Юбилей. Снайпер из ТАСС. Сегодня замечательному фотожурналисту Игорю Уткину – 65 лет!

По мере того как желающих снимать спорт становится все больше, а старые мастера уходят, Игорь Уткин закономерно превращается в истинного мэтра нашей спортивной фотожурналистики, не имеющего себе равных. На его счету более 150 наград престижных фотовыставок и конкурсов, в том числе три «Золотых глаза» World Press Photo. А в минувшую субботу ему вручили и «Золотой глаз России» и приняли в академики фотографии.

АРБАТСКИЙ «ДВОРЯНИН»
Игорь родился в Москве. Его родина – переулки Старого Арбата, откуда его отец Владимир Георгиевич Уткин ушел на фронт. Он погиб в 1945 году в Будапеште, в районе Шарокшар. Прошли десятилетия, Игорь в Венгрии познакомился с Габриэллой Переди, которая стала его женой. Родилась Габриэлла в одном километре от… Шарокшара.
Как и многие мальчишки, Игорь целыми днями пропадал во дворе. «Дворяне» с Арбата любили спорт. Футбол, баскетбол, велогонки Игорь изучил «изнутри». Мама-врач подарила ему фотоаппарат «Зенит», что также сыграло немаловажную роль в его жизни.
После четырех лет службы в Военно-морском флоте он попал в Агентство печати «Новости» – лаборантом. Его первым заданием было снять Кремлевскую стену. А затем неожиданно для всех скромный новичок выигрывает Гран-при конкурса World Press Photo в Амстердаме в жанре спортивной фотографии. Ему положена солидная сумма – 1500 долларов (между прочим, по тем временам этого хватило бы на покупку однокомнатной квартиры). Но в итоге премию Уткина перечисляют в фонд помощи братскому народу Вьетнама.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Уткин уже много лет в ИТАР-ТАСС. Работал на множестве чемпионатов мира и Европы, на 11 Олимпийских играх. Разное с ним случалось. Так, в Афганистане готовился снимать открытие спортивного колледжа. Запоздал к началу, а когда приехал, увидал руины здания, под которыми после взрыва погибло 12 человек.
Но запомнилось и другое. Однажды в США снял американский футбол (видел игру впервые в жизни), и ему с ходу предложили солидный контракт в газете «Вашингтон пост». Уткина иногда на съемках можно увидеть с капюшоном на голове – у него свои творческие секреты, он не любит, когда его кто-то и что-то отвлекает. Вот почему его любимый жанр – очерк, когда можно по-настоящему раскрыть характер человека, на событийной съемке он – как охотник или снайпер, ждущий момента, когда следует «выстрелить», причем на опережение.
Чувство меры приходит с годами, считает Уткин. Один из уроков преподал ему Михаил Таль, когда Игорь пытался сфотографировать его на турнире прямо в лоб, не подозревая, как это действует. Таль смотрел на него несколько минут, позвал кого-то и сказал: «Уберите репортера!». Потом уже подошел и извинился, что нахамил, «…но в другой раз снимайте так, чтобы я вас не видел».
