Тренер космического масштаба

ФЕТИСОВСКАЯ ПРАВДА
Рад доложить читателям: заявку Сочи на проведение зимних Игр 2014 года теперь поддерживают на самом высшем уровне – в космосе.
Только что вернулся с Байконура. Провожал там субботним вечером на орбиту экипаж «Союза ТМА-10» в составе командира Федора Юрчихина, бортинженера Олега Котова (стал, кстати, сотым отечественным космонавтом) и космического туриста Чарльза Симони из США. Вы, наверное, уже приготовились спросить: зачем? Отвечу: дело в том, что экспедиция в полном составе согласилась поддержать сочинскую заявку на проведение Олимпиады-2014. Такой шанс – обойти конкурентов из Австрии и Южной Кореи на космическом вираже – упускать было нельзя. Вот и отправился я в Байконур, экипировал новоявленных сочинских послов в форму сборной России, вручил им сочинскую атрибутику.
Даже беглого, обывательского взгляда на байконурскую инфраструктуру мне было достаточно, чтобы переполниться чувством гордости за нашу страну: теперешнюю и прежнюю. Все-таки не зря народ говаривал, что в космосе, балете и хоккее мы – впереди планеты всей. Больше всего меня потрясли люди, скромные и великие труженики. Такие, как Герой России Сергей Крикалев, рядовые работники и ответственные специалисты космодрома, которым нет цены. С генеральным конструктором Николаем Севостьяновым мы после старта засиделись до утра, обсуждая былые победы страны и ее будущее. Слушая его, я невольно думал, какую огромную роль играет в успехе команды лидер, руководитель, одаренный тренер.
С таким патриотическо-ностальгическим настроением прибыл я в воскресенье в Москву. И узнаю: пожар на Кубке Дэвиса. Довели дело до пятого матча. Не заезжая домой, прямо из аэропорта еду в «Лужники», поддержать команду. И – не пожалел. Ведь удалось увидеть восхитительную победу Марата Сафина, который, по утверждениям специалистов, сыграл лучшую игру за последние 10 лет.
Эта была, безусловно, не только победа Марата. Французов удалось одолеть во многом благодаря нашему тренеру Шамилю Тарпищеву. Видно, здорово он их за что-то невзлюбил – обыгрывает из года в год с особым изощренным изяществом.
Три игровых дня. Семнадцать с половиной часов на капитанском мостике. Нервы, нервы, нервы… Ведь за это время не научишь играть в теннис. Здесь на первый план выходит психология. Умение сплотить яркие индивидуальности. Найти к каждому свой подход. Убедить Сафина, что надо выходить на корт невзирая на травму. Внушить Николаю Давыденко, что выигрывать можно и в паре. А иногда – просто по-отечески массировать Мише Южному сведенную в судороге мышцу.
Тарпищев – тоже продукт той, байконурской, эпохи. То есть масштаб – космический. Поэтому ему, человеку, давно состоявшемуся, работающему в должности президента федерации, не нужно дополнительной мотивации. Ведь для него честь страны – не пустой звук. Вот и не чурается выходить на корт в свои 59. И делать дело. С которым на сегодняшний день, кроме него, наверное, никто и не способен так справляться.
Жаль, что во многих других видах спорта тренерский капитал на смене эпох и веков мы разбазарили. И если даже самому отчаянному западнику не придет сейчас в голову зазывать в нашу теннисную сборную тренера-иностранца, то во многих других случаях его привлечение вполне оправданно. Хотя пример того же Шамиля Анвяровича лишний раз доказывает, что с нашими ребятами лучший контакт могут установить именно соотечественники. В подтверждение этих слов можно вспомнить и наставника футбольного «Спартака» Владимира Федотова, под руководством которого сейчас раскрывается целый букет доморощенных дарований. И посмотрите теперь сквозь этот фон на питерские проблемы голландца Дика Адвоката…
Московская четвертьфинальная битва на Кубок Дэвиса показала, какой громадный вклад свой, живущий интересами своих игроков и родной страны тренер может сделать в общую победу. А значит, не надо забывать, что вкладываться нам надо не только в воспитание российских игроков, но и в прогресс наших тренеров. Тогда и громких побед у нас будет много. Как в теннисе.
Байконур – Москва
