Большой Куш. В финале встретились теннисистки, на которых делали ставку организаторы турнира

ТЕННИС
ЧЕМПИОНАТ ВТА
Победительницами полуфинальных пар стали Мария Шарапова и Серена Уильямс. Они выиграли, соответственно, у Анастасии Мыскиной и Амели Моресмо. После окончания матчей выяснились обескураживающие подробности: у Серены Уильямс проблемы с памятью, Мария Шарапова любит позу героя, Анастасия Мыскина собирается повоевать.
Я шел к трибунам от лифта, что доставляет журналистов из подвального пресс-центра на первый ярус «Стейплз-центра», как вдруг дорогу перегородила... медленно падающая, огромная, в полтора человеческих роста, картонная фигура Серены Уильямс. Гораздо более плоская, чем в жизни, Серена прежде стояла на видном месте и радостно приветствовала прибывающую на теннис публику.
Но то ли ветер дунул, то ли толкнули по неосторожности... Раздались испуганные вопли, и кто-то сердобольный бросился поднимать упавшую. Оказалось, это курьезное событие предвещало удачный для Серены день.
В первом полуфинальном матче дня американка встречалась с француженкой Амели Моресмо.
Стартовый сет выигрывает француженка (6:4), и возникает ощущение, что она так и закончит матч на победной ноте. Во втором сете она ведет 3:1, и тут случается розыгрыш, совершенно изменивший настроение теннисисток и ход игры.
Серена начинает сердиться. Ее подача. Ясно: если она допускает брейк, можно будет чехлить ракетку. Уильямс борется отчаянно. Не часто в последнее время она демонстрирует такую подвижность. С гримасой боли на лице, несколько раз переводя счет с «ровно» на «больше», она делает эйс.
У Амели не получается удар слева – ее самое грозное оружие. Серена все злее, ее удары – точнее. На тай-брейке она показывает весь свой технический арсенал. А он богат (7:2).
В заключительном сете соперницы разыгрывают выдающийся восьмой гейм. Серена роняет мяч. Причем болбои, будто сговорившись, отвернулись и не обращают на нее внимания. Серена укоризненно смотрит то в одну, то в другую спину – окликнуть не позволяет достоинство. После этого делает три ошибки на подаче подряд. Ритм в теннисе – великое дело. Гейм получается длительным и эффектным. Он прекращается, когда Моресмо тянется за мячом, не успевая сделать даже полшага, и Уильямс ведет 5:3. В итоге – 6:4.
СЕРЕНА УИЛЬЯМС: Я ЛЮБЛЮ СВОИ ГЛАЗА
Серена выходит на пресс-конференцию в майке, на которой красуется: «Я люблю себя».
– Вы хотите, чтобы мир знал, насколько вы уверенно себя сейчас чувствуете?
– Ой, я и забыла, что на мне эта майка.
Как же! Молния куртки стратегически расстегнута ровно настолько, чтобы продемонстрировать надпись.
– Да, я люблю все в себе. Свои ноги, руки, губы. И еще свои глаза. Я хочу, чтобы все помнили, как важно любить себя.
– Накануне встречи с Марией Шараповой вам вспоминается Уимблдон (тогда Шарапова победила Уильямс в финале. – Прим. А.Т.)?
– Я не уверена, что я играла Уимблдон в этом году. Это был кто-то другой.
В первом ряду сидит журналист из «Комсомольской правды». Рядом с ним кто-то из ВТА оставил рацию, по которой служащие переговариваются между собой. Серена отвечает на очередной вопрос привычным штампом:
– Что бы ни случилось – выиграю я, проиграю или сыграю вничью…
Вдруг рация оживает и принимается командовать во весь голос. Наш корреспондент, желая сгладить возникшую неловкость, хватает устройство, крутит все подряд ручки, нажимает кнопки, пытаясь заглушить. Серена царственным взглядом окидывает его и произносит:
– Не очень-то профессионально. Даже я свой мобильный перевела в беззвучный режим. Так, на чем я остановилась?
ЗА ЧТО ПРЕДУПРЕДИЛИ ШАРАПОВУ?
Второй полуфинал – Шарапова – Мыскина – воспринимается куда острее. Победительница Уимблдона против чемпионки «Ролан Гаррос». Молодость (17) против опыта (23).
Вначале Маша нервничает, допускает много ошибок. Настя играет уверенно, словно развивая сценарий, написанный в ходе этого сезона, в котором она трижды побеждала Шарапову. Мыскина и заканчивает сет выбивающей с корта подачей – 6:2.
Во второй партии Шарапова как под копирку выигрывает пять геймов подряд. Настя воздевает руки к куполу. Пререкается с арбитром. Неловко отбивает мяч за боковую. Тот рикошетит в лицо японскому фотографу, нацеленному, разумеется, на Шарапову. Японец подпрыгивает как ужаленный, отмахивается от несуществующей осы. На трибунах оживление.
К концу сета появляется и звуковое оформление: Маша издает свой фирменный стон. Победа за ней – 6:2.
В перерыве врач тейпирует Мыскиной голеностоп. Шарапова стоит над душой, намекая на то, что задержка не должна быть слишком продолжительной. Когда надоедает, идет разминаться на подаче.
В третьем сете она вырывается вперед – 3:0. Прилетающие с Настиной стороны мячи Маша уговаривает: «Давай!». Мол, давай вылетай в аут. Настолько ей хочется победить. Взяв подачу, подбадривает себя: «Come on!» («Давай!» – Прим. А.Т.). Вспоминаю, как в одном из интервью Маша утверждала, что еще разговаривает с собой по-испански. Прямо-таки полиглот!
В середине сета Шарапова получает официальное предупреждение за нарушение кодекса. Отец, он же тренер, слишком активно подсказывал ей, или, выражаясь языком ВТА, тренировал ее на корте. Это против правил. Вообще-то все давно привыкли к тому, что Юрий Владимирович разговаривает с дочерью во время матчей, но до наказаний дело прежде не доходило. За второе предупреждение, между прочим, снимается очко. После третьего игроку присуждается поражение.
Мыскина выигрывает две свои подачи, она выглядит сникшей. Возможно, травма мешает ей выполнять все необходимые движения.
Некий остряк кричит «Go Lakers!» («Вперед, «Лейкерс»!» – Прим. А.Т.). Наверняка он видел в теленовостях, как Машу приняли вчера в баскетбольный клуб.
5:2 в пользу Шараповой. Мыскина подает, отыгрывает два матчбола, но ошибается по длине. Шарапова доводит матч до конца – 6:2. Она падает на колени. Победа над лидером сборной России дорогого стоит, и Маша готова праздновать.
МЫСКИНА: ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ПАПА САМ НЕ НАЧАЛ ИГРАТЬ
– Настя, начало было за вами. Что случилось потом, подвела травма?
– Нет-нет, я была в порядке, хотя и чувствовала боль. У меня нет оправданий, я провела худший матч за последние месяцы. Накопилась очень большая усталость, которая пришлась как раз на второй и третий сеты. Я ослабила концентрацию, и потом уже было слишком трудно настроиться. Не смогла себя завести.
– Травму получили в ходе игры?
– Нет, я уже вчера играла с бинтом. Травму получила еще в Москве после Кубка Кремля.
– Отец Марии действительно ей подсказывал?
– Он всегда ей подсказывает.
– Вы считаете, что за это надо наказывать жестче?
– Большинство тренеров подсказывают во время матча. Это нормально. Вопрос в том, как они это делают.
– Сегодня он совсем вышел за рамки приличий?
– Видимо, им так хотелось выиграть, что все равно было, каким образом это сделать. За это и получили предупреждение. Посмотрим, что дальше будет. Главное, чтобы он не выпрыгнул на корт и не начал сам играть.
– Какие у Марии шансы в матче против Серены?
– Если Серена будет играть так, как в полуфинале, думаю, у Маши нет никаких шансов.
– Но она победила Серену на Уимблдоне…
– Сегодня Серена играла потрясающе, а Мария не на таком же высоком уровне.
– Маша, скажите пожалуйста… — начинает присоединившийся к российским пишущим репортерам телевизионщик.
Перепутать имена двух принципиальных соперниц – это, пожалуй, хуже, чем назвать любовницу именем жены. Что-то сейчас будет!
– Я не Маша, – отрывисто отзывается Мыскина.
– Ой, простите, пожалуйста! Акклиматизация…
– Ничего, – улыбается Настя, смягчившись так же быстро, как и вспыхнула.
– Вчера вы сказали, что одинаково радостно приняли бы выход в полуфинал и возвращение в Москву. Сегодня такое же настроение?
– Здесь есть такое нехорошее правило: надо оставаться ждать финала, потому что если что-то случится с игроком-финалистом, у него должен быть запасной. А я не люблю быть запасной и уверена, что ничего не случится. Все играют не за просто так. Сейчас пойду воевать. Скажу, что отсюда редко летают самолеты в Москву. Буду рада, если завтра же окажусь на рейсе «Аэрофлота», который следует домой.
– Так случилось, что в финал вышли две теннисистки, которых здесь раскручивали больше всего. По-вашему, это – простое совпадение?
– Организаторы турнира порадуются… Если они прошли в финал – значит, этого достойны.
Здесь важно одно пояснение. Организаторы чемпионата ВТА задолго до его начала развернули рекламную кампанию. На городских автобусах появились плакаты с изображением не кого-нибудь, а именно Серены Уильямс и Марии Шараповой. Хотя на тот момент ни одна из них не вошла в обойму участниц. И если Мария получила приглашение в Лос-Анджелес уже через несколько дней после начала рекламной акции, то Серене путевка досталась в последний момент – на турнире в Филадельфии.
ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ
– Мария, за что вы с отцом заработали предупреждение?
– Понятия не имею, я его не слышала.
– Вы считаете, что тренерам следует позволить разговаривать с игроками во время матчей?
– Мне все равно. Играет ведь теннисист, а не тренер. Я всегда играю на инстинкте и, что бы мне ни говорили, сделаю наоборот.
– А вы не пробовали сказать: «Папа, расслабься, ты слишком много говоришь»?
– Я могу поставить себя на его место. Если бы я наблюдала за своим ребенком так долго, я бы тоже, наверное, вела себя эмоционально.
– Кстати, об эмоциях. Вчера против Моресмо вы не издавали таких звуков, как сегодня…
– Так хотела выиграть этот матч! Все готова была отдать, что во мне было. Может, поэтому у меня все выходило.
– На предыдущих турнирах вы рвались в бой против Насти – и проигрывали. Вчера, когда вас спросили, с кем вы хотели бы сыграть, вы уже не сказали «с Мыскиной». Сложилось впечатление, что появился психологический барьер…
– Самое главное, что, несмотря на то, что я ей проиграла три раза подряд и первый сет сегодня, я все равно нашла пути к победе. Прямо гора упала с плеч.
– Вам помогают занятия йогой?
– Да. Стараюсь заниматься по крайней мере раз в неделю.
– Ваш гуру как-то похвастался, что научил вас «позе героя». Именно в эту позу вы упали, когда выиграли Уимблдон, да и сегодня.
– Это было от души. Не думала же я, как именно надо упасть!
ДОСЛОВНО
Серена УИЛЬЯМС:
– По-русски я могу сказать: «Кадила?»
– Простите, не понял, – признаюсь теннисистке.
Она повторяет. Догадываюсь: это по-нашему «как дела?».
– Но я собираюсь учить этот язык. Сама. По учебникам.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Чемпионат ВТА
Лос-Анджелес (США)
Закрытые корты, покрытие – синтетика. Призовой фонд – 3 000 000 долларов. Прошлогодняя чемпионка – Ким Клийстерс (Бельгия).
Одиночный разряд
1/2 финала
Уильямс (США, 7) – Моресмо (Франция, 2) – 4:6, 7:6 (7:2), 6:4. Шарапова (Россия, 6) – Мыскина (Россия, 3) – 2:6, 6:2, 6:2.
Парный разряд
1/2 финала
Блэк/Стаббз (Зимбабве/Австралия) – Руано-Паскуаль/Суарес (Испания/Аргентина, 1) – 7:6 (9:7), 6:4. Петрова/Шонесси (Россия/США) — Кузнецова/Лиховцева (Россия, 2) – 6:3, 6:2.





