Эхо «Срыва». После публикации (в номерах за 27 и 28 марта) разгорелась жаркая дискуссия на сайте sovsport.ru и сайте альпинистов risk.ru

ЧИТАТЕЛЬ – ГАЗЕТА – ЧИТАТЕЛЬ
«Срыв» – расследование причин гибели Максима Землянникова – руководителя группы горных туристов из Москвы. Втроем они попытались преодолеть зимний маршрут тринадцатикилометрового траверса по горам Безенгийской стены (Приэльбрусье). После гибели Землянникова сигнал SOS по рации передала Анастасия Стаканкина. Только при помощи вертолета спасатели сняли с горы Стаканкину и Максима Быкова.
ЧИТАТЕЛЬ СОГЛАШАЕТСЯ...
ЧИСТЫЙ ФАТАЛИЗМ
Я – турист и достаточно хорошо знал Максима. Очень жаль, что он погиб, и слава богу, что хоть двоих удалось снять живыми. Подготовки ребят для зимнего траверса стены было недостаточно. Ребятам нужно было зимой сходить хотя бы пяток маршрутов «простых», уровня 5А-5Б. Пройти серьезный траверс летом, что-нибудь на уровне 6000 м на Памире, Тянь-Шане. Понять «упертость» команды после того, как их осталось трое, я могу. Но продолжать маршрут после потери палатки? Чистый фатализм. Если человеку суждено завтра умереть, он все для этого сделает. Вовремя остановиться – это дается с опытом.
Анатолий Джулий, Москва
СНЕЖНЫЙ БАРС ПРАВ
Боюсь, прав Андрей Волков. Если все так, как описано в статье: продолжение маршрута после разделения группы, потеря палатки, отсутствие касок, страховки. Прав, как бы ни было жалко ребят.
Игорь Николаев, Санкт-Петербург
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Сейчас быть экстремалом модно. Стильно, красиво... только люди, которые массово повалили в экстрим, не всегда задумываются о должной подготовке. Хорошо, что статья в «Советском спорте» довольно жестко расставляет акценты – если хоть один задумается, куда он лезет, и то слава богу.
В данной трагедии есть несколько моментов, которые я считаю ошибками. Меня они заставили задуматься.
Макс Вуду
СТРАННАЯ АДЕКВАТНОСТЬ
Удивительная по адекватности статья. Даже странно.
Откройте ежегодники советского альпинизма. Почитайте о траверсах Безенгийской стены. Какие это были команды, сколько забросок было, об уровне (опыте) участников, как они траву руками гладили, спустившись с гор... Сколько дней у них уходило на траверс (летом!).И сравните для себя.
Trose
НЕГОДУЕТ…
МАКС ПОГИБ В БОЮ
Не надо обсуждать высказывания спасателей и журналистов – им в эти горы не ходить. Но я осуждаю высказывание альпиниста Волкова – как он себя будет чувствовать в горах? Пустят ли они его куда-нибудь еще? Память ПОГИБШИХ надо чтить! А не критиковать! Макс погиб в бою. Он по определению прав!
Землянников не повернул назад, даже когда отвалилось полгруппы, даже когда сдуло палатку. Видимо, в процессе подготовки к траверсу он слишком много вложил сил и средств. И назад повернуть было никак нельзя.
Семин
ЗАСЛОН ДИКАРЯМ
В статье «Срыв» стушевали проблему работы горноспасателей. В середине 70-х годов я четыре года провел на Кавказе, работал журналистом в газете «Ленинский путь», курировал этот участок. Тогда был поставлен железный заслон всяким «дикарям», самодеятельным группам от туризма.
Евгений Пестерев, 72 года, Кемерово
САМОНАДЕЯННОСТЬ НЕ ЛЕЧИТСЯ
Ходили в горы – и будут ходить, погибали – и будут погибать.Самонадеянность не лечится, а регистрация у спасателей не предохраняет от срыва.
Берлин
ЗАЧЕМ ТАЩИЛИ РАЦИЮ?
А для чего вообще ребята с собой рацию тащили? И еще запасные аккумуляторы к ней. Получается, что сначала они спасателей посылают подальше, но в уме все-таки думают: если что, вызовем по рации и нас спасут.
Хвостов
НЕ ДЕЛАЙТЕ ГЕРОЕВ
А если бы на Джангитау полегла еще и куча спасателей? Здесь неуместен лозунг: «О погибших хорошо или ничего». Несчастный случай надо разбирать, а не создавать героев из каждого погибшего по собственной глупости.
Бука
СОБОЛЕЗНУЕТ…
СКАЛОЛАЗАНИЕ НЕ БОЙ
Восхождение – это не бой, где пуля – дура. Максим Землянников по определению был не прав, как и любой другой альпинист, турист, погибший в горах! Да простят меня мои друзья, мой муж... и светлая им всем ПАМЯТЬ! Но они ВСЕ допустили ту или иную ошибку.
Землянников как руководитель не только подставил под удар себя, но и всю группу: Настю Стаканкину и Макса Быкова. Нельзя говорить, что он в своих действиях прав. Иначе это дает повод другим повторять те же ошибки, бездумно рисковать своей и чужой жизнями. Жизнь свята более чем память о человеке!
Ирина М.
ДОПОЛНЯЕТ...
ПРАВО НА МУДРОСТЬ
Акклиматизировалась группа Землянникова на Эльбрусе. Там палатку порвало, и двое «поморозились». Остались четыре бойца, потом одного в Москву отправили, дескать, в спальник 3-местный не влезал и в палатке места мало. Возможно, парень прочувствовал, что с ним на стене будет. Имеет право на мудрость.
Турист
