Фигурное катание. Александр Жулин: Глядя на Ю-На Ким, хочется бросить тренировать. Мнение специалиста

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Своими впечатлениями от завершившегося этапа «Гран-при» «Советский спорт» попросил поделиться тренера олимпийских чемпионов в танцах на льду Татьяны Навки и Романа Костомарова Александра Жулина.
ТАНЦЫ НА ЛЬДУ
— В танцах у нас по-прежнему очень сильные позиции. В России есть две блестящие пары: Домнина — Шабалин и Хохлова — Новицкий. Сильные стороны Домниной и Шабалина — это красота линий, мягкое катание. Пара очень эффектная, статная, отлично смотрится. Правда, покатавшись по турнирам, я заметил тенденцию: партнерши в танцах на льду становятся все меньше и меньше. За счет легкости они и набирают очки. Пользуются нюансами новой системы судейства.
Арбитры сейчас мало смотрят на композицию программы, на то, как люди выглядят на льду, на линии, на культуру танца. Этот вид спорта становится совсем другим, и я понимаю в нем все меньше и меньше.
Я видел выступление Хохловой и Новицкого в Париже и должен сказать, что был поражен их произвольным танцем. Это настоящее произведение искусства! Хочу поздравить их тренеров Александра Свинина и Ирину Жук. Думаю, что программа еще произведет фурор в этом году.
ПАРНОЕ КАТАНИЕ
— При всем моем уважении к Олегу Васильеву, притом что я вижу огромный прогресс у его пары Мухортова — Траньков в этом году, мне показалось, что Тамара Москвина его перещеголяла. Программа Кавагучи — Смирнова мне показалась более интересной, самобытной. Она изобилует фирменными москвинскими штучками.
Хотя если Олег Кимович добавит своим фигуристам побольше интересных связок, у нас будут две суперпары. Кстати, во второй оценке подопечные Васильева уже опередили Кавагучи — Смирнова, но это потому, что Мухортова — Траньков – номинально первая пара России.
В танцах та же ситуация: если бы в Москве выступали Хохлова с Новицким, то они все равно уступили бы на нашем льду Домниной — Шабалину. А для того, чтобы узнать, кто на самом деле сильнее, надо посмотреть, как фигуристы выступят на нейтральной территории, где не будет российских судей.
Я и сам это проходил: Пономаренко с Климовой были первой парой, мы с Майей Усовой – второй. И бились постоянно…
ЖЕНСКОЕ КАТАНИЕ
— Для меня неприятным сюрпризом было то, что Фуми Сугури, которую я тренирую, выступила неудачно, притом что находилась в потрясающей форме. Видимо, психологически оказалась не готова. Ну а Ю-На Ким – это просто фантастическая девочка, самая любимая моя фигуристка. Талант от бога. Такие рождаются раз в тысячу лет. После выступлений Ким просто хочется бросить тренерскую работу. Она выходит, делает первый каскад и — все! Хочется встать и уйти…
Катарина Гербольдт очень понравилась в короткой программе, а потом неожиданно провалилась в произвольной. Что касается Мартыновой, то тут провалы стали нормой. А вот Нина Петушкова – молодец, настоящий боец. Я, признаюсь, видел ее в первый раз и хочу сказать, что, если ей немного поработать над пластикой, она может стать очень сильной фигуристкой.
МУЖСКОЕ КАТАНИЕ
— Несмотря на третье место Андрея Грязева, нашим фигуристам пока сложно бороться со всеми этими вейрами и ламбьелями… Тут нужен экстраординарный уровень. Надо искать нового Плющенко!
Лучшие перспективы, на мой взгляд, у Сергея Воронова. Он не выступал в Москве, но я видел его прокат в Париже. Очень здорово! Это, конечно, во многом заслуга его тренера Алексея Урманова. Сергей чисто выполняет прыжки, у него прекрасные вращения, хорошие дорожки. Ну а если Сергей еще выучит четверные, то это будет вообще блеск!
В принципе Воронов и Урманов показали, что бороться с фаворитами можно. Тут главное исправить психологию, которая есть у наших одиночников: стоять и ждать, когда тебе все само в руки упадет. Надо вырывать медали, уважение судей. Пока я такого человека у нас не вижу.
Что касается возможного возвращения Плющенко, то я слабо в это верю. Тут пахать надо, а у него то мениск, то развод, то бизнес. Хотя исключать возвращения Жени я бы не стал. Ему надо попробовать покататься на российских соревнованиях. Посмотреть, решить для себя — хочет ли он этого. Я помню, как сам возвращался. Первую неделю просто летаешь, а потом то спина заболит, то пах, то нога. И думаешь — зачем мне это надо? Куда я полез, я ведь даже читать не умею…
