Зачем нам новый закон о спорте? Выясняем, чем он лучше своего предшественника 9-летней давности

ПАНОРАМА
Позавчера Владимир Путин подписал новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Мы раздобыли этот документ и с помощью юрисконсульта Российского футбольного союза (РФС) Дениса Рогачева, принимавшего участие в разработке законопроекта, сравнили его с предшественником.
РАЗЛИЧИЕ № 1
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА СПОРТСМЕНОВ
Российские атлеты и раньше получали зарплаты, однако ни в одном документе о гарантированности их доходов не было ни слова. Словно профессиональный спорт является не работой, а приятным времяпровождением. Теперь же понятие «заработная плата спортсмена» извлечено из небытия, получив законный статус. Для этого пришлось полностью перекроить сам термин «профессиональный спорт», вписав в него слова: «…спортсмены получают вознаграждение от организаторов соревнований и (или) заработную плату». Так перестанет противоречить федеральному законодательству и финансирование команд.
– В новом законе исключено упоминание о том, что спорт – предпринимательская деятельность, – пояснил «Советскому спорту» Денис Рогачев. – Этот акцент давал повод властям регионов предъявлять претензии по поводу финансирования отдельных профессиональных спортивных команд. Всем известна недавняя история на Дальнем Востоке (прокуратура Приморского края выступала против финансирования команды «Луч-Энергия». – Прим. ред.).
Правда, в новом законе не стоит искать подробностей о статусе спортсмена-профессионала. Эти детали перенесены в более пригодный для этого Трудовой кодекс РФ. Новая глава в ТК РФ (скорее всего она будет принята в феврале 2008 года) посвящена особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров и в будущем должна помочь предотвратить большое количество споров и конфликтов – вроде знаменитого «дела футболиста Сычева» и не менее известного «дела баскетболистки Елены Барановой», когда спортсмены, опираясь на статьи КЗоТа, разрывали контрактные отношения с профессиональными клубами.
РАЗЛИЧИЕ № 2
БОРЬБА С ДОПИНГОМ
В конце 90-х мало кто знал, что скрывается за словом «допинг», поэтому ему в старом законе было беззаботно отведено крохотное место. Грянувшие позже мировые и национальные допинг-скандалы полностью изменили менталитет спортивных функционеров. По новому законопроекту можно легально отстранить спортсмена от выступлений, если будет доказано, что он умышленно принимал запрещенные препараты. Для этого в закон специально введено понятие «спортивной дисквалификации».
Статья 26 посвящена мерам противодействия использованию допинговых средств. В числе мер – «установление ответственности за использование допинговых средств и (или) методов, а также за принуждение к их использованию…», «установление ответственности за фальсификацию лекарственных средств и пищевых добавок посредством включения допинговых средств в их состав…» и др. Наказание назначается в рамках спортивных санкций.
Отдельные пункты закона – «повышение квалификации специалистов, осуществляющих допинговый контроль» и «проведение научных исследований в области разработки новых методов допингового контроля».
РАЗЛИЧИЕ № 3
ОЛИМПИЙСКАЯ НИША
Глобальные изменения произошли и в «олимпийской» части нового закона. В документе 9-летней давности функции Олимпийского комитета России перечисляются довольно невнятно, умещаясь в два предложения (ОКР осуществляет подготовку, формирование и обеспечение сборных команд для участия в Олимпийских играх).
Теперь же, когда Сочи получил долгожданную Олимпиаду, рейтинг ведомства Леонида Тягачева резко повысился. Олимпийский комитет не только занял серьезную нишу в новом законе о спорте, но и удостоился федерального олимпийского закона, который принимался одновременно с первым документом (и тоже был подписан Владимиром Путиным).
– Теперь все четко и прозрачно! – считает Леонид Тягачев. – Становится совершенно понятно, кто и за что отвечает. Мы стали цивилизованной частью мирового спортивного движения, конституцией которого является Олимпийская хартия и Уставы международных спортивных федераций. Как и во всем мире, права на проведение национальных чемпионатов, кубков и первенств теперь будут принадлежать федерациям. Национальные сборные команды становятся частью федераций, а олимпийские сборные команды – частью Олимпийского комитета России. Но самое важное – федерации и ОКР теперь имеют право на бюджетное финансирование. Это действительно исторический момент, который пока еще не оценили по достоинству. Ведь фактически федерации и ОКР, занимаясь сборными командами, участвуя в чемпионатах Европы и мира, в Олимпийских играх, обеспечивая победы и призовые места, выполняют государственный заказ первостепенной важности.
РАЗЛИЧИЕ № 4
ТРАНСЛЯЦИИ И РЕКЛАМА
Несколько абзацев о трансляциях – вот и вся «пропаганда спорта», которой нашлось место в старом законопроекте. Не избалованные рекламой и контрактами, российские спортсмены, пожалуй, и не нуждались в серьезных формулировках о правах на экипировку и инвентарь. Однако в XXI веке одного слова «реклама» в законе стало недостаточно.
– Организаторам соревнований теперь принадлежат исключительные права на использование наименования мероприятия и его символики, на размещение рекламы товаров, работ и услуг в месте проведения соревнований, на определение производителей спортивной экипировки, оборудования и инвентаря, – объяснил Денис Рогачев. – Теперь, если телеканал или печатное издание не хочет получить предупреждение от государства, он обязан использовать полные, точные и неискаженные наименования соревнований.
Есть в новом законе и такой пункт, касающийся телетрансляций: «Организаторам спортивных мероприятий принадлежат исключительные права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий…».
РАЗЛИЧИЕ № 5
КОДЕКС СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ
Выглядевшим неприкаянно в старом законе спортивным федерациям России в новом документе посвещена солидная глава. Один только список прав федераций включает в себя 13 пунктов (обязанностей – 7). К примеру, в законе прописано, что федерации вправе осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей, разрабатывать правила соответствующих видов спорта, вступать в международные спортивные организации и получать финансовую и иную поддержку из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Объем полномочий у общероссийских федераций серьезно возрос. От монополизма в проведении чемпионатов, первенств и кубков до утверждения норм, устанавливающих права и обязанности.
– Региональные федерации нужно создать более чем в половине субъектов РФ, – пояснил Денис Рогачев. – Если за положенные четыре года общероссийская федерация не наберет как минимум 43 региональные, то она лишится общероссийского статуса. Для региональных федераций вводится обязательная госаккредитация.
ВАЖНО!
Новый закон вступит в силу с 30 марта 2008 года, за исключением ряда положений (например, нормы о спортивном паспорте вступят в силу лишь 1 января 2009 года и т.д.). Общероссийские спортивные федерации должны «подогнать» свои уставы под новый закон в течение 4 лет с момента вступления закона в силу.
