Поплыли! Как без помощи профессионального тренера научить ребенка плавать

НАША ЭКСПЕРТИЗА
Нынче модно учить детей плавать с младенчества. Однако и среди первоклашек, а то и детей постарше немало тех, кто пока с водой на «вы». Если и ваш ребенок до сих пор не умеет плавать, совершенно не обязательно вести его к профессиональному тренеру. Скоро открывается пляжный сезон, и вы вполне сможете научить его самостоятельно.
Обучение плаванию должно пройти несколько этапов. Поэтому будьте терпеливы.
Для начала научите ребенка не бояться воды. Разрешите плескаться вволю – пусть ему понравится общение с водой. Для этого необходимо выбрать очень мелкое место, где дети могли бы чувствовать себя в безопасности. Здесь не должно быть течения, проследите, чтобы дно было ровным. Первые уроки можно проводить по 10–15 минут, затем по 20–30. Если ребенок моложе, лет четырех, то начинайте с трех – пяти минут.
Прежде чем приступать к обучению технике плавания, разучите несколько упражнений.
КОМПЛЕКС №1
Ходьба по дну. Ходить, отгребая назад воду ладонями с чуть согнутыми и сомкнутыми пальцами. Кисти рук – в вертикальном положении.
Двигаться боком приставными и скрестными шагами вправо и влево. Менять скорость и направление.
Погружение в воду. Ребенок делает глубокий вдох ртом, приседает и погружается в воду на три – пять секунд, потом время можно увеличить до десяти секунд. Упражнение повторяют пять – десять раз. После этого упражнения не надо вытирать лицо руками.
КОМПЛЕКС №2
Открывание глаз в воде. Ребенок делает вдох, задерживает дыхание, погружается в воду, открывает глаза. Можно предложить ему поднять со дна камешки, ракушки.
Выдох в воду. В начале упражнения можно опустить подбородок в воду и дуть на ее поверхность, стараясь образовать волны.
Следующие выдохи делаются уже в воду, причем каждый выдох в два-три раза продолжительнее, чем вдох. Выдох должен быть энергичный, равномерный и полный. Только в этом случае, подняв лицо из воды, можно будет сделать быстрый и глубокий вдох. Выдох в воду повторяется пять – десять раз подряд. Во время вдоха лицо руками не вытирать.
КОМПЛЕКС №3
Отрывание ног от дна. Согнуться, опустить подбородок на воду и согнутыми в локтях руками проделывать гребковые движения перед грудью, периодически отрывая ноги от дна.
Поплавок. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, присесть и погрузиться с головой в воду. Затем наклониться вперед, свернуться калачиком, обхватив руками голени, плотно прижать колени к груди, голову наклонить и считать про себя до десяти. За это время тело непременно всплывет на поверхность. Упражнение дает почувствовать выталкивающую силу воды.
КОМПЛЕКС №4
Лежать на воде. Это упражнение помогает освоить горизонтальное положение тела на воде, после чего обучение пойдет быстрее и интереснее. Ноги поставить врозь, руки поднять вверх, сделать глубокий вдох, задержать дыхание, спокойно наклониться, опустить руки на воду и, слегка оттолкнувшись от дна ногами, лечь на воду так, чтобы лицо было в воде, руки лежали на поверхности, а пятки слегка покрывались водой. Пробыть в таком положении три – пять секунд.
В дальнейшем нужно учиться, лежа на воде, сводить и разводить руки и ноги и четко фиксировать эти положения.
Лежать на спине. Ноги поставить врозь, руки поднять вверх, присесть так, чтобы подбородок касался воды, прогнуться и опустить затылок в воду, а затем, слегка оттолкнувшись ногами от дна, лечь на спину и смотреть вверх. Вначале упражнение выполняется с задержкой дыхания после вдоха. Когда ребенок научится лежать на спине, не заливая лицо водой, упражнение можно выполнять с дыханием, чтобы дольше находиться на поверхности воды.
КОМПЛЕКС № 5
Скольжение на груди. Упражнение вырабатывает умение придавать телу положение, обеспечивающее наименьшее сопротивление воды и наибольшую скорость движения вперед. Поднять руки вперед, соединить их, соприкасаясь большими пальцами, затем сделать вдох, задержать дыхание, слегка присесть, наклонить туловище вперед и, сильно оттолкнувшись ногами от дна, скользить по воде, не поднимая головы, до прекращения движения. Во время скольжения не делать никаких движений руками или ногами. Следить за тем, чтобы туловище не прогибалось, руки и ноги были выпрямлены и соединены, а голова опущена в воду до середины лба.
При выполнении этого упражнения не рекомендуется поддерживать ребенка, тянуть его на буксире или давать ему доску, круг.
После двух-трех скольжений нужно сделать пять – десять выдохов в воду.
Когда ребенок уверенно начнет скользить на груди, в занятие можно включить скольжение с разным положением рук: левая рука вверху, правая прижата к телу, затем наоборот, и, наконец, обе руки прижаты к телу. Следите за тем, чтобы ученик лежал ровно, не поворачивался на бок и не разводил ноги.
При подготовке материала использована информация сайта http://vimpel-v.fryazino.net.
