Станислав Шевченко: Путь к победам – жесткий лимит на легионеров

Президент Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) Стани­слава Шевченко - о триумфе российского волейбола в 2013 году.
news

В этом году российские волейбольные сборные разных возрастов выиграли 10 турниров, включая женский и мужской чемпионаты Европы и Мировую лигу. Для разбора успешных полетов мы пригласили в редакцию президента Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) Станислава Шевченко.

«В ПЕРВЫЕ СУТКИ ИЗ СБОРНОЙ МОЖНО УЕХАТЬ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН»

У входа в редакцию по традиции просим гостя выжать пудовую гирю. Шевченко поднимает до уровня груди. «Выше не могу: играли с утра в волейбол, мышцы болят», -- признается президент федерации.

-- Часто удается выходить на площадку?

-- Три раза в неделю по утрам играем. Стараюсь не пропускать: когда приступил к чиновничьей работе, вес начал стремительно расти – весь день в кресле, вечером наедаешься. Несколько месяцев не играл, вышел на площадку и подать не могу – в нижний трос попадаю. Кошмар!

-- Десять побед на уровне сборных и это не считая клубных успехов в мужской Лиге чемпионов и женском Кубке вызова. Цифра впечатляет, -- начинаем разговор в редакционном конференц-зале.

-- Выигрывать всегда приятно, но тот, кто внимательно следит за нашим волейболом, заметил, что мы в своей работе планомерно продвигаемся вперед.

-- Мужская и женская сборные синхронно выиграли чемпионат Европы. Такого не было со времен СССР.

-- Когда собиралась женская сборная, мало кто верил, что мы способны выиграть чемпионат Европы. Но за короткое время тренеру сборной Юрию Маричеву удалось создать очень хороший коллектив, привить новый стиль игры.

-- Маричев – мужской тренер, как пришла идея назначить его в женскую сборную?

-- Мы решили, что в команде должен работать человек, который, во-первых, находится в расцвете сил. Во-вторых, у него должен быть незамыленный взгляд на женский волейбол, чтобы на него не влияли стереотипы, сформированные годами. Но главное в успехе команды – это, конечно, работа самих девчонок.

-- Правду говорят – нет худа без добра: ушли Гамова и Соколова, появилась свежая кровь и пришли новые победы.

-- Для Гамовой и Соколовой и других дверь в сборную не закрыта. Самое главное – желание самого игрока. У нас так: я говорю игрокам, вызванным в сборную, что вечером или на следующее утро они могут уехать без объяснения причин. Никаких санкций за это не будет. Но если они остались, они подчиняются всем требованиям с возможностью карательных мер в случае их нарушения.

-- Про карательные меры можно подробнее.

-- Если вы помните, у Алексея Спиридонова была дисквалификация за грубое и неоднократное нарушение режима.

«КОМАНДА-ПОБЕДИТЕЛЬ РОДИЛАСЬ НА КУБКЕ МИРА В ЯПОНИИ»

-- После Олимпиады вы намеренно пошли на омолаживание состава в женской сборной?

-- Да, именно такая цель стояла перед женской сборной. Маричев пытается привить в женской сборной модель, которая уже зарекомендовала себя в мужском волейболе. Это не говорит о том, что с Гамовой, Соколовой, Эстес мы играли плохо. Просто эти игроки подходили под другую модель.

-- Соколова объявила, что возвращается в сборную. Получается, что кому-то из новоявленных чемпионок Европы придется потесниться?

-- Место на площадке никому не гарантировано. Конкуренция и мотивация – главные вещи в спорте.

-- Вы сказали, что после Олимпиады перед женской сборной стояла задача омоложения. А перед мужской, которая выиграла Игры в Лондоне?

-- Перед мужской – была другая задача: дать возможность попробовать себя в сборной всем кандидатам, некоторым дать еще один шанс.

-- Тогда вопрос от нашего баскетбольного эксперта Владимира Гомельского:

В чем секрет этой команды, которая несмотря на кардинальные перестановки в команде – смену тренера и наполовину обновившийся состав – сумела повторить на Евро успех Лондона?

-- Главное соревнование в стране – это чемпионат России. От силы и уровня этого турнира напрямую зависят успехи сборной. Несколько лет назад была создана программа развития волейбола, которая предполагала возвращение в Россию всех игроков, усиление чемпионата, привлечение новых спонсоров и повышение интереса в стране к нашему виду спорта.

Я считаю, что эта программа сработала: на сегодняшний день у нас сильнейший мужской чемпионат в мире: два года подряд мы выигрываем Лигу чемпионов, а в этом году в ней победил новосибирский «Локомотив», который даже не был в медалях в России (клуб попал в Лигу чемпионов как победитель Кубка России. – Прим. ред.). Это говорит о силе нашего чемпионата. Есть ограничение на легионеров: не более двух в команде, при этом все эти легионеры очень высокого уровня.

-- Вы знаете ситуацию в сборной изнутри. На ваш взгляд: когда родилась команда, в которой меняются тренер, игроки, но не уходит дух победителей.

-- Два года назад на Кубке мира в Японии. На чемпионате Европы мы тогда остались без медалей и поехали в Японию с тремя принимающими – Тетюхин, Бирюков и Хтей, который еле ходил. При этом было понято, что Сережа (Тетюхин. – Прим. ред.) не сможет за 13 дней провести 11 матчей. Сыграть столько встреч на одном уровне невозможно, не только для возрастного игрока, а для любого. В общем, мы поехали в Японию с таким ворохом проблем, что было непонятно, как мы вообще там будем играть. Но именно в таких условиях Владимиру Алекно удалось создать Команду. Ребята забыли про болячки и думали только об игре, только о победе.

«ИГРОКАМ НЕОБХОДИМО ПРИДАВАТЬ УСКОРЕНИЕ»

-- Насколько тяжело Андрею Воронкову было сменить Алекно: тренера-победителя и весьма яркого человека?

-- Думаю, что ему было непросто. Но Воронков пришел в сборную после того, как выиграл Лигу чемпионов. Не каждому большому тренеру это удается, а он сделал это с первого захода. Его конек – это каждодневная, кропотливая работа в зале. Ею Андрей Геннадьевич и занимался. Уверен, что он сделал максимум возможного в данных обстоятельствах.

-- Все победы наша сборная одержала с российскими специалистами. Иностранцев больше звать не собираетесь?

-- На определенном этапе приглашение зарубежных специалистов сыграло свою роль. Что такое тренер-иностранец? У него есть свое понимание волейбола, свои методики подготовки. При этом он вызывает раздражение у всех местных специалистов. Они думают: а чем я хуже? Хотят его обыграть. Возникает необходимая конкуренция. При этом наши тренеры очень много взяли у иностранцев. Если раньше наша школа волейбола была силовая, то теперь она трансформировалась. Иностранцам же у нас что-то взять проблематично: у них нет такого количества физически сильных волейболистов.

-- После победы на Евро Сергей Гранкин на встрече с журналистами в нашей редакции заявил, что при иностранцах нашим игрокам не хватало российского словесного тумака. Вы согласны?

-- Я рад, что Сергей правильно оценивает в том числе и свою игру, -- смеется Шевченко. -- Я с ним соглашусь, что в какой-то момент необходимо придавать игрокам некое ускорение. Без этого, наверное, нельзя.

-- Вы сами играли за сборную, потом руководили федерацией и наверняка знаете, почему так долго большие победы обходили нас стороной.

-- Великие игроки у нас были всегда. Тут дело в психологии. Важно было один раз сломать себя, сломать соперника, понять, каково это: побеждать в финале. Потому что финал - это уже не спорт, это столкновение характеров. Когда ребята прошли через это несколько раз, они поняли, какой ценой добываются большие победы.

-- Чем отметили победу на Евро?

-- Ребята – на площадке шампанским, а чем потом не знаю. Мы, кстати, заранее шампанское никогда не покупаем.

-- Из суеверия?

-- Можно и так сказать. После победы кто-то из штаба команды обычно идет в магазин.

«ПЕРЕД ГЛАЗАМИ – ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР ИТАЛЬЯНЦЕВ»

-- Вопрос от знаменитого гандбольного тренера Евгения Трефилова:

Как вам удается придерживаться этого лимита, несмотря на давление клубов, которые стремятся к увеличению количества иностранцев?

-- Я не знаю ситуации в других видах спорта, поэтому затрудняюсь ее детально комментировать. Могу говорить о волейболе. Если бы я был руководителем клуба, то наверняка ратовал бы за увеличение количества легионеров. Потому что так легче сделать результат. Этот вопрос мы постоянно обсуждаем на президиумах федерации, конференциях. И всегда приходим к тому, что нам нужна сильная сборная. При большом количестве легионеров несколько кандидатов в сборную в любом случае остается без игровой практики. Могу сказать, что если бы у нас могли играть три иностранца, то из 12 олимпийских чемпионов Лондона в пограничной зоне «играет/не играет» находилось бы человека четыре.

-- Но ведь российским клубам приходится играть против сборных мира!

-- Совершенно верно. Но перед нами всегда пример Италии 1990-х. Самый сильный, самый дорогой, самый звездный чемпионат. Итальянцы выигрывали все подряд, не стали только олимпийскими чемпионами. При этом квота на иностранцев все время увеличивалась: два, три, потом лимит вообще отменили. И итальянская сборная стала испытывать серьезные проблемы с игроками и побеждать перестала.

-- Какой решающий аргумент вы приводите, когда клубы в очередной раз поднимают вопрос о лимите?

-- Мы постоянно находимся в диалоге. Нужен третий иностранец для усиления игры? Но у вас нет нормального тренера по физподготовке, нет хорошего физиотерапевта, нет программы восстановления игроков. Может быть стоит прибавить в этих компонентах, а уже потом говорить о третьем легионере? Но хочу сказать, что общий язык мы всегда находим.

«СТИЛЬ СПИРИДОНОВА РАБОТАЕТ ПРОТИВ БРАЗИЛЬЦЕВ»

-- В баскетболе есть проблема отказников: на Евро сборная поехала без половины основного состава и провалилась. Почему такое невозможно в волейболе?

-- Это традиции, заложенные людьми, которые раньше руководили сборной: Геннадием Шипулиным, Владимиром Алекно. Ветеранами команды: Сергеем Тетюхиным, Вадимом Хамутцких. Константина Ушаковым. Они сумели привить патриотизм игрокам. Я даже представить не могу, чтобы кто-то из них отказался играть за сборную. Российская сборная может выиграть только коллективом. Это итальянцы могут друг с другом не разговаривать, не здороваться, но при этом побеждать. Мы же должны быть едины.

-- Появление в мужской сборной Спиридонова не сказалось отрицательно на коллективе?

-- С Алексеем была неприятная история, когда Владимир Алекно отчислил его из сборной. Спиридонову был дан последний шанс. И с момента возвращения к нему нет ни одного нарекания ни в быту, ни на тренировке, ни в игре. Чем он занимается в свободное время – это его дело. Мы же не можем ему указывать: не фотографируйся голым с кубком.

-- В женской команде кто-то на такое способен?

-- Думаю, что нет, -- смеется Шевченко.

-- На площадке Спиридонов продолжает вести себя очень импульсивно, зачастую провокационно.

-- У него такой стиль. Могу сказать, что, к примеру, в игре с бразильцами это нужно, это работает. Дело в том, что бразильцы более эмоциональны, более раскрепощены. У них эдакая карнавальная команда. Мы более сконцентрированы на игре. У нас такой стиль и гнаться за бразильцами нам не надо. А Спиридонов умеет вывести соперника из себя. Особенно это его умение работает на бразильцах.

-- Никто из игроков не одергивает Алексея?

-- Нет. Наоборот, перед финалом Мировой лиги на собрании команды, я четко сказал: если Спиридонов начинает с кем-то цепляться, то он не должен оставаться один, его должна поддерживать вся команда.

-- Сборная России по пляжному футболу стала чемпионом мира и за победу игроки получили по 20 тысяч долларов. Какой уровень призовых в волейболе?

-- Больше, чем в пляжном футболе, -- улыбается Шевченко. – Но до футбола или хоккея нам далеко. Но я не считаю, что нам нужно за кем-то гнаться. У нас сейчас есть проблема роста контрактов всех без исключения игроков. Если человек делает результат в клубе и сборной, то это объяснимо, а когда игрок, который из сезона в сезон сидит на банке увеличивает ежегодно свой контракт на 10-15 процентов, это неправильно.

-- Вы боитесь, что клубы не смогут выполнять финансовые обязательства?

-- Я боюсь, что появится много игроков, чей уровень мастерства не будет соответствовать зарплате. Исходя из этого, у нас в этом году принят потолок зарплат (точные цифры станут известны в пятницу после заседания Президиума федерации. – Прим. ред.). Думаю, что следующими шагами будет увеличение длительности контрактов и ограничение количества новичков для клуба в одном межсезонье.

-- Вам не скажут, что это противоречит законам?

-- Знаете, на одном из заседаний Международной федерации волейбола в Лозанне читал лекцию приглашенный юрист. Он сказал, что в теории иск можно подать на что угодно. Например, на то, что в волейбол играют вшестером, что это ущемление прав седьмого, восьмого игрока и так далее. Естественно есть риски, но мы должны что-то делать, не должны оставаться в стороне от проблем.


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Станислав ШЕВЧЕНКО

Родился 1 ноября 1970 года в Элисте.

Выступал за «Прибой» (Таганрог, 1987–1988), СКА (Ростов, 1988–1991), ЦСКА (Москва, 1991–1997), «Зираатбанк» (Анкара, Турция, 1997–1999), «Белогорье-Динамо» (Белгород, 1999–2001), «Луч» (Москва, 2001–2003). Четырехкратный чемпион России (1994–1996, 2000). Обладатель Кубка России (1994). Выступал за сборную России в Мировой лиге и на чемпионатах мира.

16 апреля 2010 года избран президентом ВФВ, 7 декабря 2012 – переизбран на новый 4-летний срок. Входит в Административный совет Международной федерации волейбола (ФИВБ). Член Исполкома ОКР.

Новости. Волейбол