Капитан сборной России Шамиль Тарпищев: Я – в нехорошем списке

Вчера Шамиль Тарпищев снова не смог получить американскую визу, чтобы вылететь на матч США – Россия
12 июля 2007 00:00
автор: Николай Мысин

ТЕННИС

Вчера Шамиль Тарпищев снова не смог получить американскую визу, чтобы вылететь на матч США – Россия. Вечером, после того как закрылось американское посольство, корреспондент «Совспорта» снова связался с капитаном нашей команды.

«РАЗОСЛАЛ ПИСЬМА КОМУ ТОЛЬКО МОЖНО»

– Представьте, что в прошлом году капитан американской мужской сборной Патрик Макинрой не получил бы визу в Россию, – грустно шутит Шамиль Тарпищев в начале нашего разговора. – Вот тогда такая бы шумиха поднялась! А сейчас вроде как ничего страшного не происходит…

– Вопрос о выдаче вам визы по-прежнему не решен?

– Сегодня я целый день провел в американском посольстве, и никакого результата! Причем в самом посольстве я уже чуть ли не подружился со всеми. Но мой вопрос решается в Вашингтоне. Я у них там давно завис в нехороших компьютерных базах… Видимо, постарался какой-то «доброжелатель» лет 10 назад.

– Кто-нибудь в состоянии помочь вам решить проблему?

– Я разослал письма всюду, куда только мог. Начиная от МИД России и заканчивая президентом МОК Жаком Рогге. Знают об этой ситуации и в Национальном олимпийском комитете США, который прилагает огромные усилия, чтобы мне помочь. Сегодня я разговаривал с президентом ИТФ (Международная федерация тенниса) Франческо Риччи Битти, и он заверил, что с их стороны делается все возможное. Но не могут же спортивные организации повлиять на правительство США! Так что остается только ждать.

«НЕ ХОЧУ ТРЕВОЖИТЬ ПУТИНА СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ»

– Могут ли последовать какие-то санкции в отношении американской команды?

– В регламенте ИТФ черным по белому прописано, что в командных турнирах, таких, как Кубок Дэвиса и Кубок Федерации, принимающая сторона должна обеспечить беспрепятственный въезд в страну команде гостей за пять дней до матча. Но никаких наказаний за несоблюдение этого правила не предусмотрено. Оно и понятно, ведь вопрос о выдаче или невыдаче виз решает не федерация тенниса США. Подобных прецедентов раньше не было, поэтому о подобной проблеме никто не задумывался. Но теперь я вполне серьезно поставлю вопрос о внесении соответствующих поправок в регламент. Это мы, кстати, тоже обсудили с Риччи Битти. Тем более что в следующий раз генеральная ассамблея ИТФ соберется в Москве.

– Не думали о том, чтобы попросить помощи у Владимира Путина?

– Я, кстати, недавно встречался с Владимиром Владимировичем, но о своей визовой проблеме с ним не говорил. Думаю, главу государства не следует загружать решением таких мелких вопросов.

– На вашей памяти были случаи, когда сборные играли в Кубке Дэвиса или Кубке Федерации без капитана?

– Честно говоря, не припомню. Такое случалось на турнирах вроде командного чемпионата в Дюссельдорфе. Но их уровень несопоставим с Кубком Дэвиса. Так что если мне не дадут визу, в истории тенниса, наверное, откроется новая строчка статистики.

– Каковы ваши перспективы на данный момент?

– Повторюсь, проблема решается не в Москве, а в Вашингтоне. В посольстве меня уверили, что если они получают из США положительный ответ о выдаче визы, то завтра в восемь утра я сразу забираю свой загранпаспорт и улетаю в Нью-Йорк в 14.20. Так что, возможно, еще успею до начала матча.

«КОМАНДА НЕ ИЗБЕЖАЛА ПРОБЛЕМ»

– С командой, которая находится в Вермонте, связь держите?

– Сегодня немного пообщался с Александром Волковым. Но обсуждать пока нечего. Девушки, по сути, только-только собрались вместе, сегодня состоялась первая тренировка. Мы с Сашей договорились связаться в час ночи по Москве, когда у них, в Стоу, уже закончится тренировочный день. Тогда он мне подробно расскажет о том, как обстоят дела в команде.

– А с игроками еще не общались?

– Это бессмысленно. У Анны Чакветадзе и Нади Петровой был настолько тяжелый перелет, что они сегодня еле до гостиницы доползли. Сейчас все девушки только адаптируются к новым условиям.

– Но в целом как обходится без своего капитана сборная России?

– Скажу только, что проблем избежать не удалось, возникло несколько сложных ситуаций. Но в подробности вдаваться не хочу.

– Если ваша поездка в США все-таки не состоится, Александр Волков сможет заменить вас в роли капитана?

– Вполне. Саша – очень талантливый тренер и, могу сказать уверенно, он уже сейчас может заступать на капитанский мостик. Но на меня работает авторитет, приобретенный за долгие годы руководства российскими сборными. И, скажем так, конфликтовать со мной куда сложнее, чем с Волковым или другими тренерами.

– Стратегию на матч еще не обсуждали? Есть намерение, например, выставить Аллу Кудрявцеву против Венус Уильямс, которую россиянка едва не обыграла в первом круге Уимблдона?

– Все может быть. Я сказал Саше, чтобы он по максимуму готовил всех девушек. Определенные расклады на матч уже есть. Но ничего определенного я, естественно, сказать не могу.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена ДЕМЕНТЬЕВА, 15-я ракетка мира :

— Меня очень расстраивает то, что происходит. Шамиль Анвярович — блестящий дипломат, психолог. Он незаменимый. Тем более в команде девушек, где к каждой нужен тончайший подход. С мужчинами-то в этом плане куда проще! У нашего капитана — особый талант, он умеет сплачивать вокруг себя команду. Могу с уверенностью сказать, что в наших победах 80% заслуги Шамиля Анвяровича!

В трудные минуты матча он часто помогает перестроить свою игру. И такое случается часто. Флаг сборной должен держать капитан, а он у нас один. Трудно представить, насколько сложно придется команде, если в США она будет лишена поддержки капитана.

Михаил МАМИАШВИЛИ, олимпийский чемпион, президент Федерации спортивной борьбы России:

— Все проблемы Тарпищева я переживаю как свои. В буквальном смысле. Потому что вот уже с 2003 года тоже не могу попасть в Америку. Почему? Может быть, потому, что являюсь хорошим другом народного артиста России Иосифа Кобзона, который давно в их черном списке?

Но почему тогда в том же 2003 году при выезде на чемпионат мира серьезные проблемы с получением визы возникли у лидера нашей женской команды 17-летней красавицы Натальи Гольц?

Подумайте, кого сделали изгоем: бывшего советника Президента России, капитана национальной сборной России по теннису, члена МОК, новоиспеченного члена оргкомитета Сочи-2014! Легко представить реакцию самих американцев, если бы мы сделали то же самое по отношению к их гражданину такого ранга.

Геннадий ШВЕЦ, пресс-атташе Олимпийского комитета России:

— В 1995–1996 годах началась непонятная цепь недоразумений и бюрократических заковык при выдачи въездных виз со стороны американского посольства в Москве. Не знаю, может быть на адрес посольства поступил какой-то донос или кто-то составил грязный пасквиль, но по-другому объяснить, почему в число «лиц, пребывание которых нежелательно на территории США», попали люди, составляющие национальную гордость нашей страны, я не могу. И главное – официальных разъяснений нет.