Другое мнение. «Киборгизация неосуществима в ближайшие 10 лет»

– В последнее время публикаций и сообщений об очередном успешном применении стволовых клеток или же очередных исследованиях в области генетики приходится читать и слышать во множестве. К сожалению, все они обладают одной, не существенной для обычного чел
news

ПАНОРАМА

Сергей КИСЕЛЕВ, заведующий лабораторией молекулярной генетики Института биологии гена РАН, профессор:

– В последнее время публикаций и сообщений об очередном успешном применении стволовых клеток или же очередных исследованиях в области генетики приходится читать и слышать во множестве. К сожалению, все они обладают одной, не существенной для обычного человека, но весьма красноречивой для специалиста чертой. Все это – частные случаи. Один из моих коллег язвительно назвал тон подобных публикаций «а вот у нас в деревне случай был…». Это не значит, что все эти истории недостоверны и описанных в них событий на самом деле не было. Это значит, что ни одна из них не может на сегодняшний день стать основой для, например, штатного лечения.

Обнадеживающих экспериментальных работ множество. Того же, что можно назвать технологией, — результатов, подтвержденных многоцентровыми клиническими испытаниями, – просто нет.

У американского фантаста Роберта Сольваторе есть рассказ «Магический кристалл». В нем заносчивый ученик чародея Акара Касселя довольно успешно вызывает некоего могучего духа и… только потом обнаруживает, что понятия не имеет, как им управлять. В положении этого нерадивого ученика оказалась сегодня мировая наука. Мало иметь в своем распоряжении клетки, способные превращаться во что угодно, надо еще уметь «объяснить» им, что именно мы от них ждем в каждом конкретном случае.

Для ученика из «Магического кристалла» все закончилось печально – вызванный им дух, обнаруживший его беспомощность, попросту убил несчастного. Сегодня уже достоверно известно (к счастью, не из клинической практики, а из лабораторных исследований), что сходным образом могут повести себя и применяемые наугад стволовые клетки.

Резюмируя свою мысль, скажу: использование технологий, о которых говорит Дурманов, в ближайшее десятилетие едва ли осуществимо. Когда же дело дойдет до их применения, речь будет идти о больных людях, для которых подобные методы будут единственным шансом продолжить жизнь – и только потом можно будет говорить об «улучшении» в человеческом организме каких-то там качеств, спорте высших достижений и так далее…

«ДО КИБОРГОВ НЕ ДОЖИВЕМ ВООБЩЕ»

Станислав ДМИТРИЕВ, спортивный врач (работал со сборными командами по легкой атлетике, лыжным гонкам, биатлону, хоккею. В настоящее время доктор сборной России по баскетболу):

– То, что Николай Дмитриевич так активно рассуждает о скором наступлении «эры генного допинга», лично меня нисколько не удивляет – ведь во Всемирном антидопинговом агентстве Дурманов как раз и отвечает за генный допинг. Что же до практического применения описываемых им методов, то до них, я думаю, доживем еще не скоро. Если доживем вообще.

Вот, например, кенийские бегуны: автор усиленно педалирует тему мутации гена и совершенно не упоминает других важных факторов – социальный, например. Для обитателей высокогорной кенийской деревни большой спорт – единственный способ «выбиться в люди». Неудивительно, что кто-то первый добившийся успеха стал активно помогать родственникам и землякам, открыл школу, куда потянулись вдохновленные его примером односельчане, которые со временем также стали добиваться успехов… У обитателей всех деревень есть такие возможности, или, быть может, Кения сплошь утыкана легкоатлетическими школами?

В 1960 году успех эфиопа Абебе Бекилы также породил волну рассуждений об уникальности жителей этой африканской страны. Все это способствовало созданию в Эфиопии очень хорошей легкоатлетической школы и общему всплеску результатов. Но, на мой взгляд, речь в данных случаях может идти, скорее, об эффективном использовании хороших физических данных части обитателей африканского высокогорья, а не об уникальном устройстве их организма.

Новости. Архив