Плавание. Чемпионка России Яна Мартынова: В Пекине готова утонуть от счастья!

В четверг в Санкт-Петербурге завершился чемпионат России по плаванию. Сразу после финального заплыва эксклюзивное интервью «Советскому спорту» дала одна из самых перспективных пловчих страны – девятнадцатилетняя Яна Мартынова
news

ПЛАВАНИЕ

 В четверг в Санкт-Петербурге завершился чемпионат России по плаванию. Сразу после финального заплыва эксклюзивное интервью «Советскому спорту» дала одна из самых перспективных пловчих страны – девятнадцатилетняя Яна Мартынова.

– Яна, чемпионат России завершился для вас буквально полчаса назад. Первые впечатления?

– Очень устала. Как физически, так и психологически. Выходила на старт аж девять раз! Зато опробовала свои силы на разных дистанциях. Правда, под конец этих сил как раз и не хватило. Была бы хоть чуточку посвежее, глядишь – и не проиграла бы Беспаловой эту сотую секунды (в финальном заплыве на 200 м баттерфляем. – Прим. ред.).

– Зато вы собрали целую коллекцию медалей: золотую и три серебряные.

– Но всегда хочется побеждать! Не представляете, как обидно было свою дистанцию отдавать! – Яне никак не дает покоя второе место на дистанции 200 м баттерфляем, где ей принадлежит рекорд России 2.09,90. – Но из такого поражения тоже можно извлечь немало пользы. Оно меня по-настоящему разозлило. И я еще докажу, кто лучшая на этой дистанции.

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С «ВЕСЕЛОГО ДЕЛЬФИНА»

Яна начала заниматься плаванием в четыре с половиной года. В бассейн впервые привела ее старшая сестра. Тоже, между прочим, мастер спорта.

– Когда поняли, что плавание для вас – больше чем забава?

– Были такие всероссийские соревнования – «Веселый дельфин». Там я стала абсолютной чемпионкой. Вот как раз после них-то моя жизнь и изменилась – бесконечные сборы, разъезды, турниры.

– Никогда желания бросить тренировки не возникало?

– Возникает постоянно. Это ведь очень тяжело, прежде всего морально. Нужно терпеть, заставлять себя тренироваться каждый день, причем частенько и по два раза. Но было бы неправильно останавливаться на полпути. Наоборот, хочется оставить о себе хотя бы небольшую память. И не только в России, но и в мире.

– Думаю, вам это уже удалось...

– Пожалуй, но хочется большего. Недавно я выиграла серебро на чемпионате мира. Теперь хочу победить на первенстве Европы. Ну и конечно… – Яна делает паузу. – Олимпиада – заветная мечта любого спортсмена. Если выиграю медаль, то, наверное, могу утонуть в бассейне от счастья.

– Реально ли «утонуть» уже в Пекине?

– Думаю, да. И тренер говорит, что реально. Если очень захотеть, можно в космос полететь, – смеется Яна.

ТЕТЯ МАРТЫНОВОЙ ЗАНИМАЕТСЯ У ТОГО ЖЕ ТРЕНЕРА

– Чем занимаете себя во время многочисленных сборов?

– Книжки читаю, но в основном сплю: на сборах сил обычно хватает лишь на то, чтобы добраться до кровати.

– Что прочли в последнее время?

– Мм… как же она называлась…

– Так, заканчивайте свое интервью! – нас на полуслове обрывает тренер Яны, Гульнара Аминова. – Яна, быстренько иди купаться. А то сейчас закиснешь тут. А потом на массаж мигом!

– Вы давно с Яной работаете? – обращаюсь к Аминовой.

– С ее пяти лет. Веду Янку с самого начала.

– Она – ваша единственная ученица?

– Нет, есть еще Наташа Мартынова, между прочим, родная тетя Яны. Забавно, что она младше ее – учится в девятом классе. Еще Яна Толкачева есть, другие девочки и один мальчик.

– Сильно удивились, когда на днях вас наградили званием лучшего молодого тренера страны?

– Ой, это все было так неожиданно! – сияет Аминова. – Хорошо, что у нас есть такие номинации. И теперь каждый год они будут разыгрываться. Конечно, очень приятно стать первой обладательницей такого звания. Да и сто тысяч рублей, которые вручили в качестве приза, лишними не будут.

– Вы знаете Яну без малого полтора десятка лет. Какой она человек?

– Очень веселая, общительная девочка. Старательная, неглупая. Между прочим, окончила школу без троек. Могла бы и на медаль претендовать, но слишком много пропускала уроков из-за турниров. Сейчас в институте учится. Молодчинка, одним словом.

ПЕРЕД КАЖДЫМ ТУРНИРОМ – В ЦЕРКОВЬ

Плавание и восстановительный массаж позади, и я вновь подхожу к спортсменке.

– Яна, пока плавали, книжку не вспомнили?

– Ох, не помню название. А автор, как же его… Синди Шелдон, вот! Очень нравится. Я вообще зарубежную литературу предпочитаю.

– Заметил, что, стоя на тумбе перед стартом, вы креститесь.

– Да, я верю в Бога. И знаю, что он мне помогает и следит за тем, чтобы у меня все было хорошо. Перед каждым турниром обязательно хожу в церковь. А вот во всякие дурацкие приметы не верю.

– Сегодня на ладони у вас было некое послание. Кому оно предназначалось? (Перед заплывом Яна продемонстрировала ладонь с надписью и нарисованным сердечком. – Прим. авт.)

– Моему молодому человеку, Глебу, – застенчиво улыбается девушка. – Нас сестры познакомили два года назад. Тогда как будто искорка пробежала между нами. С тех пор мы вместе. Он у меня, кстати, не спортсмен. Ждет меня со сборов, все понимает. Жених? Ну нет, об этом рано говорить, – смеется Яна.

– Где грызете гранит науки?

– В Финансово-экономическом институте, на отделении менеджмента и маркетинга.

– Тогда к вам финансовый вопрос: каковы размеры призовых в плавании?

– Ну, вот на чемпионате мира вручали десять тысяч за первое место, семь – за второе, пять – за третье. На нынешнем первенстве России – три тысячи, две и одна. К сожалению, не английских фунтов и даже не долларов, а рублей. Но все равно приятно, когда деньги платят – любые.

– На жизнь хватает или родители все-таки помогают?

– Нет, я уже года три как сама себя содержу. Как раз благодаря призовым. Я же много где побеждаю!

Новости. Архив