Три велобогатыря. Отсроченное поздравление Вячеславу Екимову, Дмитрию Конышеву и Павлу Тонкову

ЗНАЙ НАШИХ!
Мы хотели поздравить наших героев в феврале, когда все трое по иронии судьбы появились на свет. Но подумалось: не утонули бы простые теплые слова в патетическом грохоте олимпийских баталий. А вот в канун старта первых престижных многодневок рассказать о русских велобогатырях самое время.
ТОНКОВ ПУТЕШЕСТВУЕТ…

Но выйти с Павлом на связь оказалось ничуть не проще, чем с его собратьями по спортивному ремеслу. Мне просто повезло, что в этот день Тонков оказался дома, в окрестностях Мадрида.
– Какие значительные события произошли в жизни после того, как «Советский спорт» беседовал с вами в последний раз?
– У меня впервые появилась возможность как следует отдохнуть, я так давно этого ждал! Последние месяцы путешествуем с женой почти без остановок. Буквально только что вернулись из Пиренеев, катались на горных лыжах с детьми. А перед этим исколесили на машине всю Испанию, потом ездили по Италии.
– Вот она, судьба-то спортивная! Сколько раз по этим дорогам пришлось проехать в гонках, а теперь все заново и как будто в первый раз!
– В том-то и дело. Что я видел все эти годы – асфальт, деревья, фасады? Местную жизнь – после финиша, так, краем глаза. А хотелось бы и в музеи, и в театр. Теперь вот наверстываю.
– Я так понимаю, велосипед, в отличие от горных лыж, пылится где-нибудь за шторой?
– Шоссейный – пока да. И то потому, что под Мадридом зимой прохладно – высота все-таки, особенно не разгонишься. А на «байке» выезжаю часто. Места отличные, воздух…
– Ну а когда напутешествуетесь, рискнете воплощать план по созданию команды?
– А я и сейчас его потихоньку воплощаю – параллельно. Веду переговоры, есть на примете спонсоры, готовые в меня поверить. Работают старые связи, которые образовались, когда активно гонялся.
…КОНЫШЕВ МЕЧТАЕТ
Армейцы Тонков и Конышев катались бок о бок много лет. Последние годы выступали за швейцарскую LPR, базирующуюся в Италии – стране, надолго ставшей для обоих вторым домом. В команде Дмитрий – своего рода играющий тренер.
– Дима, у вас, в отличие от Павла, – юбилей, повод подвести промежуточные итоги. Какие воспоминания приходят в первую очередь?
– В спортивной карьере вершиной так и останется чемпионат мира 1989 года. Моего серебра тогда никто не ждал, мы ведь только первые шаги делали в профессионалах…
– А десять лет спустя в Вероне на вашей любимой трассе такой же неожиданностью стало восхождение Оскара Фрейре. И ведь вы ехали в том же отрыве, готовы были выиграть, но он улизнул перед последним поворотом.
– Да-а, он перехитрил тогда нас всех… Что касается личной жизни, то вся она крепко связана с Италией. Вот уже 18 лет, как я перебрался сюда, жена – итальянка, сын растет. Я люблю эту страну, не забыл и родные места. Ностальгия – нормальное человеческое чувство, хотя и здесь совсем не ощущаю себя чужим. И еще с особым теплом вспоминаю первые годы в большом спорте, сборную 80-х годов. Мы ведь работали – куда там нынешним профессионалам, по 40 тысяч за сезон накатывали. Сборы, разнообразные продуманные тренировки. Многое, чему научился тогда, и сейчас актуально.
– После окончания карьеры остаетесь в велоспорте?
– Да, это совершенно точно. В какой роли – там будет видно.
– А хотелось бы работать с российской командой?
– Конечно! Я считаю, сейчас самый лучший момент для того, чтобы наши спонсоры вместе с командами выдвинулись в Европу. Есть капиталы, есть компании, которые могут получить значительный рекламный эффект от выступлений наших ребят и за вполне умеренные деньги. Главным недостатком предыдущих групп (а я выступал в обеих) было то, что они создавались не на перспективу, а в расчете на сиюминутный успех. Я верю в ту команду, которая придет надолго и будет растить молодых, а не только эксплуатировать «звезд». И мне самому интереснее расти, прогрессировать с такой группой, чем быть одним из спортивных директоров звездного коллектива.
– Вы так много говорите о тренерской деятельности, как будто гонщицких амбиций не осталось вовсе.
– Так ведь оттого, что я припишу пару подиумов к моему послужному списку, уже по большому счету ничего не изменится. Но, конечно, надеюсь, что получим wild card на «Милан – Сан-Ремо» и «Джиро».
– Пусть это желание обязательно исполнится. Очень хочется комментировать «Тур Италии» с участием Конышева!
…А ЕКИМОВ ПАШЕТ
Комментировать супермногодневку с участием Вячеслава Екимова мне придется наверняка. Трудно представить состав «Дискавери Ченнел» на «Тур де Франс» без Еки. Ушел Лэнс Армстронг, пришли молодые, но роль Екимова как «опорного столпа», организующего начала команды, осталась прежней.
Свой юбилей Вячеслав встречал в рабочем порядке: старт сезона в этом году ранний, уже в феврале – «Тур Калифорнии», в котором команда обязана была выглядеть вполне боеспособной. Забегая вперед, скажем, что ей это удалось – Джордж Хинкепи взял два этапа и вошел в пятерку общего зачета, Екимов стал 22-м в генеральной классификации.
Рядом с лидерами на многих финишах «засветился» и Владимир Гусев. Россиянин быстро вливается в лучшую команду мира при самой активной поддержке старшего товарища. Ну а наш короткий разговор состоялся в тот вечер, когда в Штатах завершался последний сбор перед началом многодневки.
– Стало быть, никаких особых торжеств не получается?
– Нет, и я спокойно к этому отношусь. Уже гонки начинаются, в первую очередь об этом надо думать.
– И как самочувствие?
– «Ногу наточить» удалось. Уже 10 тысяч километров накатано с конца осени. А теперь пойдут старты один за другим – Калифорния, «Тиррено Адриатико», «Тур Фландрии», «Тур Джорджии» – самая крупная сейчас в Америке многодневка, потом «Джиро», а там и «Тур де Франс» не за горами.
– Ничего себе календарь! Никаких послаблений.
– Жаль только, что однодневок в нем мало, туры в основном, мне там трудно себя проявить, разве что на отдельных этапах.
– Ваши спортивные планы простираются до Олимпиады в Пекине…
– Ну, планировать-то я планирую, но живу все-таки сегодняшним днем. Контракт подписывается на год, пока я выступаю за топ-команду и участвую в крупнейших гонках – есть стимул. В маленькой группе со скромными амбициями я бы кататься не стал – лучше закончить карьеру.
– Но сомневаюсь, что столько лет можно гоняться исключительно на амбициях…
– Не только в этом дело, естественно. Я теперь хорошо понимаю Дюкло-Лассаля, Зотемелка – тех, кто очень долго оставался в седле, хотя в юности мне это казалось странным. Велоспорт за столько лет превращается в нечто большее, чем просто тренировки и соревнования. Это образ существования, с которым слишком сложно расстаться. Если угодно, способ уйти от прозы жизни. Хотя, конечно, способность противостоять молодым и напористым тоже тешит самолюбие (усмехается).
– Многие из этих молодых и напористых требуют у меня рецепт екимовского спортивного долголетия.
– Рецепт простой – надо пахать! Как ни странно, дело в этом. Каждый день, в жару, дождь и снег.
