Глава Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов: Я теперь не напеваю гимн. Я его пою!

Продолжаем публикацию ответов руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслава Фетисова на вопросы читателей, присланные на наш интернет-сайт
news

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

 Продолжаем публикацию ответов руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслава Фетисова на вопросы читателей, присланные на наш интернет-сайт.

Во вчерашнем номере, напомним, разговор шел о футболе (сборная, Семин, легионеры), хоккее (история с «Ладой», ПХЛ, НХЛ), Олимпиаде-2006...

О ТЕЛЕТРАНСЛЯЦИЯХ

Иван Куликов (Свердловская обл.):
– В городе Лесной Свердловской области, чтобы смотреть канал «Спорт», нужно заплатить 4500 рублей за декодер плюс абонентская плата. Вы представляете, что это такое для нас?

Алексей (Великий Устюг):
– Когда общероссийский канал «Спорт» будет вещать во всех уголках страны? Почему нет государственной поддержки по региональному распространению канала?

– Поверьте, я лично, и Росспорт, и руководители телеканала – целиком и полностью за то, чтобы «Спорт» показывали в каждом уголке страны. Увы, не все от нас зависит. Дело в том, что многие региональные чиновники частенько ведут себя крайне непоследовательно.

Вот, скажем, в Омске недавно проводился конкурс на телевизионную частоту. Выставлялся и спортивный канал. Предполагалось, что он должен большую часть эфирного времени посвящать местному спорту. Спортивный канал тендер проиграл, несмотря на поддержку губернатора. Получается, что те, кто распределяет частоты в регионах, идут поперек государственной политики. Ведь государство вкладывает колоссальные средства в развитие спорта, а без поддержки телевидения «раскрутить» моду на спорт невозможно.

Порой и сами местные власти не понимают, что развлекательный или музыкальный канал никогда не заставит население оздоровиться. Получается, видят только сиюминутную выгоду.

Конечно, у спортивного канала сегодня нет достаточной коммерческой привлекательности, да и спортивное ТВ как продукт считается очень дорогим. Впрочем, я уверен, оно со временем выйдет на должный экономический уровень. А пока мы не можем со всей строгостью спросить с руководства канала, почему, скажем, в Красноярске, где русский хоккей является национальным достоянием, его нет на телеэкранах.

О ФЕДЕРАЦИЯХ

Роман (Московская область):
– Почему у нас некоторые федерации устраивают отчетно-выборные конференции до начала крупнейших соревнований? Ведь это маразм. Руководитель должен отчитываться за проделанную работу, и апогеем его отчетности должны быть крупные соревнования (Олимпиада, ЧМ). Или я не прав?

– Абсолютно правы! Так ведь потому и отчитываются до стартов, чтобы не делать этого после и таким образом снимают с себя ответственность за результат.

По закону государство не может вмешиваться в дела федераций – это общественные организации. По сути дела, принятые в начале 90-х уставы позволяют президентам переизбираться бесконечно, они могут находиться на своих постах бессрочно. От таких «демократически» выбранных президентов вреда порой больше, чем пользы.

Сегодня мы ищем пути выхода из этой ситуации. Самое главное требование к руководству любой федерации – способствовать развитию спорта в стране, а не тормозить его.

О ХОЛДЕНЕ И БРАКАМОНТЕ

Алена:
– Как вы относитесь к появлению в сборной по баскетболу Джей Ар Холдена? Также ходят слухи о том, что Эктор Бракамонте собирается принять российское гражданство и может быть приглашен в сборную. Может, «выдача» гражданства – выход для наших неудачливых сборных?

– Если у иностранных профессионалов есть желание принять российское гражданство, то не вижу смысла этому препятствовать. Можно ли это назвать выходом? Не думаю. Это лишь сиюминутное решение проблемы «кадрового голода». А вот создание собственного мощного резерва действительно выход из всех наших кадровых проблем в спорте.

Теймур (Баку):
– В России под флагом вашей страны выступает немало азербайджанцев, как, например, футболист Александр Самедов, серебряный призер афинской Олимпиады велосипедистка Тамилла Аббасова и многие другие. Как вы относитесь к тому, что некоторые из них могут быть привлечены к выступлению за Азербайджан на Олимпиадах? И Россия, таким образом, потеряет медали?

– Спортсмен решает сам, за какую страну ему выступать. Никто не имеет права заставить людей поступать как-то иначе. Вместе с тем существует определенный регламент «смены флага», которому все обязаны следовать.

О ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ

Дмитрий Владимирович, гендиректор, мастер спорта (Новосибирск):
– Хотелось бы поднять вопрос о состоянии пулевой стрельбы. Все наши сильнейшие стрелки приобрели свое мастерство еще во времена СССР либо на «остатках» его былого могущества. Нынешняя ситуация удручающая. В стране нет стрельбища или тира, пригодного для проведения соревнований по правилам ISSF, спортивное стрелковое оружие серийно не выпускается, нет тренеров (к примеру, рекордсмен мира Сергей Лузов сейчас тренирует сборную США по пулевой стрельбе, а легенда советского спорта Анатолий Поддубный – сборную Бразилии).

– Отношение к стрелковому спорту в обществе неоднозначное. Конечно, в таком масштабе, как в советское время, этот вид не развивается по понятным причинам. Что касается спортсменов высокого уровня, то они не обездолены. У них есть прекрасные стрельбища в Лисьей норе, на базах в Новогорске и Мытищах.

Преемник бывшего ДОСААФ – РОСТО призван развивать и популяризировать военно-прикладные виды спорта, в том числе и стрельбу.

А преемственность остается. Основы мастерства нашей нынешней, весьма сильной, кстати, сборной заложены еще во времена СССР.

О ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

Александр:
– На базе Государственного университета управления открыта специализация «Менеджмент в игровых видах спорта». Ответьте, насколько востребованы такие специалисты, учитывая, что мир спорта довольно закрытый?

– В том, что такие специалисты будут востребованы, не сомневайтесь! В системе организации отечественного спорта нужны грамотные менеджеры. Сегодня у нас огромный дефицит таких кадров. Оставшиеся в спорте с прошлых времен администраторы еще советских команд плохо ориентируются в новых реалиях – мало кто из них способен подняться на качественный уровень. Больше всего от этого страдают игровые виды спорта.

Евгений:
– Уважаемый Вячеслав! Вы куратор Программы подготовки менеджеров для футбольных, хоккейных, баскетбольных клубов «Менеджмент в игровых видах спорта». Скажите, пожалуйста, обрадуете ли вы нас своим присутствием? Вас все с нетерпением ждут. И хотелось бы послушать лекции специалистов из НХЛ – возможно ли организовать такие встречи?

– Конечно же, мы увидимся и поговорим. А специалистами НХЛ вы справедливо интересуетесь. Вот где спортивный менеджмент достиг высочайшего уровня. У них отработано все до последней мелочи.

Работа менеджера должна заключаться в том, чтобы спортсмен был занят исключительно своим профессиональным делом. Если так, то довольным остается болельщик. И он придет еще и еще. А раз мероприятие интересно зрителям, то обязательно придут и спонсоры. Видите, какая цепочка получается. А все начинается с менеджера.

Борис:
– Уважаемый Вячеслав Александрович! На сайте Госкомспорта объявляли конкурс на работу в этом ведомстве для молодых менеджеров, я в нем, кстати, участвовал. Но конкурс продолжения не имел, может, его стоит повторить?

– Хочу доложить, что за последние два года наш аппарат на сорок процентов обновлен за счет молодежи. На ребят, которые пришли в Росспорт, у меня большие надежды. Эти люди хотят поменять представление о чиновнике, они очень быстро учатся, амбициозные по-хорошему, образованные.

Тем, кто желает работать в нашей отрасли, мы рады. Так что, Борис, приходите к нам в отдел кадров, там обязательно с вами побеседуют и доложат мне о результатах.

ОБ ИГОРНОМ БИЗНЕСЕ

Петр:
– Когда вы наведете порядок в игорном бизнесе, действующем под эгидой возглавляемого вами ведомства? Ничего общего со спортом не имеющий, этот вид развлечений наносит вред больше, чем проституция и наркомания, вместе взятые.

– Я в очередной раз во всеуслышание заявляю: наше Агентство с ноября 2004 года никакого отношения к игорному бизнесу не имеет.

ЗЛЫЕ ВОПРОСЫ

Виктор Алексеевич:
– Зачем вы, великий спортсмен, не имея опыта руководства в масштабах страны, полезли в политику, зачем организуете войну с Олимпийским комитетом России – во имя чего? Во имя личной власти в спорте?

– Давайте попробуем вспомнить: у кого из нынешних министров до назначения был опыт организации дела в масштабах страны? И что значит «полез»? Меня пригласил на этот пост Президент России Владимир Путин.

По второму вопросу. Нет никакой войны с Национальным олимпийским комитетом. ОКР – это общественная организация, а Росспорт – государственное ведомство. Естественно, в процессе работы возникают разногласия. Так или иначе, стараемся решать все проблемы в рабочем порядке.

Smfan:
– Вячеслав, неужели вы не понимаете, что в нынешней России ни со спортом, ни с физкультурой ничего не получится? Тогда зачем вы заняли место министра? Хотите решить свои сугубо личные задачи?

– Во-первых, свои сугубо личные задачи я решил за 13 лет работы в Америке. Второе. Я не занимал этого места. Могу лишь повторить, что меня пригласил на работу Президент России. Значит, он посчитал, что я могу быть полезен российскому спорту.

И последнее. Не знаю, откуда у вас такой скептицизм, но лично я, напротив, убежден, что в России и со спортом, и с физкультурой все получится. Мы были, есть и останемся великой спортивной державой.

Z:
– В период дискуссии о Гимне России вы открыто признавались, что, когда в честь советской сборной играли гимн, вы под него пели: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел...» – ну и т.д. Интересно, а что вы сейчас напеваете под мелодию гимна?

– С этим гимном наша хоккейная команда одержала самые великие победы, и я отношусь к нему с большим уважением. А в период дискуссий я был в Америке, поэтому мне не доводилось в них участвовать.

Теперь же не напеваю, а пою слова Гимна России.

О ЛИЧНОМ

Александр Гришин:
– Есть ли надежда, что вы еще проявите себя в роли главного тренера сборной по хоккею?

– А почему нет? Но только не сегодня и не завтра. Сейчас у меня совсем другая работа, и все мысли и планы связаны только с нею. Впрочем, жизнь переменчива, и случиться может все, что угодно.

Александр:
– Вячеслав, поддерживаете ли вы отношения с бывшими партнерами по пятерке? Где они сейчас? Прошла ли обида (если была таковая) на Алексея Касатонова?

– С ребятами у меня старая дружба. После всего, что мы вместе пережили, иначе и не может быть.

Сергей Макаров работает вместе со мной. Он возглавляет одно из подразделений Росспорта. Рядом с нами находится школа высшего спортивного мастерства. Владимир Крутов – ее директор.

Игорь Ларионов остался в Детройте. Конечно, я хотел, чтобы он вернулся в Россию. Будь наш Профессор здесь, он бы здорово помог. Но у Игоря две дочки, которые в Америке заканчивают школу. Сложно ему сейчас перевозить семью. А оставить родных там и приехать Игорь тоже не может – он у нас идеальный семьянин.

Касатонов с семьей живет в Америке, в Нью-Джерси. Насколько мне известно, у него своя хоккейная школа. Судя по всему, в общении он не нуждается. Держу ли я на него обиду? Пожалуй, нет. Но есть вещи, которые нельзя вычеркнуть из памяти… Вместе с тем я четко вижу грань между личными и рабочими отношениями.

Игорь:
– Кто для вас лучший спортсмен всех времен и народов?

Александр Павлович Рагулин, мой учитель. Открытый и честный человек. Удивительная личность. Великий спортсмен. Я благодарен судьбе, что мне довелось работать с ним.

Збигнев:
– Уважаемый Вячеслав Александрович, скажите, есть ли у вас кот и как его зовут?

– Наш кот, любимец дочери, погиб. Сейчас дочка Настя подыскивает другого рыженького перса.

Ильхам:
– Наслаждался игрой вашей пятерки во времена Союза. Прочитал ваши книги, написанные в период гонений на вас и Ларионова. В связи с этим два вопроса. Возможно ли организовать матч участников суперсерии 1987 года между СССР и НХЛ? Каковы ваши отношения с В. В. Тихоновым в настоящий момент?

– У нас дружеские отношения. Я уважаю Виктора Васильевича. Он – выдающийся специалист советского хоккея.

Теперь что касается матча. Да, у нас есть такая идея. И есть прекрасный повод собраться тем составом. В 2006 году исполняется 25 лет нашей пятерке. Впервые мы вместе вышли на площадку вместе в 1981 году.

Американцы и канадцы готовы приехать сюда и сыграть с нами, отметить этот юбилей.

Александр (Комсомольск-на-Амуре):
– Мое почтение, Вячеслав Александрович. Мне 21 год, с самых ранних лет считаю вас своим кумиром. Своего сына назову в вашу честь – Вячеслав. Скажите, что сейчас с Владимиром Константиновым и Сергеем Мнацакановым? И еще. Несколько лет назад вышла ваша книга «Овертайм». Не планируете ли новую?

– К сожалению, от Владимира и Сережи нет хороших новостей. Их состояние стабильно тяжелое. И мало надежды на значительное улучшение. Травмы, которые они получили в той страшной аварии, не позволяют им восстановиться. Боль за этих ребят никогда не уйдет из моего сердца.

Про книгу. Я действительно пишу продолжение. Если все пойдет, как было задумано, то в следующем году вы сможете прочесть «Овертайм-2».

Сергей Говоров:
– Вячеслав, спасибо за ваш хоккей. Мы вас поддерживаем, а если вы в чем-нибудь сомневаетесь, то просто представьте, что бросаете с синей линии в большинстве в девятину. Надеюсь, денег вам положили – обеспечили пять поколений вперед, мы же просим: сделайте для нас тоже что-нибудь хорошее. Мы в вас верим!

– Спасибо вам за добрые слова, но одна ваша фраза очень задела. Меня не нужно обеспечивать. Я, слава богу, в состоянии это сделать сам. И за дочь я тоже спокоен. В свои 14 лет она уже точно знает, чем будет заниматься и куда пойдет учиться после школы. При этом Настя совершенно не рассчитывает на то, что ее будет обеспечивать отец. Последние два года моя дочь на летних каникулах трудится в «Макдоналдсе» – зарабатывает на карманные расходы.

Дмитрий Кавтарадзе:
– Скажите, пожалуйста, какие лекарственные препараты или БАДы вы применяете для поддержания физической формы? Изменилось ли что-либо в этом плане после ухода из активного спорта?

– Сейчас я просто соблюдаю диету и стараюсь регулярно заниматься спортом. Этого мне хватает для того, чтобы всегда быть в форме. А раньше, чтобы выдержать нагрузки профессионального спорта, принимал стимулирующие препараты, изготовленные из канадского женьшеня.

Vovchello:
– Вы как, надолго?

– Имеете в виду – на должности руководителя Федерального агентства? Я останусь на этом посту ровно столько, сколько мой опыт, знания и работа будут полезны стране.

Новости. Архив