«Мы крепкие ребята». Почему в элите тенниса так много игроков славянского происхождения?

Талант – лишь часть ответа. Есть кое-что поважнее.
news

Если заглянуть в актуальные рейтинги ATP и WTA, можно заметить любопытную закономерность: среди лучших теннисистов мира удивительно много славян, представляющих страны Центральной и Восточной Европы, и теннисистов со славянскими корнями. Россия, Сербия, Чехия, Польша, Украина, Беларусь – эти страны стабильно поставляют элитных игроков на мировую арену.

Подача с Востока

Рассмотрим рейтинги детально. В первой десятке мужского тура половину составляют славяне или игроки славянского происхождения: это россияне Даниил Медведев и Андрей Рублёв, серб Новак Джокович, а также потомки русских иммигрантов немец Александр Зверев и грек Стефанос Циципас. В женском рейтинге три славянки: первая ракетка мира из Беларуси Арина Соболенко, следующая за ней – полька Ига Швёнтек и москвичка Елена Рыбакина, представляющая Казахстан.

Если посмотреть шире, прослеживается следующая картина: в мужском туре среди 50 лучших игроков 15 – славяне или имеют славянские корни, а в женском туре этот показатель ещё выше – здесь 30 таких спортсменок в первой полусотне рейтинга.

Чем объясняется этот феномен? Почему теннис, когда-то считавшийся элитарным западным видом спорта, вдруг оказался захваченным игроками из славянских стран?

Фрибеты для ставок на главные спортивные события

Спорт богачей

Для начала немного углубимся в историю. Раньше в теннис играли только на грунте и траве. Мужчины выступали в брюках и галстуках, женщины – в длинных платьях. У абсолютного большинства из них было много денег. Теннис был видом спорта для элиты, им в основном занимались в Великобритании, Западной Европе, Австралии и США.

Уимблдон, старый теннис, Getty Images.webp
Довоенный теннис / Источник фото: Getty Images

После Второй мировой войны появились турниры на харде. Теннис начал активно распространяться. Но только не в странах социалистического лагеря – всё из-за буржуазного образа этого вида спорта.

Однако это не значит, что в Советском Союзе теннисом совсем не занимались. Чемпионат СССР по теннису проводился с 1924 года, в стране были талантливые тренеры и игроки. Но с 1924 по 1988 год теннис не входил в официальную олимпийскую программу, поэтому финансировался по остаточному принципу. В связи с этим у игроков практически не было возможности выезжать за границу и конкурировать с иностранными профессионалами.

Звезда из-за «железного занавеса»

В 1970-х в мире произошёл теннисный бум. Тогда были основаны главные профессиональные ассоциации – ATP и WTA, устоялась сетка соревнований. Во Флориде как грибы после дождя появлялись теннисные академии, сосредоточенные на подготовке будущих звёзд спорта.

Одной из самых известных стала академия Ника Боллетьери, где путь начинали именитые американские теннисисты Андре Агасси и Джим Курье. В 80-х доминирование представителей США стало почти абсолютным, но попадались и редкие игроки из Чехословакии вроде Ивана Лендла и Мартины Навратиловой (оба игрока сменили гражданство на американское).

Мартина Навратилова, Getty Images.webp
Мартина Навратилова / Источник фото: Getty Images

Прогресс Чехословакии в этот период связывают с Яном Кодешем. Прорвавшись из-за «железного занавеса», он трижды становился чемпионом турниров «Большого шлема» и после победы на Уимблдоне-1973 был признан спортсменом года в Чехословакии. Успехи Кодеша подтолкнули развитие тенниса в стране: повсеместно строились корты и основывались специализированные клубы, дававшие юным игрокам сильную техническую базу. Точечная подготовка с привлечением иностранных специалистов существует в Чехии по сей день. Благодаря этой системе выросли такие спортсменки, как Барбора Крейчикова и Маркета Вондроушова.

Теннисная глобализация

В странах бывшего СССР популярность тенниса взлетела в 90-е годы. В России это во многом было связано с любовью президента Бориса Ельцина к этому спорту. По данным The Independent, при нём количество кортов в стране увеличилось с 200 до 2500, а ежегодных юниорских турниров стало более тысячи. Параллельно интерес зрителей к теннису привлекал Евгений Кафельников – первый российский теннисист, возглавивший мировой рейтинг. Потом пришли Марат Сафин, Анастасия Мыскина, Мария Шарапова и Светлана Кузнецова. Турниры транслировали по ТВ, а дети вдохновлялись успехами соотечественников.

Произошла глобализация тенниса – в 90-е ведущие академии открывались уже не только в США, но и в Западной Европе. Несмотря на поддержку тенниса государством, большинство россиян всё же тренировались за счёт спонсорских и родительских средств в академиях, зачастую располагавшихся за пределами страны. Сафин, не отобравшийся в академию Боллетьери, уехал учиться в Валенсию. Шарапова преодолела сито отбора во Флориде, а становление Кузнецовой проходило в академии Санчеса-Касаля неподалёку от Барселоны.

Светлана Кузнецова гетти.webp
Светлана Кузнецова / Источник фото: Getty Images

Аналогичный путь довелось пройти и другим славянским топам. Югославка Моника Селеш, как и Шарапова, прошла школу Боллетьери. Родившаяся в Чехословакии Мартина Хингис тренировалась под руководством родителей-теннисистов в Швейцарии и представляла эту страну. Позднее юный Новак Джокович учился в академии Ники Пилича в Германии, а его соотечественница Ана Иванович в 13 лет переехала в Швейцарию за лучшими условиями для тренировок.

Их примеру последовало молодое поколение: Даниил Медведев и Мирра Андреева оттачивали навыки в Каннах, Анастасия Павлюченкова и болгарин Григор Димитров – в академии Муратоглу под Парижем.

Некоторые в юношестве тренировались на родине, в том числе Арина Соболенко и Ига Швёнтек. С кем-то занимались родители, для кого-то искали и нанимали хороших тренеров. Уровень подготовки разный, поэтому кто-то предпочитает тренироваться в местных школах, а кто-то – уезжать к именитым тренерам за границу. И то и другое стоит больших денег.

Социальный лифт

Почему славянские теннисисты и их семьи готовы идти на жертвы, тратя огромные деньги на обучение? Ответ прост: теннис не только дорогостоящий, но и прибыльный вид спорта. Для игроков из указанных стран он может стать билетом в жизнь, возможностью подняться и обрести финансовую независимость.

К примеру, в США карьера в теннисе может гарантировать стипендию в колледже и дать шанс попасть в ведущий университет. Но подобные возможности можно получить, и занимаясь менее дорогими и более популярными видами спорта. Для игроков из Центральной и Восточной Европы ставка на карьеру в теннисе зачастую значительно выше, а следовательно, и отношение к делу несколько иное – более преданное, порой граничащее с одержимостью.

Мария Шарапова. Фото Getty Images.webp
Мария Шарапова / Источник фото: Getty Images

Тренировки под руководством лучших тренеров и спарринги с подающими надежды соперниками со всего мира сразу погружают юных теннисистов в мир высочайшей конкуренции. Это способствует быстрому развитию и выходу на профессиональный уровень уже в раннем возрасте. Мария Шарапова, Мартина Хингис, Анна Курникова, Мирра Андреева тому отличный пример.

«Мы крепкие ребята»

Что же по поводу секрета славянского засилья в современном теннисе говорят сами игроки? Если кратко, большинство их мнений сводится к известному изречению: «Трудные времена рождают сильных людей». О выработанной с ранних лет стойкости и выносливости говорит, к примеру, лидер женского рейтинга Соболенко.

Думаю, мы все выросли в тяжёлых условиях, и мы действительно крепкие люди, мы бойцы. Это единственное объяснение, которое я вижу. Это точно справедливо для меня. Мне было нелегко, я всегда боролась за свою мечту. Так что, думаю, да, мы крепкие ребята, – цитирует Соболенко Tennis World.

Шарапова в своей автобиографии вспоминала установку своего тренера: «Будь жёсткой, Маша. Игроком, который продолжает работать ещё пять минут после того, как все остальные сдались». Это был мой дар. А не сила или скорость».

То же самое справедливо для игроков со славянскими корнями, никогда не живших на исторической родине родителей. Девятая ракетка мира грек Стефанос Циципас, сын советской теннисистки Юлии Сальниковой и внук прославленного футболиста Сергея Сальникова, уверен, что психологически закалился благодаря воспитанию мамы.

Стефаном Циципас, Getty Images.webp
Стефанос Циципас / Источник фото: Getty Images

Возможно, дело в дисциплине. Кто я такой, чтобы знать, что происходило в Советском Союзе, но кое-что могу сказать: тогда людям пришлось пережить тяжёлые времена, я вижу это по своей маме. Жизнь была непростой, и ей приходилось бороться, чтобы получить желаемое. Думаю, это формирует характер, укрепляет стержень. Делает людей сильными, дисциплинированными, готовыми идти на жертвы и упорно трудиться ради достижения целей. В какой-то степени это передалось и их детям. По крайней мере, это всегда было частью моего воспитания, – цитирует Циципаса Sportskeeda.

Александр Кенин, русский отец чемпионки Australian Open – 2020 американки Софии Кенин, отвечая на вопрос The Telegraph о том, почему его родина даёт так много элитных теннисистов, отметил: «Дело в очень крепком стержне. Крепком и горьком. Всё, что вокруг, – мишура. То, что внутри, гораздо важнее».

ФРИБЕТ 3000₽ ОТ WINLINE

Реклама 18+

Это универсальный феномен, работающий не только для славянских теннисистов, но и для детей выходцев из других стран. В сборных США, Канады и Австралии хватает подобных примеров. Родители американца Фрэнсиса Тиафо эмигрировали в США из Сьерра-Леоне. Папа канадца Феликса Оже-Альяссима, теннисный тренер Сэм Альяссим, переехал в Канаду из Того. А 10-я ракетка мира австралиец Алекс де Минор родился в Сиднее в семье иммигрантов из Испании и Уругвая.

Ещё один важный пункт – появление в этих регионах своих звёзд тенниса, таких как ранее упомянутые Кодеш и Кафельников. Происходит цепная реакция: топ-игрок влияет на популярность спорта в стране и становится примером для местных детей.

GettyImages  Кафельников и Сафин.webp
Марат Сафин и Евгений Кафельников / Источник фото: Getty Images

Конечно, на одной распространённости вида спорта не построить мощную кузницу талантов. Иначе Филиппины, где баскетбол является спортом номер один, стабильно выращивали бы игроков уровня НБА. Но этого не происходит. И это подводит нас ещё к одному фактору, влияющему на успех славянских теннисистов, – физическим данным.

Игроки от природы

Не секрет, что антропометрия в теннисе имеет важное значение. Низкорослые и коренастые теннисисты здесь редко достигают вершины. Идеальное сочетание: высокий (но не слишком) рост и атлетичное, но не перегруженное мышцами телосложение. Первое даёт преимущество на подаче, второе повышает мобильность на корте. Все теннисисты топ-10 ATP не ниже 180 см, а в женской десятке лучших – не ниже 170 см (за исключением итальянки Жасмин Паолини – 163 см).

Большинство топ-теннисистов славянского происхождения вписываются в эти параметры: Медведев и Зверев (по 198 см), Циципас (193), Рублёв и Джокович (по 188 см). Девушки обычно чуть мощнее с точки зрения мышечной массы, но планка роста соблюдается: Рыбакина (184 см), Соболенко (182 см), Швёнтек (176 см), Андреева и Шнайдер (по 175 см).

Мирра_Андреева_и_Диана_Шнайдер,_Getty_Images.webp
Мирра Андреева и Диана Шнайдер / Источник фото: Getty Images

Обширное представительство славян в теннисе не случайность, а результат множества факторов. Исторические барьеры закалили будущие поколения, а глобализация предоставила новые возможности для развития. Экономическая мотивация делает их голодными до побед. Культурные особенности помогают выработать бойцовский характер. А физические данные дают игровые преимущества.

В теннисе, как и в любом спорте, побеждают сильнейшие. И пока славянские игроки готовы бороться на корте до последнего мяча, их присутствие в элите мирового тенниса сохранится.

Количество игроков славянского происхождения в рейтингах ATP и WTA от 3 марта

 Мужчины, ATPЖенщины, WTA
Топ-105 (50%)3 (30%)
Топ-5015 (30%)30 (60%)
Топ-10026 (26%)46 (46%)
Заглавное фото: Getty Images
Новости. Теннис