Альпинизм. Виктор Козлов: Шансов на спасение у них не было!

Виктор Козлов – известный организатор и руководитель горных экспедиций, который в мае следующего года собирается начать новый штурм малоприступной горы К-2, дал эксклюзивное интервью «СС».
news

АЛЬПИНИЗМ

Виктор Козлов – известный организатор и руководитель горных экспедиций, который в мае следующего года собирается начать новый штурм малоприступной горы К-2, дал эксклюзивное интервью «СС».

13-го УТРОМ НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО БЕДЫ

Кого вы знали из кузбасской экспедиции лично?

– Почти всех, но лучше других – Юрия Утешева, Александра Фойгта и Петра Кузнецова. Могу сказать, что это Профессионалы с большой буквы. Они были одними из сильнейших альпинистов страны. Особенно Кузнецов, который принял участие в обеих моих экспедициях. В 2001 году мы первыми в мире покорили высоту горы Лхоцзе Средняя высотой 8414 м. А в 2004-м взобрались на Эверест по центру Северной стены – маршрут, который до нас никто не смог пройти. С сожалением должен признать, что таких ребят в нашей стране осталось совсем мало – не больше пятнадцати человек. Через три-четыре года они перестанут ходить на горы, а достойной смены пока нет.

– Почему?

– После распада Советского Союза правительство страны почти не поддерживает своих альпинистов. Если мы чего-то добьемся, нас, конечно, похвалят. Даже наградят орденами и медалями. Как в 2001-м, когда Путин поздравил мою группу с восхождением на Лхоцзе Средняя. Но добиться помощи в организации экспедиции от государства почти невозможно. Причем если в этих случаях мы стараемся находить спонсоров, то все тренировки альпинисты проводят за свой счет.

– После трагедии в Пакистане вы общались с кем-нибудь из уцелевших членов экспедиции?

– Со мной связывался Сергей Богомолов. Он, кстати, выполняет программу восхождения на все восьмитысячники мира и пока не покорил только две вершины – К-2 и Аннапурна. По его словам, 13 августа утром ничего не предвещало беды. К несчастью, решение о продолжении восхождения оказалось роковым, но никто не вправе судить за это наших ребят.

– Можно было как-то предугадать трагедию?

– Скорее ее можно было спровоцировать, случайно подрезав пласт снега. Но я не думаю, что в случившемся есть вина альпинистов. А предсказать стихию, тем более в горах, невозможно.

– Была ли хоть теоретическая возможность спасти группу Утешева?

– Ни малейшего шанса. Вы должны понимать, что на высоте свыше 8000 метров начинается «зона смерти». Вертолеты туда не поднимаются – их предел 6000 метров. Выжившие члены группы, естественно, пытались найти пропавших, но сделать это в тех условиях было почти нереально. К тому же имелась опасность повторного схода лавины, так что было принято решение спускаться в базовый лагерь. Чтобы отыскать людей на такой высоте, надо собирать полноценную спасательную экспедицию, но сделать это в сжатые сроки невозможно технически. Надо как минимум несколько дней, а за это время ни один человек на подобной высоте не выживет. Максимум можно продержаться сутки.

ГОРУ НЕЛЬЗЯ «КУПИТЬ»!

– Почему гора К-2 считается самой сложной в мире?

– Это самый северный восьмитысячник с тяжелыми погодными условиями, которые трудно предсказать, да и просто организовать экспедицию весьма трудно. Если в окрестностях Эвереста есть признаки цивилизации, а в район базового лагеря вообще возят на джипах, то у подножия Чогори люди практически не живут. А на стартовую точку экспедиции надо добираться пешком в течение нескольких дней. С этим связан и тот факт, что на К-2 не организуют коммерческие экспедиции, как на Эверест. То есть нельзя заплатить деньги за то, чтобы тебя с максимально возможным уровнем комфорта по заранее проложенной трассе доставили на вершину. Кстати, в таких экспедициях особенно часто гибнут люди. Гору нельзя «купить»! И нельзя покорить – можно только попросить, чтобы она пустила тебя на вершину и, главное, чтобы отпустила назад.

– Можете представить, что чувствуют сейчас выжившие члены экспедиции?

– Не знаю. Я видел смерть в горах, но в моих экспедициях люди, к счастью, не гибли. Могу только сказать, что Серега Богомолов – кремень, он наверняка не сломается.

– А что толкает людей рисковать жизнью, взбираясь на вершины гор?

– Надо понимать, что альпинизм – это не совсем спорт. Это не футбол и не хоккей, где спортсмены выступают при заполненных трибунах. У альпинистов все по-другому. Когда ты один на один с собой далеко в горах за пределами цивилизации, остаешься наедине с Богом. Никто не осудит тебя, если ты отчаешься и решишь повернуть назад. Никто не похвалит, если продолжишь свой путь. Нам этого и не надо. Альпинизм – это образ жизни. И еще – патриотизм. Независимо от наличия поддержки государства, мы всегда берем с собой российский флаг. И каждый раз обнимаемся на вершине, радуясь, что снова стали лучшими в мире. Жаль, что группе Утешева не удалось сделать этого на вершине К-2.

ИЗ ИСТОРИИ ПОКОРЕНИЯ К-2 (ГОДВИН ОСТЕН, ЧОГОРИ), ВЫСОТА 8611 М

Слава покорения второй высочайшей вершины мира принадлежит итальянцам. В 1954 году итальянский профессор Ардито Дезио организовал экспедицию на К-2. Он очень строго подошел к отбору участников. После тестирования барокамерой и тренировочных восхождений в массиве Монблан из 21 претендента было отобрано 10. На вершину взошли двое. Примечательно, что имена Лино Ласедели и Ачилле Компаньони держались в тайне до самого возвращения экспедиции в Италию. Дезио хотел, чтобы почести достались каждому члену экспедиции, ведь успех был достигнут благодаря работе всей команды.

КОЗЛОВ НЕ СОБИРАЕТСЯ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ЭКСПЕДИЦИИ НА К-2

Виктор Козлов прилетел в Пакистан вместе с командой Юрия Утешева, чтобы исследовать местность для своей предстоящей экспедиции.

– Мы планируем восхождение на К-2 в мае следующего года, – сказал он корреспонденту «СС». – Но не по классическому (самому простому пути. – Прим. ред.), а по Западной стене. До нас никто даже не пытался здесь ходить. Кстати, в нашей группе сильнейших российских альпинистов должен был быть и Петр Кузнецов. Восходить на гору я пока не собирался, и в июле покинул базовый лагерь. К моменту трагедии все иностранные группы альпинистов уже прекратили попытки взобраться на вершину К-2, испугавшись наступающих холодов. Осталась только экспедиция под руководством Утешева, решившая довести дело до конца.

Продолжение темы на стр. 10

Новости. Архив