Волейбол. Eкатерина Гамова и Eлена Година: «Не думали, что наша победа поставит страну на уши…»
ВОЛЕЙБОЛ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Eкатерина ГАМОВА
ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ | «Морозко» |
ЛЮБИМАЯ МУЗЫКА | Радио с русскими песнями |
ЛЮБИМАЯ КНИГА | Шекспир. «Ромео и Джульетта» |
ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК | Зеленый чай |
ЛЮБИМАЯ ЕДА | Я всеядна |
Eлена ГОДИНА
ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ | «Свои» |
ЛЮБИМАЯ МУЗЫКА | Русский рок |
ЛЮБИМАЯ КНИГА | Айтматов. «И дольше века длится день» |
ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК | Натуральный сок |
ЛЮБИМАЯ ЕДА | Все, что готовит мама |
Екатерина Гамова и Елена Година пришли в редакцию «Советского спорта» через несколько дней после триумфальной победы нашей волейбольной сборной на чемпионате мира в Японии. Редакционный телефон звонил не смолкая полтора часа. Восхищенные нашими гостями читатели беспрестанно засыпали Катю и Лену комплиментами и поздравлениями.
– Мне уже двадцать звонков пришлось отклонить, когда же девушки придут? – жалуется секретарь редакции перед самым началом «Прямой линии»… Слава богу, Екатерина и Елена почти не опаздывают, что сродни подвигу в вечерней Москве. Увидев наших героинь, мужская половина редакции ахает: такие красавицы!
ПЕРВАЯ ПАРТИЯ. КАПРАРА НЕ ВСЕГДА БЕЛЫЙ И ПУШИСТЫЙ!
Не теряя времени, приглашаем гостей в зал переговоров. Звонок следует незамедлительно.
— Здравствуйте! Вы позвонили в «Издательский дом «Советский спорт». Говорите после сигнала. Пи-пи! – голосом автоответчика шутит Лена Година. Но шутки – в сторону!
— Здравствуйте, вас беспокоит Владимир. Лена, это вы были? Я узнал вас по голосу! Девушки, хочу от всей души поздравить вас с победой. Когда смотрел трансляцию финального матча, готов был экран расцеловать! А теперь…
Гамова: — А теперь можете поцеловать телефонную трубку!
— Перед матчем с бразильянками вы, наверное, жутко нервничали… Хоть немножко поспать удалось?
Гамова: — Ночь перед финалом прошла на удивление спокойно.
Година: — Да, это все девочки отметили. Я уже давно в сборной, но не помню, чтобы перед важным матчем вся команда так быстро засыпала. Да и утром мы нормально встали. Сделали зарядку…
Гамова: — На полу в гостинице!
Година: — И поехали во Дворец спорта.
— В пятой партии при счете 13:11 в пользу Бразилии о чем вы думали?
Гамова: — Я составила для себя такой план. «Так, счет 11:13. Сейчас мы хорошо примем. Потом забьем. Счет станет 12:13. Потом еще что-нибудь правильное сделаем – и будет 13:13».
— Неужто не было паники?
— Нет! Никаких мыслей типа «Караул!», «Что делать?!».
Година: — А я просчитывала, как сейчас буду принимать мяч. Кто следит за волейболом, знает, что этот чемпионат мира стал моим первым серьезным турниром, где я не только нападала и блокировала, но и принимала. Так что для меня это было очень непросто.
Гамова: — Тем не менее, Лена, у тебя все получилось очень удачно!
Година: — Да, но как же я волновалась тогда! Боялась подвести команду. Но в то же время была уверена, что мы сравняем счет. А потом победим.
Година: — Когда счет стал 13:13, перевели дух, но понимали, что расслабляться ни в коем случае нельзя. А когда забили последний мяч, меня накрыла буря эмоций. Я кричала: «А-а-а-а-а-а-а!». Те эмоции словами не передать – ну, вы, наверное, видели.
Гамова: — А я несколько секунд боялась – не дай бог судья не засчитает нам это очко! Он же мог придумать что-то, свистнуть, зафиксировать ошибку. Пришлось бы все начинать заново. Собираться, выигрывать еще очки. Столько мыслей за пару секунд в голове пронеслось! А потом смотрю – девочки прыгают по площадке, радуются. Значит – все! Мы – чемпионы! То, что происходило потом, помню смутно. Как будто и не со мной все это было. Видела по телевизору повтор – очень забавно со стороны смотрится.
— Когда вы успели посмотреть игру?
Гамова: — Целиком трансляцию я до сих пор не видела. После игры мы поехали в отель, до церемонии награждения была еще пара часов. Все звонили родственникам, друзьям. Я телевизор включила – а там мы. Помню, подумала тогда: «Неужели это все закончилось? Вот мы в телевизоре играем, а на самом деле уже победили!».
— Елена, а почему на чемпионате мира вы начали играть в приеме?
Година: — Это было решение нашего главного тренера Джованни Капрары. Он объяснил это тем, что хочет иметь на площадке одновременно трех сильнейших нападающих – Катю Гамову, Любу Соколову и меня. Для этого он поставил меня на позицию, которая требовала игры в приеме. По эффективности из всех принимающих у меня 17-е место среди всех игроков чемпионата!
— Cамой-то понравилось?
Година: — Да! Меня вообще привлекает все такое… душещипательное.
— Что же такого душещипательного в приеме?
— У-у! Вы не понимаете! Когда на стороне соперника кто-то выходит подавать и ты понимаешь, что мяч сейчас полетит на тебя, нервы сжимаются в комок. И когда удается удачно принять, получаешь огромное удовольствие!
— Здравствуйте, вас беспокоит Москва. Милые девушки, поздравляю вас с успехом! Для нас утро 15 ноября началось с шампанского. Побольше бы таких утр! Знаете, когда сборной руководил Николай Карполь, мне вас было немножко жалко – он так с вами обращался… неласково… А как вам работается с Капрарой? И как вы его понимаете, ведь он – итальянец?
Гамова: — На самом деле Капрара тоже не всегда белый и пушистый. Он тоже повышает голос. Правда, не кричит на играх. Умеет себя контролировать в сложных ситуациях. А работать с ним легко. Языкового барьера у нас нет. Во-первых, у нас есть переводчик. Во-вторых, мы понимаем волейбольные термины на итальянском. А он сам учит русский. После победы даже сказал нам: «Девчонки, вы молодцы!».
Година: — Нет-нет, он сказал: «Какая вы прекрасная команда!».
Гамова: — А еще он знает и поет наш гимн.
— Да, когда вы хором пели гимн, стоя на пьедестале, мы плакали. Это было так трогательно! Специально слова учили? Знали, что победите?
Гамова: — На самом деле слова мы выучили еще в прошлом году. Когда Джованни только пришел к нам, сразу спросил, знаем ли мы слова. И был очень удивлен, что игроки сборной не знают гимн... Мы ему пытались объяснить, что во времена Советского Союза на ту же музыку были другие слова. И сейчас в голове вертится старый текст… Но он наш лепет не стал слушать. Учите — и все тут! И мы перед каждой тренировкой брали в руки листочек и учили слова.
— Как было бы здорово, если бы другие спортсмены взяли с вас пример. Те же футболисты…
Година: — Точно! А то как-то странно смотрится, когда наши болельщики поют, а спортсмены молчат. Так что желаем нашим футболистам выучить слова гимна.
ВТОРАЯ ПАРТИЯ. А ВООБЩЕ-ТО МЫ – СТУДЕНТКИ!
— Меня зовут Руслан, я из Москвы. Поздравляю вас с победой! Всяческих вам успехов. Не секрет, что у спортсменов очень загруженный график: тренировки, соревнования. Что делаете, когда выдается свободная минутка? У вас есть какое-то хобби?
Година: — Есть. Только вот времени нет… Сейчас нас разрывают на части. Съемки, интервью… — Не успевает Лена заговорить, как из динамика раздаются гудки. — Куда же вы! Мы же не рассказали про хобби! – смеется Елена. – Ну, я вам расскажу, а вы уж напишите это для дорогого читателя.
Так вот. Мое главное увлечение – чтение. Я же сейчас усиленно учусь в ГИТИСе на специальности «менеджер сценических искусств». То есть продюсер. Но пока ничего не успеваю…. Во время сессии я была на чемпионате мира. Надеюсь, хоть кто-то из моего института смотрел телевизор. Хотя никаких поблажек все равно не будет. Сейчас нужно сдать четыре экзамена…
Гамова: — У меня тоже большую часть свободного времени занимает учеба. Я учусь на третьем курсе факультета журналистики РГСУ (Российский государственный социальный университет. – Прим. ред.). А хобби у меня маленькое и незатейливое — собираю магнитики из разных стран. Верхняя часть холодильника уже вся ими заклеена.
— Есть любимый экземпляр?
Гамова: — Конечно! Правда, это не я его купила – мне привезли. Это маленькая фигурка писающего мальчика.
— Здравствуйте! Это волейбольная сборная?
Година: — Ну… Вообще-то нас тут всего двое, но да, мы оттуда, — не перестает веселиться Елена.
— Вас беспокоит Пятигорск, Ставропольский край…
Година: — Что значит беспокоит? Нам очень приятно!
— Катюша, Леночка, поздравляю вас. Очень сильно вас люблю. Я пенсионерка, но болею за вас вместе со всей семьей. Желаю вам всегда оставаться такими же красивыми и умными. И чтобы все победы были ваши. А еще зарплаты чтобы были побольше… Это сейчас важно.
Година: — И вам тоже всего самого-самого лучшего!
— Всем привет. Меня зовут Инна. Хочу поздравить вас с победой. Я еще учусь в школе, но, несмотря на то что надо делать уроки, мы вместе с мамой смотрели все матчи.
Година: — Какие молодцы! А уроки-то удалось выучить?
— Да… А можно вопросик? Вы дружите между собой вне площадки? И как вы проводите досуг?
Гамова: — Не могу сказать, что мы все очень близки. Этого и не может быть в профессиональном коллективе. Но самое главное — мы подруги на площадке.
Година: — А по поводу досуга… У нас очень мало времени. Стараемся побольше гулять на свежем воздухе, встречаться с родственниками. Прямо как обычные люди.
— А в дальнейшем вы собираетесь связать свою жизнь со спортом?
Гамова: — Я – да. Буду спортивным журналистом. Кстати, в декабре мне предстоит взять интервью у дзюдоиста Дмитрия Носова. Его потом покажут в эфире телеканала «РТР-спорт». Я уже давно хочу с ним поговорить, с самых Олимпийских игр… Меня поразило, как он боролся со сломанной рукой.
Година: — А я пока не знаю. Тренерской деятельностью вряд ли займусь… Но и далеко от спорта уходить не хотелось бы.
ТРЕТЬЯ ПАРТИЯ. СМОТРИ, КАКАЯ ДЛИННАЯ!
— Девчонки, поздравляю вас с победой. Меня Слава зовут, я из Лобни. Вопрос такой: как вы относитесь к футболу?
Гамова: — Замечательно. Помню, в прошлом году, когда ЦСКА выиграл Кубок УЕФА, мы в Италии смотрели матч, болели, переживали… Даже на кроватях прыгали!
Година: — Мы любим этот вид спорта. Правда, не всегда любим футбольных болельщиков… Как-то летели в одном самолете с фанатами «Спартака». Это было ужасно. Конечно, не все ребята такие, но нам, видимо, «избранные» попались.
— А на чем такие высокие девушки передвигаются по Москве? Вам, наверное, не в любой машине комфортно…
Гамова: — А мы ездим на метро!
— И как люди на вас реагируют?
Гамова: — Обычно радуются, просят автографы. Последнее время, кстати, стали чаще узнавать. Проходишь и слышишь сзади шепот: «Это же Гамова!»
Година: — Но есть и те, кто тычет прямо в тебя пальцем и говорит: «Смотри, какая длинная!» И таких полно…
ЧЕТВЕРТАЯ ПАРТИЯ. ЯПОНЦЫ, СКРОМНЕЕ НАДО БЫТЬ!
— Девушки… Это вы? – очередной телефонный звонок – от Михаила из Москвы. — Благодарю вас за отличную игру! Скажите, почему после финала вы плакали?
Година: — От радости. Такое бывает.
— Не обидно было играть при пустых трибунах?
Гамова: — А вот это было удивительно... Обычно на таких соревнованиях трибуны ломятся. Но весь этот чемпионат мира был подстроен под японскую команду. На их матчах зал был заполнен. И по телевидению транслировали только встречи с участием их команды. Я уж молчу, что в последний день японки и китаянки играли за пятое место уже после финала…
— А как вы отреагировали, когда узнали, что самым ценным игроком чемпионата мира признали японку Йошие Такешита?
Гамова: — Нам было смешно!
Година: — Непонятно, почему жюри приняло такое решение. Обычно лучший игрок выбирается из команды-победительницы.
— Если бы судьба приза «Самому ценному игроку» зависела от вас, кому бы вы его вручили?
Година: — Кате! Люба Соколова тоже молодец, но она не играла за сборную в прошлом сезоне. Ведь путь к победе на этом чемпионате мира начался еще тогда. И все это время Катя играла ровно.
Гамова: — Мне очень приятно это слышать…
— А бразильянки вас поздравили с победой?
Година: — Что вы! Конечно, нет. Мы уже не в первый раз лишили их золота. Зато поздравили итальянки, кубинки и сербки.
— Александр из Санкт-Петербурга интересуется — что случилось в матче против бразильянок на групповом этапе, когда одной из них показали желтую карточку?
Година: — Все началось с того, что бразильянка очень некрасиво ударила из третьей зоны. Она задела сетку, судья заметил это и отдал нам очко. А они начали опровергать это решение. Был прямо шквал эмоций! А затем Юля Меркулова заблокировала их атаку. От радости она подняла руку и что-то крикнула. Бразильянка же расценила это как неприличный жест. И они всей командой выстроились вдоль сетки и начали нам такое кричать... Я знаю испанский язык, он похож на португальский. Это были очень неприличные ругательства – жуть! Тогда судья подозвал к себе капитана их команды, но она не подошла. За это и получила карточку.
— Это вновь звонит Инна. У меня еще один вопрос появился… А у вас есть какие-то приметы перед игрой?
Гамова: — На этом чемпионате мира у нас был маленький ритуал: мы с Любой Соколовой выходили из раздевалки последними. Перед первым матчем это получилось само собой, а потом каждый раз мы всех выгоняли из раздевалки и выходили последними.
— Чем вам запомнилась Япония?
Година: — Обилием техники. Извините за подробности, зайдешь руки помыть и млеешь! Все напичкано электроникой! Руки подставляешь под емкость с мылом – выливается ровно нужное количество, потом под кран – идет вода. Все на фотоэлементах! По этому поводу я всегда ерничала: скромнее надо быть.
Гамова: — А еще там очень вкусные пончики. О, пончики! – Катя мечтательно закатывает глаза. — Кормили там не очень вкусно, поэтому мы первым делом узнали, где тут продается что-нибудь съестное. Оказалось, что прямо через дорогу от отеля.
ТАЙ-БРЕЙК. ПУТИН БЫЛ ТАКОЙ ЗАГОРЕЛЫЙ…
— Вы предполагали, что по возвращении в России вас ждет такой ажиотаж?
Гамова: — Нет. Мы и не думали, что наша победа поставит страну на уши… Очень приятно. Правда, уже немножко начинаем уставать от всеобщего внимания, — улыбается Катя.
— Сразу по прилете вы встретились с Президентом России Владимиром Путиным. Поделитесь впечатлениями.
Година: — Ой, мы так волновались. Долго его ждали. Часа полтора, наверное. Перед тем, как Президент пришел, нам дали кучу указаний. Например, сказали, что, когда он войдет, нельзя вставать. А мы хотели! Как это – зайдет сам Президент, а мы сидим!
Гамова: — Потом у нас проверили кубок и мяч, которые мы собирались ему дарить…
Година: — Да, еще Катя репетировала вручение мяча Путину. Проверяла, дотянется ли она до Президента. Его в этот момент изображал какой-то мужчина… Так прошли полтора часа. А потом зашел Путин.
— Ну и как он вам?
Година: – Обыкновенный! Загорелый такой.
— О чем говорили?
Гамова: — Говорил в основном он. А еще произносили речи разные официальные лица – Фетисов, Патрушев, Фрадков… И все обсуждали финал. А мы переводили глаза с одного человека на другого и кивали головами: «Да… Действительно… Так и было…»
— Это была ваша первая встреча с Путиным?
Година: — После Олимпийских игр мы уже были у него на приеме. Но там было много спортсменов, вряд ли он кого-то выделил и запомнил. Тогда подняли шампанское – и разошлись. А теперь вот сидели за одним столом...
— Вас беспокоит Андрей. Я следил за финальным матчем из спорт-бара. И написал стихотворение...
Гамова: — Можете прочесть?
— Конечно! Но я вот только про четыре партии написал, про пятую не успел. Хочется чего-то особенного!
В «Советском спорте» нас оповестили,
Что предстоит финальная игра.
Сегодня матч
Бразилия – Россия,
Который выиграть нам пора.
Первый сет девчонки уступили,
Но вся борьба, конечно, впереди.
И на себя так сильно разозлились,
Что в двух других соперниц разнесли.
Усилить чуть подачу или блок
Девчонкам нашим все ж не помешает,
Но бразильянки делают рывок –
Четвертый сет победой завершают…
Гамова: — Мы будем ждать продолжения!
— Добрый день, это вам из Афин звонят. Хотелось бы поздравить девочек с победой. Мы очень сильно болели за них на Олимпиаде…
Година: — А мы, кстати, здесь. И внимательно вас слушаем. Спасибо огромное!
— Будете в Афинах – заезжайте в ресторан «Садко». Сюда даже Карполь во время Олимпиады заходил!
Година: — Обязательно! – обещает Елена. И тихо добавляет: — это ж надо – даже из Афин звонят…
— Кстати, о Карполе. Он поздравил вас с победой?
Година: — Он передал поздравления через журналистов. А лично с ним мы давно не общались. Может, он хотел нас поздравить, но не знает наших телефонов?..