Василий Рочев: Я сломал Крюкову палку по правилам

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
Трудно сказать, что могло бы помешать 24-летнему Василию Рочеву из Сыктывкара выиграть спринтерскую гонку на 1 км, завершившуюся в минувшую субботу в Рыбинске. В этой дисциплине ему сейчас нет равных в России. Василий не просто победил, но и «привез» на вторую ступеньку пьедестала почета старшего брата Анатолия, положив, как образно выразился один из тренеров сборной, других претендентов на снег.
– Летом этого года я позволил себе высказать личное мнение о работе Федерации лыжных гонок России, о стратегических ошибках ее руководства, проблемах сборной… – Василий делает паузу. – Простите, мысль потерял. Дайте время вспомнить… Ах да. Добрый день, уважаемые журналисты. Спасибо, что пришли на пресс-конференцию.
Хохмач, любитель приколов Рочев в своем репертуаре. Шутка с провалом памяти явно удалась. В зале хохот.
– Василий, вопрос тем не менее очень серьезный, – обратился я к Рочеву через полчаса после пресс-конференции. – Ваши откровения в Интернете закончились публичной поркой на президиуме федерации. Пришлось извиниться, взять свои слова обратно?
– Нет. Я остался при своем мнении.
– Зачем вам эти неприятности? Ведь вы действующий и, значит, зависимый от федерации спортсмен!
– Характер и крепкие нервы у меня от отца, олимпийского чемпиона Лейк-Плэсида. На президиуме меня, кстати, поддержали ребята, партнеры по сборной Володя Вилисов, Коля Панкратов… Значит, эти проблемы увидел не только я. Взять хотя бы финансовую поддержку сборной. Она оставляет желать лучшего, даже несмотря на хорошие результаты, которые в последнее время показывает команда. На Олимпийских играх их может не быть, если не решить этот вопрос сейчас.
ОТ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ МЕНЯ СПАС БЫ СТАКАН ВОДЫ
– До Олимпиады – больше года, а до чемпионата мира в Оберстдорфе – всего полтора месяца. Тем не менее до сих пор не ясно, как будет формироваться сборная России. По одним сведениям в Германию поедут 12 человек, по другим – 8. Вы можете об этом что-нибудь сказать?
– Относительно количественного состава – нет. Знаю только, что на чемпионат без отбора попадут олимпийские чемпионы Юлия Чепалова и Михаил Иванов. Об этом заявил президент федерации Владимир Логинов. В командах будет также по одному чистому спринтеру.
– В мужской эта роль наверняка будет отдана вам.
– Почему же? На спринтерских дистанциях у меня действительно сейчас получается лучше всех в сборной. Но вряд ли узким специалистом на чемпионате стану я. Больше шансов у Дмитрия Егошина, Ивана Алыпова, Николая Панкратова и даже у 19-летнего Михаила Девятьярова.
– Алена Сидько, которая также в субботу выиграла спринтерскую гонку, сказала, что тренерский совет сборной уже якобы назвал имена пяти лыжниц. На чемпионат мира поедут Юлия Чепалова, Наталья Баранова-Масалкина, Евгения Медведева-Арбузова, Ирина Артемова и Лариса Куркина. Это действительно так?
– Не знаю. Как можно делать такие заявления, если отборочные соревнования только начались?
– Но для вас уж точно заказан билет в Оберстдорф, поскольку вы набрали достаточное количество зачетных баллов на этапах Кубка мира. Кстати, вы поэтому не участвовали во вчерашней гонке на 15 километров свободным стилем?
– Именно.
– Уже определились, на каких дистанциях будете бежать на чемпионате мира?
– Спринт и спринтерская эстафета – это на сто процентов. Классическая эстафета. И еще какая-нибудь гонка до 30 км. А на длинных дистанциях, пусть бегут те, кто регулярно это делает.
Так я думал до этапа Кубка мира в Рамзау. Если помните, там я неожиданно даже для себя занял 9-е место на «тридцатке» коньковым ходом в гонке с масс-стартом. И вот этот результат спутал все планы. Мне теперь говорят: «Придется тебе, дорогой, все дистанции бежать…» Так что поживем – увидим.
– Какой из этапов Кубка мира, прошедших в нынешнем году, греет душу больше всего?
– Конечно, спринтерская эстафета в Берне, где мы с Ваней Алыповым очень грамотно всех наказали.
– А о какой гонке даже вспоминать не хочется?
– К счастью, таких в этом году не было. Всеми этапами очень доволен. Закончил год с опережением графика. Удалось даже сделать то, что не планировал.
– Поклонники лыжных гонок не поймут, если я не спрошу об истории с повышенным гемоглобином, которая привела вас к пятидневной дисквалификации перед гонкой в Валь-ди-Фиемме. Это был несчастный случай или просто врач команды недосмотрел?
– Конечно, это наш недочет, который легко можно было предотвратить, взяв у меня кровь из пальца перед стартом. Уровень гемоглобина в моем анализе оказался чуть выше допустимой границы. Стакан воды выпил бы, и все пришло бы в норму: пожалуйста, беги. А так пришлось 5 дней отдохнуть. Потерял очки в зачет Кубка мира. Но, может быть, и хорошо, что это случилось сейчас – урок впрок. Теперь в сборной установлен жесткий контроль на этот счет. Таких казусов, надеюсь, больше ни с кем не случится.
– Как вы относитесь к решению руководства сборной провести три отборочные гонки в Цахкадзоре на высоте две тысячи метров за 10 дней до чемпионата мира?
– Честно говоря, я не в восторге от этой идеи. Ясно, что те спортсмены, которые приедут туда за последним шансом выиграть путевку на чемпионат, выложатся до конца. Представляете, какой запас энергии будет при этом израсходован! Хватит ли у них потом сил показать достойный результат на чемпионате мира? На мой взгляд, сбор в Цахкадзоре нужен. Тем более что климатические условия там приближены к тем, которые будут в Оберстдорфе. Но туда надо приезжать уже сформированной командой, а не устраивать там бойню.
БРАТА ОБЫГРАЛ ПО-ЧЕСТНОМУ
– В экспресс-интервью судье-информатору ваш отец Василий Павлович Рочев пригласил всех в лыжный клуб Рочевых, который открылся в Сыктывкаре. Что это за клуб?
– Папа, наверное, был ошарашен победой, которую одержали в спринтерской гонке члены нашей семьи. Я победил, мой старший брат Анатолий был вторым, также очень достойно себя проявили супруга брата, Ольга Рочева-Москаленко, и моя сестра-двойняшка Ольга Рочева. Только этим я могу объяснить столь поспешное приглашение. Клуб пока существует только на бумаге. Но обязательно откроется, и я надеюсь, что это произойдет уже в будущем году. Отец будет там президентом.
– Не жалко ли было обыгрывать старшего брата?
– Это была честная борьба, и, скажу откровенно, его результат был неожиданным и для меня. Он, кстати, принес Толе звание мастера спорта международного класса.
– Много шума наделало ваше признание в том, что в полуфинале вы специально сломали палку своему главному конкуренту в этой гонке 19-летнему Никите Крюкову. Прокомментируйте, пожалуйста, этот эпизод.
– Вы знаете, что спринт – это самая контактная дисциплина в лыжных гонках. Со своими силовыми приемами и законами. Не соблюдая их, невозможно победить, особенно на международных стартах. Мне искренне жаль Крюкова, но в ходе гонки он откровенно прижимал меня к оградительной сетке, не давая обойти. Никита действовал жестко, и я ответил адекватно. Это предусмотрено правилами. Но он все равно молодец: 4-е место в финале в таких представительных соревнованиях – это очень большой успех для молодого гонщика.
– Как и где вы собираетесь встретить Новый год?
– Как, пока не знаю, но то, что это будет в Сыктывкаре – точно. Разве можно иначе, ведь я уже почти три месяца не был дома?!
– Что вы пожелаете себе в новогоднюю ночь?
– У меня, поверьте, очень много планов на предстоящий сезон, в том числе и вне лыжни. Но это очень личное, и об этом пока никто не должен знать.
