Полузащитник сборной России Иван Саенко: Жирков мечтает о «Реале»? А я о «Баварии»!

Легионеры в сборной – вымирающий вид. Шесть лет назад, на японском чемпионате мира, их было девять, четыре года назад на Евро в Португалии – трое. В заявке, которую Гус Хиддинк назовет сегодня до полудня, только один легионер – полузащитник немецкого «Ню
news

ФУТБОЛ
ДО МАТЧА РОССИЯ – ИСПАНИЯ ОСТАЛОСЬ 10 ДНЕЙ

Легионеры в сборной – вымирающий вид. Шесть лет назад, на японском чемпионате мира, их было девять, четыре года назад на Евро в Португалии – трое. В заявке, которую Гус Хиддинк назовет сегодня до полудня, только один легионер – полузащитник немецкого «Нюрнберга» Иван Саенко. Да и тот в интервью «Советскому спорту» подтвердил, что его сейчас активно зовут в Россию…

 «В СБОРНУЮ ЕХАЛ, НЕСМОТРЯ НА НЕДОВОЛЬСТВО «НЮРНБЕРГА»

Давайте поговорим вечером, без двадцати восемь, хорошо? – когда договаривались об интервью, Иван сам назвал время. И… опоздал на пять минут, что для жителей Германии вообще-то несвойственно. – Извините, были дела. Ко мне вот-вот приедут знакомые, готовлюсь их встретить. Но сейчас я в вашем распоряжении. Вас наверняка интересует прошедший чемпионат Германии и то, как в нем выступил мой «Нюрнберг»?

– И это тоже.

– Тема для меня неприятная, но если она так интересует, спрашивайте.

– «Нюрнберг» в этом сезоне покинул бундеслигу, вы получили травму, забили только один гол. Самый плохой год в карьере?

– У вас не совсем точная статистика – еще два гола я забил в Кубке УЕФА. Но хорошего действительно было мало. Из двух последних сезонов моего «Нюрнберга» можно сделать один простой вывод – в случае победы, как это было с нами год назад после завоевания Кубка, нельзя долго пребывать в эйфории. Но и если ты проиграл и даже вылетел из турнира, долго горевать тоже не дело. Важно уметь переключаться, ставить новые цели. Сейчас новую мотивацию я нашел в сборной.

– Знаю, что у Ханса Майера, который руководил «Нюрнбергом» до середины этого сезона, были к вам претензии. Как раз по части отлучек в сборную.

– Было дело. Тренер не хотел отпускать в Россию, когда я получил травму, просил остаться лечиться в Германии. Я же, наоборот, старался приехать в сборную – если не сыграть, то побыть с ребятами, потренироваться, пообщаться. Это очень важно.

– Для вас этот Евро – ярмарка, учитывая клубные обстоятельства и нежелание играть во второй бундеслиге?

– Скорее не ярмарка, а исполнение мечты. Каждый мальчишка, который только начинает играть в футбол, мечтает об игре за сборную на каком-нибудь крупном турнире. Сейчас я почти у цели. Позади два года отборочного турнира с перелетами по всей Европе, играми, травмами и кучей нервов. Впереди Евро, где все мы можем показать свою реальную силу. Занять то место, которое такая страна, как Россия, действительно заслуживает.

«МЕЧТАЮ СЫГРАТЬ В ГОЛЛИВУДЕ. ФУТБОЛЬНОМ»

«В Германию, в Карлсруэ, я приехал еще ребенком – в 16 лет. Не думаю, что в таком возрасте людей уже можно назвать взрослыми. Впрочем, там, где мне пришлось жить, взрослеют быстро. Насколько я сейчас понимаю, с деньгами лет восемь назад у «Карлсруэ» было туго. Поселили в интернате в одной комнате на 11 человек. Супа, который давали на завтрак, хватало только на пятерых. Для того чтобы оказаться в этой пятерке, надо было вставать в пять-шесть утра. Проспал – извини» – это слова Саенко из интервью «Советскому спорту» двухлетней давности.

О характере маленького «Блица» (а так Ивана иногда звали в «Нюрнберге» за быстроту бега, «blitz» в переводе с немецкого – молния) я и раньше был наслышан, а потому тогда ничуть не удивился его ответу о возможном возвращении в один из российских клубов: «Если я в 16 лет это дело не бросил, то чего мне сейчас бояться и возвращаться назад, в Россию?»

Но времена меняются, его «Нюрнбергу» предстоит выбираться в бундеслигу и, похоже, без российского полузащитника – Иван твердо намерен уйти. Приоритетом, насколько я понял, остается все-таки Германия. И если для Жиркова, Билялетдинова, Аршавина Евро может стать трамплином в один из зарубежных клубов, то для Саенко он – транзит в шенгенской зоне, из одного европейского клуба в другой…

– Не было опасений, что можете оказаться вне заявки?

– Нет. Стараюсь заниматься только футболом и старательно тренируюсь. Сейчас идут сборы, работа жесткая. А решение о заявке принимает Гус. Каждый должен заниматься своим делом.

– Жирков, с которым вы дружите, говорит, что хотел бы поиграть в «Реале». А вы, если помечтать, – в «Баварии»?

– Да, можно так сказать.

– Считаете, что есть шанс?

– А был ли шанс у сборной Греции на то, чтобы стать чемпионом Европы? Да мне кажется, на них ставки где-то триста к одному принимались! А греки взяли да выиграли.

– За вас на Евро кто-то приедет болеть?

– Да. Родные, знакомые, друзья.

– Проблемы с билетами были?

– Нет. Бесплатно нам их не давали, но я купил всем, кто просил.

– Сколько людей будет в вашей группе поддержки?

– Я рассчитываю на 20—25 человек.

– Целая заявка на Евро!

– Это родная мне команда. Самые близкие люди.

– Почему не бреетесь? – Саенко на этом сборе напоминает финалиста хоккейного плей-офф Суперлиги – до окладистой бороды дело еще не дошло, но щеки покрыты уже далеко не щетиной. – На фарт?

– Нет, я в Бога верю, а не в приметы. Побреюсь скоро, думаю, даже после игры с Сербией. Пока просто руки не дошли.

«МОЙ ТРАНСФЕР СТОИТ ДВА МИЛЛИОНА ЕВРО»

– Правда ли, что в вашем контракте есть опция: вы имеете право покинуть «Нюрнберг» в случае его вылета в бундеслигу за два миллиона евро?

– Да, так и есть. Эта опция вступает в силу с лета этого года.

– А если бы «Нюрнберг» сумел удержаться?

– Все то же самое, только отступные за меня были бы куда больше.

– Возвращаться в Россию вы не хотите, потому что…

– …всегда и так могу туда вернуться. Пока есть варианты в Европе, в Германии, надо постараться достичь максимума именно здесь.

– Вы обжились в Нюрнберге?

– Что вы понимаете под словом «обжился»?

– Ну, квартиру купили.

– Квартиры люди покупают только в Москве, потому что через неделю она уже существенно дорожает. А в Европе все не так – если берешь жилье, то часто не приобретешь, а потеряешь. Здесь проблема не купить недвижимость, а избавиться от нее. Поскольку не знаю, буду ли жить в Нюрнберге через два-три года, смысла в такой серьезной покупке нет.

– Так приезжайте в Москву, где квартиры дорожают каждую неделю. Вас же зовет «Спартак»?

– Первый вариант с возвращением в Россию возник этой зимой, когда с предложением обратилось «Динамо». «Спартак» появился совсем недавно. Станислав Черчесов поступил так, как это принято в Европе.

«ЧЕРЧЕСОВ ПОСТУПИЛ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ»

– А как принято?

– Если тебя хотят видеть в команде, первым звонит тренер, а не клубные работники или посредники. Черчесов поработал в Европе и, чувствуется, великолепно знает подобные нюансы. Станислав Саламович позвонил, сказал: у нас есть интерес, хотим видеть тебя в «Спартаке».

– Что вы ответили?

– Поблагодарил за приглашение. И сказал, что подумаю над ним. Решение о том, где играть дальше, приму не только я – важно узнать мнение семьи. В общем, это будет семейный совет, но уже после Евро. Хотя на этой неделе приедет мой агент Михаэль Беккер, и тогда уже появится что-то конкретное.

– Беккер – тот самый, агент Баллака и Шнайдера?

– Да, и еще нескольких других футболистов немецкой сборной.

– Часто в семье футболистов важную роль при принятии решения играет жена или подруга.

– Постоянной подруги нет, но уверен, что девушка точно не будет решать вопросы, связанные с тем, в какой команде мне играть. Я за патриархат.

– Говорят, вами интересуется и берлинская «Герта»?

– Вот для того, чтобы понять, где просто говорят, а где делают официальное предложение, и приезжает Беккер.

«БАВАРИЮ» РАЗБОМБИЛИ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ ОТ «ЗЕНИТА»

«Шансы «Зенита» малы. Но вдруг…» – под таким заголовком вышло интервью Ивана в «Советском спорте» в день первого матча «Зенита» с «Баварией» в полуфинале Кубка УЕФА. А когда питерцы прошли немцев, Иван с удовольствием признал свою ошибку и порадовался за команду Адвоката.

– Победа Питера стала шоком?

– Шокирован был не только я – вся Германия! Немецкие журналисты просто разбомбили «Баварию» после того, как Питер выиграл Кубок УЕФА. Главную мысль большинства статей, обращенных к мюнхенцам, выскажу одной фразой – «Кубок должен был быть вашим!» Спрос с этой команды просто огромный. А за «Зенит» я очень рад и горжусь ребятами. Есть ощущение, что в футболе мы потихонечку карабкаемся на свое законное место. Это приятно, потому что был провал длиной лет в 15—20. Россию перестали уважать, и сейчас это уважение мы себе возвращаем.

– Как вы это замечаете? По победам в еврокубках?

– Не только. Вот мелочь вроде бы – не замечали, как произносят в Европе русские фамилии? Еще год назад слово «Погребняк» в Германии никто и выговорить не мог. А сейчас, представьте, маленькие детишки на тренировках сборной кричат фамилии питерских футболистов – Аршавина, того же Погребняка, Малафеева. Респект «Зениту»!

– Питерцев «Бавария» недооценила?

– Недооценила не только она, но и вся Германия. И это мягко сказано. Кубок УЕФА – такой турнир, в котором часто побеждают не фавориты, и «Бавария» просто не учла этого. Ведь что самое сложное? Побеждать на заказ, когда ты фаворит и твоей победы все ждут. А что ЦСКА в 2005-м, что «Зенит» сейчас ими не были. И отлично воспользовались психологическим преимуществом.

«ВОПРОС С ПРЕМИАЛЬНЫМИ РЕШИТ МУТКО»

– Для вас имеет значение нынешняя неопределенность с премиальными в сборной?

– У нас есть Виталий Мутко, который и решит этот вопрос. Думаю, что нас не обидят. Но в целом скажу так – финансовый вопрос не является главным, заслоняющим собой все остальные.

– Я разговаривал уже с несколькими «сборниками» на эту тему. Коль сборная приехала на Евро не деньги зарабатывать, а играть в футбол, то почему бы этот вопрос вообще не закрыть? Не дожидаться Мутко, а принять совместное решение отдать часть премии на благотворительность, как это сделали англичане в конце отборочного цикла к этому чемпионату Европы?

– Это провокационный вопрос.

– Если хотите, не отвечайте.

– Нет, важно, чтобы стала понятна моя точка зрения. Нельзя переводить этот вопрос, что называется, в общий котел. У каждого из нас своя личная жизнь. Если у кого-то есть желание помочь детям, церкви, то он может сделать это лично.

– Знаю, вы это делаете.

– Давайте сменим тему!..

ЛЕГИОНЕРЫ В СБОРНОЙ РОССИИ НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА И ЕВРОПЫ

Игрок

Клуб

Страна

ЧМ-1994

в. Станислав Черчесов

«Динамо» Дрезден

Германия

в. Дмитрий Харин

«Челси»

Англия

з. Сергей Горлукович

«Байер» Юрдинген

Германия

з. Дмитрий Кузнецов

«Эспаньол»

Испания

з. Дмитрий Галямин

«Эспаньол»

Испания

з. Дмитрий Попов

«Расинг»

Испания

п. Игорь Корнеев

«Эспаньол»

Испания

п. Александр Мостовой

«Бенфика»

Португалия

н. Олег Саленко

«Логроньес»

Испания

н. Александр Бородюк

«Шальке»

Германия

н. Дмитрий Радченко

«Расинг»

Испания

н. Сергей Юран

«Бенфика»

Португалия

ЧЕ-1996

в. Дмитрий Харин

«Челси»

Англия

в. Станислав Черчесов

«Тироль»

Австрия

п. Валерий Карпин

«Реал Сосьедад»

Испания

п. Андрей Канчельскис

«Манчестер Юнайтед»

Англия

п. Александр Мостовой

«Страсбур»

Франция

п. Игорь Шалимов

«Удинезе»

Италия

н. Игорь Колыванов

«Фоджа»

Италия

н. Сергей Кирьяков

«Карлсруэ»

Германия

н. Игорь Симутенков

«Реджина»

Италия

ЧМ-2002

в. Руслан Нигматуллин

«Верона»

Италия

в. Станислав Черчесов

«Тироль»

Австрия

з. Юрий Никифоров

ПСВ

Голландия

з. Виктор Онопко

«Овьедо»

Испания

п. Алексей Смертин

«Бордо»

Франция

п. Валерий Карпин

«Сельта»

Испания

п. Александр Мостовой

«Сельта»

Испания

п. Дмитрий Аленичев

«Порту»

Португалия

п. Дмитрий Хохлов

«Реал Сосьедад»

Испания

ЧЕ-2004

п. Александр Мостовой

«Сельта»

Испания

п. Дмитрий Аленичев

«Порту»

Португалия

п. Алексей Смертин

«Портсмут»

Англия

Новости. Архив