!»

– Все дистанции брассом плаваете?
– Сейчас, да. Помню на первенстве Европы 2018 года я очень плохо проплыла 200 метров. Очень тяжелая для меня дистанция была, и я ее стабильно плохо плавала. Мы вообще с тренером тогда договорились, что раз не получается, я плаваю эту дистанцию условно раз в год и то, только «потому что надо». Специализация была  50 и 100 метров. А когда я в прошлом году начала заниматься с Ириной Германовной Вятчаниной, она сказала: «Даже не думай: плывешь всё!» И вообще сказала, что 200 у меня должно даже лучше пойти, чем остальные дистанции.

«БРИТАНКОЙ СЕБЯ НИКОГДА НЕ СЧИТАЛА»

Татьяна закончила школу в прошлом году, и перед ней встал выбор, куда поступать. Где-то сильнее был сам вуз, где-то  плавательная команда при нем. В итоге выбор пал на Эдинбургский университет. Но тут в жизни Белоногофф появился новый тренер.

– Как так получилось, что вы начали заниматься с Ириной Вятчаниной?
– Мы созвонились в начале прошлого года, а в июле я приехала к ней в Таганрог. Буквально на десять дней: познакомиться, попробовать потренироваться. Мне все очень понравилось, и вот я теперь занимаюсь у нее.

– Чем отличаются тренировки у Вятчаниной от занятий с другими тренерами?
– Раньше я плавала  в команде, и нас у одного тренера было человек 30. Он давал задания, мы выполняли. Сейчас все по-другому: я у тренера почти одна (с нами еще плавает Саша Осипенко). Получается индивидуальный подход, когда тренер контролирует фактически каждое твое движение и требует, чтобы все было идеально. Она такая, какое-бы слово подобрать...

– Максималист?
– Можно сказать и так. Тренироваться у нее очень тяжело физически, раньше у меня ничего подобного не было. При этом тренировки никогда не бывают скучными  всегда интересно, всегда что-то новое.

– Вас уже не раз спрашивали, и все же: почему вы приняли решение поменять спортивное гражданство с британского на российское?
– Момент тонкий, и мне хочется быть политкорректной в ответе на этот вопрос. Если коротко, то в отличие от Великобритании в России более объективный отбор в сборную команду. Там все более субъективно, и я с моим тройным гражданством, русским именем и не совсем британским характером не подходила тренерам сборной. В какой-то момент я уже отчаялась, потому что шансов попасть в национальную команду там не было никаких. Плюс я себя всегда считала русской, нас мама всегда так воспитывала, что мы русские, которые просто живут в Англии. Мы ходили в русскую школу по выходным, дома говорим по-русски, читаем русские книги, смотрим российское телевидение. Британкой я себя никогда не считала.

– Родители что вам советовали?
– С мамой я делилась своими проблемами, она меня поддерживала и тоже очень хотела, чтобы я плавала за Россию. Папа, говорил, что ему без разницы, за кого я плаваю, он не давил на меня, сказал, что поддержит любое мое решение. Кто точно очень обрадовался, так это мои родственники в России, ведь я теперь здесь, и мы видимся намного чаще.

– Вы сказали, что у вас не британский характер...
– В Англии себя нужно вести определенным образом. Надо быть сдержанным. Если тебе что-то не нравится, нужно молчать: давать волю эмоциям нельзя. У меня, видимо, это не очень получалось.  Я слишком эмоциональная, и если мне что-то не нравится, я этого не скрываю. Именно Англии я не очень подхожу.

– Интересно, на каком языке вы думаете?
– 50 на 50. Когда долго не разговариваю на русском, начинаю больше думать по-русски и наоборот. Бывает, что ловлю себя на экзамене на мысли, что предмет сдаю на английском и надо думать на английском, а я думаю на русском. То есть автоматически переключаться с языка на язык не получается.

«ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОПАСТЬ В СБОРНУЮ»

В школе Татьяна увлекалась историей, поэтому выбор Исторического факультета Эдинбургского университета был логичным. Однако после переезда в Россию Белоногофф пришлось взять академический отпуск.

 Очень люблю историю, а еще  рисовать,  признается Татьяна.  В Эдинбургский университет еще вернусь, а пока хочу поступить в России на заочное. Отправила уже электронные письма в разные университеты.

– Интересно, какой у вас любимый период в истории?
– В Великобритании мы особо ничего не изучали кроме истории Британской империи XIX  начала XX века. Наверное этот период, который на самом деле очень интересный, его и можно назвать любимым. Что касается истории России, то меня тоже всегда привлекал XIX век.

– В Санкт-Петербурге, где вы теперь живете, у вас уже есть любимые места?
– В Питере мне все очень нравится... Назову все же Невский проспект, очень люблю там гулять.

– Как пережили карантин?
– Сидела на даче в Подмосковье у бабушки. Тренировалась два раза в день: бегала, каталась на велосипеде.

– В свободное время что делали?
– Рисовала. Читала книги, которые были на даче. Телевизор смотрела, бабушке на огороде помогала.

– Что посадили?
– Редиску, лук, морковку, салат, чеснок, щавель, петрушку, укроп. Что-то еще... А, кабачки, фасоль, горох.

– С интернетом, видимо, на даче было плохо?
– Да, не очень хорошо, – смеется в трубку Таня.

– За какими-то видами спорта помимо плавания следите?
– Люблю синхронное плавание и художественную гимнастику  это безумно красиво.

– Как вы восприняли новость о переносе Игр в Токио?
– Поначалу было обидно, ведь все так ждали Олимпиаду. Я тоже очень ждала, вне зависимости от того, попаду ли туда. Потом поняла, что мне этот перенос на руку. Ведь я совсем недавно тренируюсь с Ириной Германовной. Надеюсь, что в следующем году результаты пойдут уже намного лучше. Очень хочу попасть в сборную, это моя самая большая цель. Тем более, что обстановка в российской сборной по-настоящему классная, и мне очень нравится.

Новости. Плавание