Пришла весна – время «собирать санки»

СНЕГОХОДНЫЙ СПОРТ
КАЛЕЙДОСКОП
В предстоящие выходные в финском Ровиниеми завершится сезон для российских снегоходчиков. Четверо смелых — Цуков, Захаров, Ушаков и Шевченко — вступят в борьбу за Кубок Европы. Шансы наших гонщиков на победу лишь теоретические. Но если учесть, что Россия вернулась этой зимой в мировую снегоходную элиту после заметного перерыва, то само участие в этих соревнованиях – уже успех.
Кубок Европы является венцом напряженного сезона отечественных любителей снегоходного спорта. За четыре месяца он вместил в себя четыре чемпионата и одно первенство, которые проводились под эгидой Мотоциклетной федерации России, розыгрыш Кубка страны, а также участие сборной России в пяти этапах чемпионата мира.
Об итогах нынешней зимы и планах на ближайшее будущее мы и поговорили с членом Исполкома МФР Игорем Подовжнием и руководителем Снегоходного комитета, работающего в рамках этой федерации, Александром Никитиным.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ КЛАССУ?
— Соревнований в этом году было проведено действительно немало, особенно прослеживается тенденция повышенного интереса к спринт-кроссу и эндуро, а в Поволжском регионе многие увлеклись трековыми гонками. Но при этом становится все меньше участников традиционного кросса. Чем объясняется ослабление позиций главной снегоходной дисциплины в России?
А.Н. — Это в первую очередь касается стартов в отечественном классе. К сожалению, и уфимское объединение «УМПО», выпускающее «Рысь», и рыбинская «Русская механика», дающая свет «Тайге», по сути отказываются идти в ногу со временем. На стандартных заводских машинах ездить на соревнованиях просто нереально. Надо иметь два снегохода: один отечественный, а другой западный, но и это в итоге позволяет иметь лишь очень дорогие самоделки. Идти на подобные затраты сегодня уже практически никто не хочет, что вполне объяснимо.
И.П. — Если заводы-изготовители не будут работать над качеством своих машин, проверять их при сверхнагрузках, тогда отечественный класс отомрет сам собой, как в свое время фактически ушли в небытие для спорта «бураны». Заводы должны выступать лидерами, локомотивами, а если они будут находиться в полудремотном состоянии, ничего путного не получится.
Еще более огорчительным на этом фоне выглядит тот факт, что «УМПО» в этом году даже не делегировало на чемпионат свою команду. Я уж не говорю о том, что ни Уфа, ни Рыбинск не захотели взять на себя проведение этапов.
В итоге организаторами двух финальных стартов стали подмосковная Коломна и Кириллов (Вологодская область). Отмечу, что эти города проделали большую работу по оснащению трасс, размещению и питанию участников. Большое внимание уделили этапам и местные администрации. О Вологодской области вообще можно долго говорить. Там для строительства стадиона по техническим видам спорта выделено 70 гектаров, уже производятся большие объемы земляных работ, переносятся линии электропередач.
НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ СНЕГОХОДНОГО КРОССА
– На протяжении многих лет законодателем моды в отечественном классе выступает новоуренгойский «Факел». Тем неожиданнее выглядит успех рыбинца Дениса Рязанцева. Почему не смог выиграть свой пятый чемпионский титул лидер северян Алексей Цыбовский?
И.П. – Действительно, главной сенсацией этого сезона стала победа Дениса Рязанцева, еще совсем недавно выступавшего в категории «юноши». Похоже, Алексею Цыбовскому после прошлогодней тяжелейшей травмы (у него было сломано несколько ребер) так и не удалось полностью восстановиться как физически, так и психологически. К тому же уже на старте сезона у него возникли новые проблемы со здоровьем, подвела спина. Эти обстоятельства, на мой взгляд, не позволили ему справиться со столь привычной для себя ролью лидера в отечественном классе, в котором он не знал поражений уже много лет подряд.
И в самой престижной дисциплине, в свободном классе кросса, сменился чемпион. То, что Владимир Шевченко — отличный гонщик, знают все, но его преимущество над абсолютным чемпионом 2005 года Максимом Шевченко оказалось подавляющим...
А.Н. – Мне кажется, что Шевченко захлестнули эмоции, Ушаков по ходу всего сезона действовал куда более хладнокровно. На заключительном этапе в Новом Уренгое именно Ушаков выиграл все три заезда, а Максим всегда приходил к финишу вторым.
У Шевченко чуть ли не с самого начала сезона все пошло как-то наперекосяк. Он не сумел набрать зачетных очков в одном из заездов первого этапа — случился разрыв приводного ремня. Но это событие не было смысла драматизировать: в общий зачет идут итоги лучших пяти заездов из шести, в которых на двух этапах стартуют гонщики. Однако затем в Златоусте на зональных стартах по спринт-кроссу Максим сломал руку и, естественно, в финал не попал. Наконец, на первом этапе чемпионата по эндуро в Питере он слишком рьяно стартовал и мгновенно сломал руль, тем самым лишив себя возможности отстоять и этот титул.
Можно сказать, что сбой у Шевченко пошел еще на первом шаге, то есть в начале сезона. Он пытался как можно быстрее попасть в ритм соревнований, спешил, одна ошибка цеплялась за другую. Одним словом, огромное желание погубило спортсмена. Владимир Ушаков был действительно лучшим гонщиком в этом сезоне, Шевченко сумел лишь отчасти реабилитироваться за свои поражения в Кубке МФР, где ему даже не пришлось стартовать в последнем, четвертом заезде: он выиграл предыдущие три.
И.П. — Подтверждается старая истина. Гонщик и машина должны соответствовать друг другу. Максим Шевченко в этом сезоне на внутренней арене использовал не привычный для себя «SKI-DOO», который берег к чемпионату мира, а «POLARIS». Последний отличается хотя бы тем, что объем двигателя у нее не 440 кубических сантиметров, а 600, что заметно повышает требования к гонщику.
И все же я отмечу, что Шевченко сделал все возможное, чтобы в Новом Уренгое дать бой своему партнеру по команде. Борьба была сверхнапряженной, при этом оба лидера «Ямбурга», выясняя свои отношения, старались соблюдать интересы всей команды, никто из ребят не тянул одеяло на себя. И все-таки главным лауреатом в этом году следует признать Ушакова. Ведь он еще стал лучшим и в эндуро, и в спринт-кроссе.
Думается, что на следующий сезон в борьбе между этими гонщиками активно включится лидер «Факела» Павел Захаров, он не только уверенно завоевал бронзовую медаль в личном зачете кросса, но и здорово помог своему клубу в командном зачете. Отмечу и нескольких молодых снегоходчиков — Сергея Филимонова из Тюмени, Юрия Автандилова («Факел»), а также Дмитрия Цукова («Ямбург»), который в новом сезоне переходит во взрослую категорию.
А.Н. — Кстати, Цуков свой последний год в юниорах завершил победно, однако замечу, что золото досталось ему огромной ценой. После последнего заезда в Новом Уренгое, который Дмитрий выиграл, он лишь сравнялся по очкам с тюменцем Евгением Мартюченко. Здесь судейской коллегии пришлось принимать во внимание дополнительные показатели. Но первый из них, количество призовых мест на этапах, также не выявил победителя. А вот по следующему показателю — занятому месту в последнем заезде, лучшим оказался Цуков.
Тюменские юниоры отыгрались в командном зачете, их почин поддержали и юноши «ТРКСС», выигравшие оба зачета.
ЧЕМПИОНАТ МИРА КАК ПРОБА ПЕРА
— Как и в прошлом сезоне, практически все старты выиграли гонщики «Ямбурга», а вот лучшим среди россиян на чемпионате мира стал представитель «Факела» Павел Захаров. Правда, и он занял лишь 14-е место. Получается, так много мы сегодня уступаем лидерам мирового кросса?
А.Н. — Я бы так не сказал, были просто объективные обстоятельства. Главное из них — наше отсутствие среди участников чемпионата в течение нескольких лет.
На этот раз турнир состоял из пяти этапов, и первые два пришлись на высокогорье, что требует специальной подготовки как гонщиков, так и машин. А ребята фактически попали с корабля на бал. К тому же к старту чемпионата ребятам явно не хватало соревновательной практики.
Были другие моменты. Почти все машины соперников имели объем двигателя 1000 кубических сантиметров, что давало им заметное преимущество на старте. Да и вся трасса заметно короче привычной для нашего кросса: 850 метров, а не 1200—1300.
Для нынешнего поколения российских гонщиков многое на чемпионате было открытием. Так что 14-е место Захарова из 46 участников в общем зачете я бы не стал считать неудачей.
И.П. — Сейчас важно, чтобы последовало продолжение. Участие сборной в чемпионате мира — это необходимость. Надо постоянно общаться как на трассе, так и за ее пределами, получать полноценную информацию о технических новинках. Вариться в собственном соку — негоже.
ИТОГИ СО ЗНАКОМ «ПЛЮС»
— Похоже, вы вполне удовлетворены итогами сезона?
А.Н. — Я считаю, что этот сезон мы прожили вполне нормально. Разве что нам с Тюменью не повезло. Там был запланирован первый этап в свободном классе, но он не состоялся. Здесь постаралась небесная канцелярия. В январе там было до минус 35, но при этом отсутствовал снег. Перенос этапа на 1 апреля ничего не дал: в Тюмень пришло тепло (плюс десять), и снег мгновенно растаял.
А вообще календарь был очень насыщенным, к официальным турнирам мы сумели добавить и ряд других стартов, имеющих, на мой взгляд, немаловажное значение. Например, с 19 по 23 февраля прошел пробег, посвященный 65-й годовщине разгрома немцев под Москвой. Путь от столицы до Питера составил 1125 километров и проходил по местам самых ожесточенных боев. Мы побывали в Ржеве, Великом Новгороде, Демянске. Кстати, среди участников пробега был заместитель губернатора Московской области Алексей Пантелеев. Очень бы хотелось, чтобы в будущем мы смогли проложить целую сеть подобных маршрутов, снегоходных дорог.
С точки зрения организации официальных соревнований хотелось бы отметить введение электронного судейства, которое отлично себя зарекомендовало в кроссе, поэтому на следующий год мы планируем использовать его и для стартов в эндуро. Компьютеры, датчики-чипы, электронная программа, то есть все, что входит в понятие «электронное судейство», является огромной помощью не только судьям, но и тренерам, журналистам и самим гонщикам. Они могут разложить всю свою гонку на отдельные, мелкие детали.
Из минусов отмечу, что с увеличением снегоходных дисциплин произошло определенное распыление кадрового ресурса. Та же Уфа сегодня предпочитает заниматься трековыми гонками и, похоже, полностью отказалась от кросса.
И.П. — Не вижу большой беды в том, что сегодня мало клубов принимают участие в той или иной дисциплине. Количество занимающихся снегоходами постоянно растет, и оно обязательно должно перейти в качество. Просто необходимо время.
Конечно, жаль, что в этом году мы, например, не увидели в свободном классе красноярцев. Но они уже пообещали на будущий год не только вновь включиться в борьбу за медали, но и принять один из этапов чемпионата.
А вообще Снегоходный комитет Мотоциклетной федерации России провел абсолютно все соревнования, которые запланировал на зиму. То же самое можно сказать и обо всей федерации, хотя из-за невыдачи аккредитации Федеральным агентством по физической культуре и спорту нам пришлось очень непросто. МФР под руководством Александра Аристова смогла на достойном уровне организовать все внутренние и международные старты, выставила зимой полноценные команды по ледовому спидвею на чемпионате мира и Европы, которые Россия, между прочим, безоговорочно выиграла.
Очень надеюсь, что победит здравый смысл и агентство вернет аккредитацию нашей федерации, которая уже давно признана Международной и Европейской федерациями и весь год проводит огромное количество соревнований на самом высоком уровне. По крайней мере, первый шаг в этом направлении сделан: агентство 31 марта приостановило действие аккредитации Национальной российской мотоциклетной федерации, выявив недостоверность и искажение информации, предоставленной ею комиссии Росспорта по аккредитации. Другое дело, что мне и сегодня непонятно, за какие заслуги недавно созданная федерация, не признанная никем в мире, получила этот аттестат аккредитации.
БУДУЩЕЕ В РУКАХ САМИХ СНЕГОХОДЧИКОВ
— Очень насыщенный и непростой сезон практически закончен. Что дальше? Какие перспективы у отечественных снегоходов?
А.Н. – Сейчас у нас есть время, что называется, присесть и хорошенько подумать: в каком направлении формировать новый календарь. Надеюсь, что все снегоходчики смогут собраться 17 мая на конференции. Фактически в ней сможет принять участие каждый. Мы не просто хотим подвести итоги сезона, но и выслушать мнение каждого заинтересованного человека: о проблемах, о календаре, о том, каким путем нужно идти дальше.
Надеюсь, что в нашей работе примут участие представители Технадзора, ведь масса вопросов возникает с постановкой и снятием с учета, перевозкой и безопасным управлением снегоходов. Сегодня вне дорог по стране гоняют на снегоходах тысячи людей.
И.П. – В мае нам надо постараться решить сразу несколько вопросов, непосредственно связанных с нашим будущим. На мой взгляд, есть смысл внутри официальных соревнований (этапов чемпионата России) проводить старты для любителей. Люди без профессиональной лицензии — это база для появления спортсменов более высокого класса.
Наверное, следует обсудить и вопрос об уменьшении количества этапов. Цель проста — сократить финансовые затраты, но при этом надо увеличить количество заездов на этапе. В этом же направлении есть идея использовать во всех дисциплинах в начале сезона зональный принцип, как это делается уже в спринт-кроссе, а уже затем собирать лучших на финальный этап.
А.Н. — Его можно, например, назвать суперфиналом. К сожалению, затратная часть, связанная в снегоходном спорте с переездами по огромной России, по-прежнему велика: ведь сегодня гоняются в Санкт-Петербурге и Новом Уренгое, на Урале и в Тюмени, в Хабаровске и Владивостоке. А ведь я мечтаю о том, чтобы на чемпионат приезжали не только фавориты, но и те, кого мы называем «середнячки», а также талантливая молодежь, чтобы с появлением новых дисциплин к ним подключалось все больше любителей.
При этом считаю, что именно конференция, наше общее собрание своим большинством голосов должно определить свое будущее, не должно быть никакого диктата.
