54 матча на «электрическом стуле»

null
news

ШАМИЛЬ ТАРПИЩЕВ

СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Велосипед
НАПИТОК Чай
ФИЛЬМ «Унесенные ветром»
АРТИСТ Николай Караченцов
ПЕВИЦА Лайма Вайкуле
КНИГА «История государства российского» Ключевского
ХОББИ Футбол, легкая музыка
ТЕННИСИСТ Илие Настасе
ФУТБОЛИСТ Пеле

Есть люди, с которыми каждая встреча становится настоящим событием. Президент Федерации тенниса России, капитан национальной команды в Кубке Дэвиса Шамиль Тарпищев как раз из их числа. Придя на «горячую линию» в редакцию «Советского спорта», Шамиль Анвярович в итоге вместо запланированных 60 минут провел у нас более двух часов. Отпускать Тарпищева ни мы, ни читатели не хотели, ведь Шамиль Анвярович не только крупнейший специалист в области спорта, но еще и удивительный собеседник с потрясающим чувством юмора. От него буквально исходит энергия добра и оптимизма, и, слушая Тарпищева, понимаешь, что мы «просто обречены на успех».

ПЕРВЫЙ СЕТ

Вопросы читателей

99-й матч

– Добрый день! Беспокоит Сергей из Москвы. Меня волнует такой вопрос. Шамиль Анвярович, хватит ли времени Марату Сафину на подготовку к финалу Кубка Дэвиса, учитывая, что он провел неделю в Шанхае?

– Я надеюсь, что времени хватит, тем более что Сафин 15 ноября вернулся в Москву и через несколько дней присоединился к команде в Монако. В Монте-Карло мы проведем неделю, а потом 24-го отправимся в Париж. По регламенту корты в «Берси» нам предоставляют в понедельник, 25-го. Соответственно там уже будут наигрываться комбинации непосредственно под противника.

– Как чувствуют себя остальные члены сборной?

– Около двух недель мы тренировались в Немчиновке на грунтовых кортах. У Южного проблема со спиной, это давнишняя травма, и он параллельно с тренировками лечился. Кафельников последнюю неделю был в Москве, но, к сожалению, заболел ангиной, у него была температура, поэтому несколько дней из подготовки выпало, но сейчас все хорошо. А что касается Столярова, он тоже лечился в Киеве, но потом в Монако отправился вместе со всеми.

– А почему вы выбрали для сбора именно Монте-Карло?

– Во-первых, там грунтовые корты. Во-вторых, погода в России не соответствует нагрузкам вне корта, то есть не способствует качественной кроссовой подготовке. А ведь матч будет тяжелым, мы должны провести серьезную работу в плане подтягивания функциональных возможностей организма теннисистов. Поэтому главная сложность заключена в том, что все три наших игрока, которые могут играть, Кафельников, Сафин и Южный, находятся в разной кондиции. К каждому должен быть индивидуальный подход, у каждого индивидуальный график подготовки.

– Здравствуйте! Меня зовут Михаил, и поэтому я особенно переживаю за Мишу Южного. Скажите, его вы опять будете использовать только в воскресенье, когда судьба матча окажется решенной?

– Это не факт. С Аргентиной он играл бы в любом случае пятый матч, даже если бы счет был иным. Игра на земле – это вопрос серьезных нагрузок. И многое будет зависеть от того, кто в каком состоянии подойдет и кто будет выступать со стороны французов. Теоретически в первый день может играть и Южный. Кстати, этот матч Кубка Дэвиса для сборной СССР и России за всю нашу историю будет 99-м, а для меня в качестве капитана – 55-м.

Каждому дому – теннисный корт

– Это Александр, любитель тенниса из Москвы. Как вы относитесь к дворовому теннису? Ведь нужна всего лишь площадка и небольшая изгородь…

– Я отношусь отлично. Мы в Тюмени благодаря местному губернатору сделали плоскостные сооружения в виде двух теннисных кортов при 8 школах города. То же самое организовали под Саранском в Мордовии. Вообще пытаемся сделать специальную программу по линии школьного образования, чтобы плоскостные сооружения были в каждой школе.

– В Москве с этим беда. Площадок свободных между домами много, почему бы не отвести эти места под теннисные корты?

– Я говорил с Юрием Михайловичем Лужковым. Есть такая идея, чтобы не принимался ни один дом без плоскостных спортивных сооружений. Причем нужно, чтобы там работал инструктор с детьми. А для того чтобы его заинтересовать, надо дать ему квартиру в аренду, и если он там отработает 3–4 года, то жилье остается у него. Не случайно же создан при Президенте Совет по спорту. Вопрос этот стоит, и в декабре, когда начнет работу Совет, все эти проблемы будут обсуждаться.

– Шамиль Анвярович, как вы объясните, почему такой прогресс в женском теннисе и почему застой в мужском?

– Это легко объяснимый факт. Мы сейчас теряем детей от 15 лет и старше, потому что прежде всего наши финансовые возможности ограничены. Когда надо прорываться, многие начинают учиться или просто бросают теннис. Но проблема девочек и мальчиков состоит еще и в том, что подготовка девочки 12 лет, если мы ее посылаем на турниры за рубеж, составляет 30 тысяч, а у ребят получается все 50. Еще у девочек текучесть кадров в мировой табели очень большая – постоянно играют 20–30 спортсменок, а остальные, кто в элиту не попадает, рано заканчивают. То есть у них нет той стены игроков, которую надо преодолевать. У ребят, если парень начал играть и играет прилично в районе первой сотни, он играет до 32 лет. Чтобы от нуля пройти до элиты 14-летней девочке надо 3–4 года, а вот парню потребуется 6–7.

– Вы неоднократно говорили, что Кафельников – один из лучших теннисистов по технико-тактическим данным. Но если посмотреть его статистику, то у него процент попадания первой подачи не выше 50. Почему он так и не наладил подачу?

– Вы говорите о технике. А технико-тактические данные – это немного другое. Имеются в виду игровые моменты, где мы говорим, что он действует, как профессор, то есть за счет головы. Вопрос техники – это больной вопрос, потому что если в детстве что-то неправильно заложено, то потом в критические моменты он повторяет свои «детские» ошибки. Вы же видите, например, что Динара Сафина или Светлана Кузнецова по своей базисной основе превосходят то поколение, которое представляли в 15 лет Кафельников, Чесноков или Волков.

Держим пальму первенства

– Добрый день! Меня зовут Алексей. Первый вопрос: почему сейчас в сборной нет такого парного игрока, как Андрей Ольховский? И второй вопрос: кто из молодых ребят сейчас на подходе в сборную?

– Парных игроков у нас нет в силу ряда причин. Это была проблема баз и отсутствия специализированных парных соревнований. Я думаю, что только два года назад создалась возможность, чтобы мы в комплексе могли готовить и парного игрока. Ведь в Союзе было всего 94 крытых корта, а сейчас мы уже проводим соревнования на 376 крытых кортах. Уверен, это проблема временная и такие ребята, как Красноруцкий, Бекер, Ситак, уже начинают подтягиваться. Разрыв между ними и лидерами сборной существует, но в то же время есть и предпосылки, что если наши 14-летние ребята стали чемпионами Европы, то эти сложности мы решим. Тем более что согласно данным Международной федерации, Россия 4 года держит первое место по темпам развития тенниса.

– Добрый вечер, Олег Косолапов беспокоит. С Петербургом у нас не получилось провести итоговый чемпионат, я так понимаю?

– Это вопрос финансовых средств. Нам удалось выйти в финальную стадию отбора с Хьюстоном, но надо было еще найти 7,5 миллиона.

– А как насчет того, чтобы Кубок Кремля попал в супердевятку?

– Здесь вопрос в другом. Супердевятка не может превратиться в супердесятку. Поэтому можно или взять турнирную лицензию, или перекупить ее у других, но это на сегодня проблематично, потому что нужны очень большие деньги. Можно этот вопрос перевести в другую плоскость. Сейчас есть пять турниров, на которых мужчины и женщины играют вместе – это турниры «Большого шлема» и Майами. Мы пытаемся добиться того, чтобы появился шестой такой турнир, сроки которого будут между США и Австралией, и было бы равновесие в мире – шесть турниров распределены по всему сезону – такая супершестерка. Все проблемы в основном денежные. В ближайшие два года у нас вряд ли получится это организовать.

– Как сейчас обстоят дела по поводу сотрудничества Волкова и Сафина?

– К сожалению, Волков не поехал в Шанхай. Была договоренность, что он с Маратом проведет концовку сезона, но у него большие семейные проблемы, и поэтому он часто «выпадает».

– Я так понял, что от Кубка Кремля он отошел.

– Да, Саша сказал, что ему это неинтересно и он будет работать тренером. Поэтому директором Кубка Кремля мы назначили Сергея Леонюка. Я миллион раз предлагал Волкову, чтобы он стал капитаном сборной в Кубке Дэвиса вместо меня, но он посидел за моей спиной и сказал: «Я на этот электрический стул не сяду».

– Это Евгений. Вопрос к Тарпищеву как к члену МОК. Насколько реально, что Москва станет столицей Олимпиады 2012 года и есть ли в столице теннисные корты, отвечающие требованиям олимпийских сооружений?

– Что касается Москвы, многое будет зависеть от того, какой континент выиграет зимнюю Олимпиаду в 2010 году. Но должен сказать, что на последней сессии МОК, которая прошла в Москве, у всех открылись глаза, как изменилась российская столица. Про теннисные сооружения скажу, что есть решение о строительстве Национального теннисного центра на Ленинградском шоссе между метро «Войковская» и «Речной вокзал». Работы должны начаться в мае – июне следующего года, и за два-три года все должно закончиться.

ВТОРОЙ СЕТ

Вопросы журналистов

Выбор французов удивил

– В финале питерского турнира Михаил Южный играл с Себастьяном Гросжаном. Вы используете каким-то образом этот опыт или все сильные и слабые стороны Гросжана вам и так хорошо известны?

– Чем хороша наша команда – у нас есть великолепное научное обеспечение. Мы взяли видеозаписи с выступлениями Санторо, Гросжана, Эскюде, Клемана, Матье и обработали все их игры на земляных кортах. Спасибо Метревели и Дмитриевой, которые помогли нам достать эти записи. Такие крупные специалисты, как Голенко и Скородумова, занимаются у нас научным обеспечением еще с 70-х годов, и мы имеем всю статистику, говорящую о слабостях и недостатках соперников. Вопрос в том, как совместить игру собственного ученика с игрой чужого и как использовать эти тактические ходы. Здесь секретов нет. В теннисе, как в футболе, все, кто сидит на трибуне, знают, что надо делать, но они не знают, может ли данный игрок это сделать или нет.

– Капитан французов взял в состав команды Гросжана, Санторо, Клемана, Эскюде и Матье. Вы удивились, увидев их состав?

– Нет, дело не в составе. Я удивился, когда узнал, что они выбрали грунт. Я не считаю, что в хорошем состоянии Сафин способен кому-то проиграть. Не думаю, что в пятисетовом матче на земле при той скорости, что имеет Марат на обмене ударами, где-то французы могут найти преимущество. Но раз они выбрали землю, маловероятно, что в одиночке будет играть Эскюде, потому что он все-таки игрок для быстрых кортов. Значит, все остальные варианты строятся из оставшихся игроков. Пока у них названа пятерка, но за сутки они должны назвать четверку. Тогда можно будет точно сказать, кто будет играть пару, а кто одиночку.

– Борис Николаевич Ельцин стал уже своеобразным талисманом нашей команды. Он практически не пропускает ни одного домашнего матча в Кубке Дэвиса. А в Париж он поедет?

– Обещал приехать.

– Играет ли сейчас в теннис он, его внуки?

– Боря, старший внук, неплохо играл и даже выиграл детский турнир в Америке, а сейчас вот маленький Ваня, сын Елены, начал заниматься.

– Как вы думаете, уйдет ли Евгений Кафельников из профессионального спорта или передумает?

– Я думаю, что Кафельникову рано заканчивать. Прежде всего ему надо избавиться от травм, и если он два месяца отдохнет, это пошло бы только нам на пользу в любом варианте: захочет он играть или нет.

– В случае окончания спортивной карьеры Кафельникова готовы ли вы доверить ему пост капитана команды? И согласится ли он сам на это?

– Кафельникову я предлагал, но он ответил: «Это не по мне».

Сафина и Кузнецова съедят сестер Уильямс

– Прошла жеребьевка Кубка федераций на следующий год. Наша команда будет играть дома со сборной Хорватии. На каком покрытии пройдет матч?

– Матч состоится в апреле, поэтому я думаю, что постелим терафлекс, на котором мы уже играли. Встреча скорее всего состоится в «Лужниках». Во всяком случае с Юрием Михайловичем Лужковым я эту тему уже обсуждал.

– Думаете ли включать в следующем году в нашу команду молодых девчонок – Динару Сафину, Светлану Кузнецову, Веру Звонареву?

– Конечно. Сейчас идет формирование команды, и можно, в принципе, создать два состава и в зависимости от того, с кем и на каком покрытии играем, использовать абсолютно разных игроков. Наша задача – за год-полтора сформировать команду, которая выиграет это соревнование.

– Наши девушки в последнее время довольно неплохо выступают в парном разряде. Например, Дементьева выиграла чемпионат в Лос-Анджелесе. Но почему-то они предпочитают выбирать в качестве напарниц иностранок.

– Пока у девочек разный парный рейтинг. Год начинали многие за пределами сотни. Только сейчас Кузнецова, Бовина подходят к двадцатке. Кроме того, надо совместить личные календари, ведь есть еще одиночные выступления. Но так поневоле произойдет, что появятся чисто российские пары. Девчонок сейчас очень много, и я думаю, что это естественный процесс. Кузнецова с Петровой, Сафина с Бовиной... Почему бы и нет?

– У них личные отношения нормальные между собой?

– Вообще без проблем. Помните, у нас в прессе возник вопрос, почему Курникова не хочет играть за сборную. Тогда произошла смена капитана – Костя Богородецкий уехал работать в Турцию. Я позвонил Курниковой и спросил: «Будешь выступать?» Она: «Да нет. Я с тем-то, с тем-то в плохих отношениях». Говорю: «Я капитан. Будешь?» – «Буду». Ну и все, разговоров больше таких нет.

– В этом году наша команда провалилась в Кубке федераций уже на первом этапе. У вас не защемило сердце, когда оказалось, что это соревнование в итоге выиграли не самые сильные теннисистки Словакии?

– Мы должны были выиграть! Но в Германии, к сожалению, мы столкнулись с проблемой акклиматизации. С листа в теннис невозможно играть. Но это не вина, а беда наша. Можно снимать с соревнований теннисисток, но на это нужны деньги, а их, как всегда, не хватает.

– Сразу несколько наших девушек входят в сотню лучших теннисисток мира, но ни одна из них пока не дотягивает до уровня первой пятерки. Как вы думаете, может кто-то из них в ближайшие годы прибавить и дать бой сестрам Уильямс?

– Думаю, что по уровню подготовки Сафина и Кузнецова съедят сестер Уильямс. Главное – избежать травм.

КСТАТИ

В 1995 году, когда Россия играла в полуфинале Кубка Дэвиса с командой Германии, капитаном россиян был Лепешин, а Тарпищев, работая советником Президента России, смог вырваться в Москву только на встречу Чеснокова со Штихом. Шамиль Тарпищев: «При счете 12:12 в пятом сете наше телевидение «вырубает» картинку из «Олимпийского» и начинает транслировать традиционные новости в 21 час. В этот момент ко мне подбегают из спецслужбы – звонок из Сочи, где в то время находился Борис Ельцин. Я выскочил с корта и – наверх, в правительственную ложу. Из нее я по телефону комментировал Коржакову, что происходит на площадке, а тот пересказывал мои слова Ельцину. Записи последних геймов я отвез в Сочи. Президент сразу велел организовать просмотр того, что не показало телевидение. Уже зная результат матча, он все равно не мог оторваться от экрана».

Тарпищев говорит Марату Сафину:
– Марат, ты за год сломал 48 ракеток. Тебе их не жалко?
– А у меня их по контракту 64.

Тарпищев придумал рекламу «Кремлевской водки»: «Вы подаете, а мы принимаем».

НАША СПРАВКА

ТАРПИЩЕВ Шамиль Анвярович. Родился 7 марта 1948 года. Мастер спорта по теннису, заслуженный тренер СССР. Член Международного олимпийского комитета. Президент Федерации тенниса России. Капитан национальной команды в Кубке Дэвиса (1974–1992 гг. и с 1997 г. по настоящее время). Всего в качестве капитана команды Кубка Дэвиса провел 54 матча. Капитан команды в Кубке федераций (1978–1980 гг. и с 2000 г. по настоящее время).

АНЕКДОТ ОТ ТАРПИЩЕВА:

В одном из штатов США поймали трех преступников – американца, русского и француза. Им объявляют:
– По законам нашего штата вы можете сами себе выбрать казнь – электрический стул, повешение или расстрел.
Американец выбрал электрический стул. Привели его на казнь, дернули рычаг, а тока нет. Ему говорят:
– По законам штата мы вас должны освободить.
Он идет мимо француза и шепчет ему: «Тока нет». Французу объявляют:
– Вы можете выбрать способ казни.
Тот выбирает электрический стул. Садится – тока нет, и его отпускают. Идет он мимо русского и шепчет: «Тока нет». Русский подходит к месту казни, ему тоже говорят:
– По законам штата вы можете выбрать вид казни – расстрел, повешение или электрический стул.
А русский им в ответ:
– Так ведь тока же нет!

Новости. Теннис