Давайте подождем

Ольга Морозова *
ТАЙ-БРЕЙК
Прошедший в Москве финальный турнир Кубка Федерации не только назвал своих героев, но и поставил перед любителями тенниса, а также специалистами ряд вопросов.
Главное, что хочется сказать о «Финале четырех» Кубка Федерации, который только что прошел в Москве, — что турнир был очень интересным. К сожалению, две наши теннисистки, которые не участвовали в одиночках — Петрова и Дементьева — были нездоровы или находились не в самой лучшей своей форме. В ином случае девчонки могли бы побороться за победу. Ведь матч Россия – Франция – это был практически финал. Мы же видели, как легко выиграли француженки у сборной США — сопротивления почти не было. Хотя можно, например, отметить замечательный поединок между Меганн Шонесси и Мари Пирс.
А вот Моресмо, которая в конце года смогла так прекрасно провести ряд турниров, своей формой просто потрясла. Но для игрока высокого класса это и является основным показателем уровня мастерства. Она прекрасно играла в Лос-Анджелесе на итоговом чемпионате и прекрасно сыграла в Москве. Это очень сложно сделать, и мы должны этому учиться.
Что произошло со Звонаревой, проигравшей обе свои одиночки? Мне кажется, она была просто психологически не готова. Она еще очень молодой игрок. Да, у нее были прекрасные победы в этом году и мы все радовались за нее, когда она на Открытом первенстве Франции справилась с самой Венус Уильямс. Это говорит о том, что у нее есть огромный резерв. Но у каждого спортсмена бывают и спады, и волнение. И мне кажется, что на Кубке Федерации Звонарева сыграла не в свой лучший теннис как раз по причине волнения. Когда она в следующий раз будет играть, то надо подумать, как ей помочь, чтобы она могла реализовать моменты в таких решающих матчах.
Что касается наших резервов, то когда есть 4 игрока уровня двадцатки, то, конечно, хочется, чтобы их было и 6, и 8, и 10 и чтобы они выступали лучше всех на любом турнире мира. Мне кажется, что Бовина – неплохой игрок, зрелый. Подрастают Шарапова, Сафина, и они уже потихонечку «кусаются». У меня был замечательный тренер Нина Сергеевна Теплякова. Она всегда говорила, что лучше идти по ступенькам уверенно вверх, может быть, оступиться на одну, но не на пять. Поэтому, может быть, это даже и лучше, когда теннисистки прогрессируют не так быстро, как, допустим, это сделала Курникова, которая потом вдруг оступилась.
Очень радует, что у нас есть Шарапова. Хоть она и не тренируется у нас, а воспитывается в Америке, но она же русская девочка. Она хорошо играет, и уже «кусается» в средних турнирах, а маленькие уже давно прошла. Я разговаривала с одним из специалистов в Америке по поводу ее игры. Он сказал, что года через 4 она будет суперигроком. Давайте подождем. В принципе, я думаю, что у нас есть возможность «ждать». Есть с кем «ждать». Потому что у нас есть и Лена Дементьева, и Надя Петрова, и Вера Звонарева, и, конечно, Настя Мыскина. Все они готовы играть и побеждать. А вот как они будут сами прогрессировать – это уже в их руках. Это зависит от их внутреннего настроя – что они хотят в жизни. Быть в десятке лучших теннисисток мира – это очень хорошо. Если подумать, допустим, в балете войти в мировую десятку лучших танцоров мира – это звучит! Значит, наши девчонки уже оказались на таком уровне!
Ну а как дальше? Они должны быть лучшими специалистами в своем деле. Это очень сложно, потому что конкурентов очень много – и все талантливые, одаренные физически соперницы: и бельгийская команда неплохая, и американки. Другой вопрос, есть ли у россиянок возможности. Я считаю, что есть, потому что они благодаря своему таланту добрались до такой вершины. Главное, что теннисистки действительно у нас волевые! И в матче с Францией им не хватило чуть-чуть, в том числе и удачи.
* Ольга Морозова – финалистка Уимблдона в одиночном разряде (1974), двукратная финалистка Уимблдона (1968, 1970) в миксте с Александром Метревели, победительница «Ролан Гаррос» в паре с Крис Эверт (1974). В 1980 годы – капитан сборной СССР в Кубке Федерации (дважды финалистка – 1988, 1990).





