19 лет назад в Валь-д’Изере, горнолыжном курорте во Французских Альпах, скромной церемонией была восстановлена справедливость,продлившаяся три десятилетия: золотая медаль чемпионки мира-1966 в скоростном спуске была возвращена ее законнойобладательнице – француженке Мариэль Гуатшель, поскольку обыгравшая ее тогдаавстрийка Эрика Шинеггер оказалась… мужчиной.
ОТ«ПАРАДА ГОЛЫХ» ДО ГЕНА SRY
Тот, 19-ый посчету, чемпионат мира по горнолыжному спорту прошел в чилийском горнолыжномкурорте Портильо в Андах. Олимпийская чемпионка-1964,трехкратная чемпионка мира 20-летняяфранцуженка Мариэль Гуатшель добралась там до пьедестала почета во всех четырех представленных в программедисциплинах, выиграв две золотые (гигантский слалом, супер-комбинация) и двесеребряные (скоростной спуск, слалом) медали.
Наверное, эти результаты так и остались бы в послужномсписке Гуатшель, ставшей к концу своей спортивной карьеры двукратнойолимпийской чемпионкой, семикратной чемпионкой мира, обладательницей пятисеребряных наград, в том числе одной олимпийской, если бы не появившаяся вначале 60-х статья австрийского профессора Людвига Прокопа «Хромосомыспортивных амазонок», где впервые был поднят вопрос о об участии в женских соревнованиях гермафродитов. Людей с генетическими отклонениями, с первичными и вторичнымипризнаками обоих полов. Среди их явных представителей Прокоп, в частности, назвал советскую спортсменку,трехкратную чемпионку мира по волейболу, обладательницу трех олимпийскихмедалей по легкой атлетике Александру Чудину. Абсолютно бездоказательно, наосновании лишь слухов и предположений, но эта фамилия, как бы там не было,прозвучала.
Во многом благодаря именно этой публикации в большом спорте был введен секс-контрольили, по-другому, гендерный тест, призванный закрыть дорогу туда представителям «третьего пола»..
Сначала это были примитивные « парады голых» – визуальные осмотры полностью раздетыхспортсменок, Потом, после многочисленных протестов против столь унизительнойпроцедуры, стали брать соскоб из ротовойполости на определение тельца Барра(инактивированной X-хромосомы,которая есть у подавляющего большинства женщин, и почти отсутствует у мужчин). Однако жизнь показала,что до тех пор, пока не обратились к молекулярно-генетическим тестам на наличие гена SRY,запускающего развитие человеческого эмбриона по мужскому типу, этот, казалосьбы, гарантированный секс-контроль порой давал сбой из-за определенныхотклонений в организме некоторых представительниц слабого пола, невольно отказывая им оставатьсяженщинами в глазах общественности. Превращая это в огромную личнуютрагедию…
МАМАСРЕДИ «ГЕРМАФРОДИТОВ»
Первой на себе это испытала польскаялегкоатлетка, олимпийская чемпионка -1964в эстафете 4 x100метров, рекордсменка мира в беге на 100 метровЕва Клобуковска, проваливавшая гендерное тестирование, которое впервыебыло проведено официально в сентябре 1966года среди участниц чемпионата Европы по легкой атлетике в Вене. Известие отом, что она не имеет права соревноваться вместе с женщинами, холодным душем вылилось на полячку после еетриумфального выступления на этом чемпионате (золото на стометровке и эстафете4х100, серебро – на дистанции 200 метров). Тем неменее, несмотря на хромосомную аномалию, обнаруженную в ее анализе, во всех легкоатлетических статистическихсправочниках результаты Евы сохранены. Наверное, потому что спустя некотороевремя после этого скандала она родила сына…
Очень похожая история случилась с советской абсолютнойчемпионкой мира-1953 поконькобежному спорту Халидой Щеголевой, ставшей мамой после того, как общественное мнение дружно зачислило ее в ряды гермафродитов…
Для участников Олимпийских игр гендерный тест сталобязательным за год до зимней Олимпиадой в Гренобле, и первым он зажег красныйсвет на пути туда перед чемпионкой мира-1966в скоростном спуске австрийкой Эрикой Шинеггер.
Позже в автобиографической книге «Моя победа над собой:мужчина, который стал чемпионом мира среди женщин» Эрика, превратившаяся уже к тому времени в Эрика, уверял, что результаты теста стали для него самогооткрытием, поскольку родители всю жизнь воспитывали его, как девочку.
Тем не менее, вскоре после случившегося Шинеггер решилась на операцию по изменению пола, послекоторой новоявленный Эрик женился и сталотцом. Сейчас он живет в своей роднойальпийской деревне Агсдорф, где руководит детской горнолыжной школой.
Через тридцать летпосле чемпионата мира в Портильо, Шинеггер отправил свою золотую медаль вМеждународную федерацию лыжного спорта, которую тогдашний президент FIS Марк Ходлер вручил 51-летнейМариэль Гуатшель. Церемония, состоявшаяся в декабре 1996года, прошла в доме самой титулованной на тот момент горнолыжницы.

ДОЛЖНЫЛИ СТРАДАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ НЕ ТАКИЕ?
Некоторые историки спорта утверждают, что статьяавстрийского профессора Прокопа про гермафродитов в спорте лишь поспособствовала появлению гендерноготестирования, а истинной тому причиной стала… «холодная война». Американцам,дескать, надоели постоянные победы «мужчин-спортсменов из СССР и странвосточного блока, участвовавших в женских соревнования с туго забинтованными гениталиями». Надосказать, что появлению таких разговоров на международном уровне в немалойстепени поспособствовали и «подруги» этих спортсменок по сборной, открыто непризнававших в них женщин и постоянно задававшихся вслух вопросом: «Почему из-за того, что они не такие, должны страдатьостальные?». Известен, например, случай, когда на чемпионате СССР 1958 года по легкой атлетике олимпийские чемпионки втолкании ядра Галина Зыбина и ТамараТышкевич отказались подняться на пьедестал почета, обвинив, обыгравшую ихспортсменку в принадлежности к мужскому полу…
В одном из недавних интервью Зыбина утверждает, что наОлимпийскими игры-1952 ту же Чудинупривезли в последний момент, после того, как заявку советской команды подписаламедицинская комиссия, а уже в Хельсинки руководители делегации запретили ейвыигрывать, строго-настрого предупредив: «любое место, кроме первого». В итогеАлександра завоевала две серебряные награды и одну бронзовую…
В пыльных архивах ЦК КПСС, наверное, можно найти письмо,направленное туда в конце 50-х женской половиной сборной СССР по легкойатлетике, лейтмотив которого легко укладывается в три слова: «сколько можнотерпеть?!».
Но к 1966 годуникого из тех, кто был среди подозреваемых, ни в сборной СССР, ни в командахвосточного блока уже, естественно, не было, и эйфория западных спортивныхфункционеров по поводу гендерного теста стала испаряться, тем более что на немстали «валиться» и некоторые представители их команд. А когда случился грандиозный скандал с испанской барьеристкойМарией Патино, сначала дисквалифицированной и униженной, а потом восстановленной в женскихправах, благодаря некому испанскому медицинскому светиле, доказавшему, чтоспортсменка страдала редким генетическим заболеванием, при котором организмнеадекватно реагирует на повышенные нагрузки, от гендерного тестирования ивовсе отказались. В 1992 году –Международная федерация легкой атлетики, а в 1999-ом– Международный олимпийский комитет.
Права на запрет участвовать в таких соревнованиях, какОлимпийские игры или чемпионат мира, были отданы национальным олимпийскимкомитетам, которые теперь, прежде чем, включить в состав своей команды ту илииную спортсменку, должны иметь медицинские документы на нее, доказывающие, чтоее генетические особенности или заболевания не дают ей изначальногопреимущества перед соперницами, выходящего за рамки справедливого состязания. АМОК в каждом таком случае должен принимать соломоново решение…
СЕМЕНЯНЕЧЕСТНОЙ ИГРЫ?
Конечно, тема щепетильная. Кто-то, возможно, назовет еежелтой или даже жареной. Но от этого она не становится менее серьезной иактуальной. Недавняя скандальная история с южноафриканской легкоатлеткой, чемпионкой мира-2009, серебряной медалисткойОлимпиады-2012 Кастер Семеня, в этом убеждает. Я, например (и, уверен, нетолько я) так до сих пор и не понял: кто же она - больше мужчина или все-такиженщина? Хорошо помню слова своего давнего знакомого иколлеги, специализирующегося в легкой атлетике Василия Парнякова, сказанные имсразу после финала женского бега на 800 метров на чемпионате мира-2009 в Берлине:«Я видел многое, но такого откровенного уничтожения «честной игры» не виделникогда…»
А как вам совсем свежая новость о том, что в нынешнейженской футбольной сборной Ирана сразу восемь человек оказались мужчинами,ожидающими сейчас операцию по смене пола?
Убежден, что эта тема будет возникать еще не раз, тем болеечто в мае 2004 года МОК принял крайнеспорное, на взгляд многих экспертов, решение, открывшее дорогу на Игры спортсменам, изменившим свой пол. Апекинская Олимпиада стала первой в истории мирового спорта, в которой принялиучастие представители «третьего пола» (особенно, показалось, их было много вкоманде хозяев)…
Тут, правда, надо подчеркнуть, что это решение без всякихоговорок коснулось только тех, кто сменил пол до начала сексуальногосозревания, до тех пор, пока началидействовать тестостерон и экстроген. Для всех остальных было поставленоусловие, чтобы с момента операции прошло как минимум два года. При этомнациональный олимпийский комитет, делегирующий транссексуала на Игры, должен доказать, что его организм подвергалсядействию гормональных препаратов, которые свели на «нет» физиологическиепреимущества того пола, который он получил от природы. Но что это меняет принынешних-то возможностях?
Как бы там ни было, случай с возвращением ЭрикомШинеггером золотой медали МариэльГуатшель остается до сих пор единственным, когда кто-то, узнавший, что он нетот, кем себя считал, отдал медаль законному владельцу. Правда, на то, чтобыпринять такое решение, ему (ей) понадобилось долгих тридцать лет, но это совсемдругая история.