За одних гордость распирает, за других уши горят. Продолжаем разговор

ЧИТАТЕЛЬ – ГАЗЕТА – ЧИТАТЕЛЬ
«Советский спорт» продолжает тему «Честная игра», начатую публикациями от 4 августа «Почему не удалили Акинфеева?» и 22 августа «Ориентировка на благородство». В сегодняшнем номере наши корреспонденты припомнили забавные и трагические казусы в мировой спортивной истории. Где подлинное благородство идет зачастую рука об руку с отъявленным мошенничеством.
СУДЬЯ УМЕР ОТ ПОЗОРА
Во время легкоатлетических соревнований Олимпиады-80 в Москве советский ходок на
Известно, насколько субъективны служители Фемиды в этом виде спорта, но чтобы снять своего соотечественника, претендующего на медаль, за сто, образно говоря, шагов до цели – такого в истории этого вида спорта не было никогда…
Странный поступок Смаги (классного, между прочим, в свое время ходока, героя Олимпиады-68) получил объяснение через несколько дней. Дело в том, что он в то время был главным тренером сборной Украины по спортивной ходьбе, но не был заслуженным тренером СССР. А в случае победы украинского ходока Соломина его личный тренер автоматически становился заслуженным. Вот этого честолюбивый Смага никак допустить не мог…
Но в Спорткомитете СССР ему этого не простили. Громкий скандал подорвал здоровье Николая Яковлевича: в марте следующего года он умер.
ЧЕМПИОН-МАРАФОНЕЦ ПРЯТАЛСЯ В КУСТАХ
На олимпийских соревнованиях 1976 года по современному пятиборью невероятный сюрприз со знаком «минус» преподнес своим товарищам по команде и всей делегации олимпийский чемпион-72 киевлянин Борис Онищенко. Во время командных соревнований по фехтованию соперники сборной СССР – англичане – заметили, что фиксатор уколов срабатывал, даже когда шпага Онищенко их не касалась, и потребовали изучить оружие советского пятиборца. «Изобретателя» поймали за руку. С оглушительным скандалом сборную СССР, претендовавшую на олимпийское золото, оставили без зачета. А Онищенко на следующий день отправили домой, лишив всех званий, наград и партбилета.
Позору натерпелся «победитель» Брюссельского марафона 1991 года алжирец Аббаса Техами. Зная, что на кону лежат 250 тысяч бельгийских франков, спортсмен и его тренер разработали хитроумный план: сначала под номером участника бежит тренер, а в середине дистанции в придорожных кустах «эстафету» у него перехватит марафонец. Все получилось. Техами легко догнал лидеров, потом обошел их и финишировал первым. Но на его беду нашлись случайные свидетели фокуса, сообщившие об этом судьям.
УРОК БЛАГОРОДСТВА ОТ НЕМОВА
В 2005 году четырехкратному олимпийскому чемпиону по спортивной гимнастике Алексею Немову была вручена главная награда «Фэйр плей» – приз Пьера де Кубертена в номинации «За поступок». Основанием послужило поведение Немова на Олимпийских играх-2004 в Афинах. Тогда в финале 15-тысячный зал, не согласный с явно заниженной оценкой, выставленной судьями Алексею, протестовал почти 20 минут, не давая выступавшему вслед за Немовым будущему олимпийскому чемпиону американцу Хэму выйти к снаряду. И тогда Алексей жестом призвал поддерживавших его зрителей успокоиться. Только после этого соревнования на перекладине, которые для россиянина были последним шансом завоевать медаль, продолжились…
На чемпионате мира-2001 по прыжкам на батуте, прошедшем в датском городе Оденсе, олимпийской чемпионке, восьмикратной чемпионке мира россиянке Ирине Караваевой была вручена золотая медаль. По ошибке, которая выяснилась только через несколько дней после окончания соревнований.
Оказалось, что судьи неверно посчитали коэффициент трудности выступления Ирины, которая на самом деле проиграла 0,1 балла немке грузинского происхождения Ане Догонадзе. Караваева сразу же решила вернуть медаль истинной победительнице. Однако это было не так просто. Потребовалось официальное письмо в Международную федерацию гимнастики, которая рассмотрела просьбу россиянки и предложила спортсменкам обменяться наградами на ближайшем международном турнире. Что и было сделано.
В 2001 году Международная федерация футбола (ФИФА) присудила приз «Фэйр плей» итальянскому футболисту Паоло ди Канио, выступавшему за английский клуб «Вест Хэм». Паоло не стал забивать гол в пустые ворота «Эвертона» в тот момент, когда вратарь ливерпульской команды оказался на земле после полученной травмы. Взял мяч в руки и отдал его судье.
КАК МИХАЙЛОВ ДУРАЧИЛ ВРАТАРЕЙ
Борис Михайлов, капитан ЦСКА и сборной СССР 70-х годов, не обладал гренадерскими габаритами канадца Фила Эспозито или массой «русского танка» Владимира Крутова, которых сдвинуть с места было проблемой. Зато в арсенале Бориса Петровича были фирменные приемчики, ставившие защиту и вратаря соперников в тупик. Во-первых, Михайлов орудовал длинной и тяжелой клюшкой. А во-вторых…
Наши вратари-ветераны до сих пор сердиты на армейца за его проделки. Да и искушенных заокеанских голкиперов Борис Петрович то и дело дурачил. Хитрость заключалась в следующем. Проезжая мимо ворот соперника, он в борьбе с защитником незаметно бил по черенку клюшки ничего не подозревавшего голкипера, крюк отрывался от льда, и шайба зачастую проскальзывала в сетку.
8 января 1976 года в рамках первой клубной серии ЦСКА встречался в Бостоне с «Брюинз». На кону стояла судьба всей серии. При счете 1:1 на сцену вышел Михайлов. В момент броска Харламова капитан ЦСКА ловко, а главное, незаметно для арбитра подбивает черенок клюшки голкипера «Бостона» Жильбера, и шайба залетает в сетку (москвичи в итоге победили 5:2. – Прим. ред.). Михайлов за воротами победоносно вскидывает руки – и тут же получает могучий удар под дых от «медведя» Кешмана, который все прекрасно видел.
– В сознание я пришел, только услышав голос Валерки Васильева: «Что разлегся? Татьяна (жена. – Прим. ред.) тебя по телевизору увидит, а она ведь у тебя в положении». А мне за эту свою хитрость не стыдно. Судьи-то не замечали! Как говорится, не пойман – не вор. Такова хоккейная жизнь…
В ТОРОНТО ГОЛ УКРАЛИ…
В начале 70-х годов, во времена канадо-советских ледовых войн, о принципах «Фэйр-плей» говорить было не принято. Потому никого не удивил скандал, разгоревшийся в 1974 году по ходу второй суперсерии Канада – СССР. Североамериканцев тогда представляли звезды Всемирной хоккейной ассоциации (ВХА) во главе с Горди Хоу и Бобби Халлом. А за нашу страну бились почти те же, кто трагически уступил Канаде на флажке два года назад.
Обеим сторонам поражение было смерти подобно. Ведь ВХА тогда конкурировала с НХЛ, а генсек КПСС Леонид Брежнев «по многочисленным просьбам трудящихся» лично потребовал вендетты в схватке с профи.
Второй матч серии из спортивной игры превратился в фарс. При счете 1:3 Владимир Петров забросил под перекладину чистую шайбу. Однако она, ударившись в верхнюю сетку ворот, тут же выскочила в поле, и арбитр Том Браун гол не зафиксировал.
По ТВ несколько раз прокрутили повтор – гол стопроцентный! Однако судья был непреклонен, тем более что использовать видеозапись судьям тогда не разрешалось… В итоге в Торонто наши потерпели поражение 1:4. А в целом канадская часть суперсерии закончилась вничью – две ничьи и по одной победе.
…А В МОСКВЕ ДОЛЖОК ВЕРНУЛИ
В Москве хозяева дважды одержали верх 5:2 и 3:2, и все решалось в третьем поединке. Канадцам, чтобы надеяться в серии хотя бы на ничью, необходима была только победа. Вот тут-то наши и вернули должок! Развязка наступила на последней минуте. При счете 4:4 вратарь канадцев Джерри Чиверс побежал на скамью запасных, чтобы замениться на шестого полевого игрока. В это время судья остановил игру, однако секундомер еще некоторое время продолжал отсчитывать секунды. Канадцы это заметили и потребовали четыре секунды вернуть. Началось долгое разбирательство. В итоге постановили: ни нашим, ни вашим, и вернули две секунды. Именно эти два мгновения в итоге и похоронили надежды гостей. Когда лужниковский секундомер отсчитывал последние секунды встречи, Пол Хендерсон выцарапал шайбу у нашего защитника и переадресовал ее Халлу. Кистевой бросок под вой сирены, и Владислав Третьяк бессилен. 4:5? Судья советуется с советским лайнсменом, и… Разводит руки в стороны! Гол забит после финальной сирены! А рефери был не кто иной, как… Том Браун!!!
Много лет спустя мы поинтересовались у одного из наших судей того матча: был гол или нет?
– Конечно! Какие четыре секунды? Там чуть ли не десяток добавить было нужно! – воскликнул он, сидевший тогда «на красной кнопке» за воротами канадцев.
