Олег Долматов: Пока отдыхаю. И жду предложений

Фигура Олега Долматова в последние годы привлекает к себе повышенный интерес публики. Впрочем, по-иному и быть не может: тренер, который с первой же попытки сделал ЦСКА серебряным призером чемпионата России, обречен на внимание к своей персоне. Даже сейчас, когда он уже два года не работает в высшем дивизионе, звонки на "горячую линию" сыпались один за другим. Наиболее интересные ответы Долматова на вопросы читателей и журналистов "Советского спорта" публикуем ниже.
1-й тайм
Вопросы читателей
Я ПРИНЯЛ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ, ЧТО УШЕЛ
— Здравствуйте, я звоню из Краснодара. У меня два вопроса к Долматову. Первый: что случилось с "Кубанью"? А второй вытекает из первого: получается, прошлогодний успех был случайным?
— Нет, прошлогодний результат я случайным не назову. Хотя в нашем восхождении не обошлось и без удачи. Поначалу "Кубань" не воспринимали всерьез, и мы этим воспользовались. Удачно стартовали, а потом на этой волне неплохо прошли весь чемпионат. Проиграли всего три игры на выезде и одну дома. Правда, при этом у нас было очень много ничьих. Но все равно: даже в том году у нас были шансы выйти в высший дивизион. Но тогда мы были не готовы к этому.
— А что помешало закрепить успех в этом году?
— Пока не готов к детальному анализу. Все необходимое для этого было: в частности, состав заметно усилился. Но поймите, даже тем игрокам, которые были лидерами в своих предыдущих клубах, непросто освоиться в новой команде. Каждому нужно время, чтобы влиться в коллектив. Это не так просто. Возьмите Зидана. Величайший игрок. А ему тоже потребовалось как минимум десять игр, чтобы почувствовать себя своим в "Реале", вписаться в игру этой команды.
Сейчас "Кубань" постепенно начинает выправлять свое положение. Просто коллектив складывается от игры к игре. Почему я ушел? Это естественный процесс. У команды нет очков, а задачи перед ней ставятся максимально высокие. Недовольны и болельщики, и руководство. Их можно понять. Думаю, что я принял правильное решение.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ ГАЗЗАЕВУ
— Добрый день, Олег Васильевич. Беспокоит болельщик ЦСКА из Дмитрова. Меня зовут Володя. Спасибо вам большое за нашу команду образца 1998 года. Как у вас сейчас дела, здоровье?
— У меня все нормально. Взял временную паузу.
— Какие планы? Не вернетесь в наш клуб каким-либо тренером? Мы бы вас очень хотели видеть…
— Каким-либо тренером? (Смеется). Поймите, у каждого наставника своя команда. Так что это невозможно. К тому же ЦСКА сейчас великолепно играет. Хотелось бы пожелать всяческих успехов Газзаеву. И вам тоже, вместе с ЦСКА.
— Спасибо. А конкретных предложений у вас сейчас нет?
— Нет. Пока отдыхаю. Идет сезон. Сейчас трудно получить какие-то предложения. Поэтому жду.
— Добрый день, Олег Васильевич. Я болельщик ЦСКА и "Кубани". Так случилось, что вы тренировали обе эти команды. Скажите, как вы оцениваете перспективы краснодарского клуба вместе с новым тренером, вашим бывшим помощником Комаровым?
— Команда должна быть в верхней части турнирной таблицы. Это однозначно. Необходимо просто время для ее формирования. Комаров — мой полный единомышленник. Так что игра ломаться не будет.
— В краснодарской прессе писали, что вы практически не принимали участия в тренировочном процессе. Прокомментируйте, пожалуйста.
— Ну пишут и пишут. Не знаю, как это воспринимать. Оправдываться, по крайней мере, я не хочу. Бог им судья.
— Алло, Олег Васильевич. Беспокоит болельщик "Динамо". Благодарен вам за игру в составе нашей команды. Все жду, когда вы вернетесь туда в качестве тренера.
— Честно говоря, это мечта всей моей жизни.
— А что мешает? Или кто?
— Обстоятельства. Никаких конкретных людей, которые сознательно чинили бы мне препоны, я не вижу.
— Надеюсь все же, что вы вернетесь к нам.
— Спасибо. Но у вас сейчас прекрасный тренер. Я думаю, что он должен все наладить.
— А для вас принципиально, где продолжить тренерскую карьеру — в Москве или в провинции?
— Конечно же, поближе к Москве. Я почти всю жизнь провел вдали от столицы. Это трудно.
ЭМОЦИИ ГАШУ НА ПРИРОДЕ
— Здравствуйте, Олег Васильевич, можно вам несколько вопросов задать?
— Добрый день. Задавайте, конечно.
— Как, по вашему мнению, выступит сборная России на чемпионате мира-2002?
— Я не пророк. Но последняя игра нашей сборной с французами вселяет хорошую надежду.
— Алло! Олег Долматов? Беспокоит Анатолий из Москвы. Как вы относитесь к практике привлечения иностранных тренеров?
— Вполне положительно. По этому пути пошел донецкий "Шахтер", заключивший контракт с итальянским специалистом Невио Скалой. Другое дело, есть ли у нас столь богатые клубы? Но к этому надо стремиться, по крайней мере для обучения. Пока мы играем в тот футбол, который не приносит результата в Европе.
— Олег Васильевич, беспокоит Дмитрий из Твери. Неприятно вспоминать, но все же сейчас, оглядываясь назад, в чем вы видите причины разгромного поражения ЦСКА от "Мельде"? Неужели мы настолько слабее этих скандинавов?
— Это была целиком и полностью моя вина. Накануне этой игры нам за 40 тысяч долларов предложили провести товарищеский матч в Англии — с полной оплатой проживания, билетов. Сейчас я понимаю, что этого делать было не надо. Мы рассчитывали на легкую игру, а какая в Англии может быть легкая игра? К тому же игроки вымотались за время всех этих перелетов. Зачем поехали? Практики у нас и так хватало. Все зависело от меня. Мне предложили — я мог отказаться. Но делать этого не стал.
— Вы не относитесь к категории тренеров, которые прилюдно проявляют свои эмоции, — переживаете внутри. Что помогает расслабиться?
— Ходим на рыбалку. Расслабляться лучше всего на природе. Эмоции? Я сам иногда не сдерживаюсь. Потом корю себя за это. Ведь игроки тебя порой не слышат во время матчей. И ты кричишь больше потому, что не можешь держать все это в себе. А "соратники" потом передают ребятам, о ком из них я нелицеприятно высказывался. Я давал себе зарок не кричать — не получается.
— А как расслабились после памятной победы над "Спартаком" 26 сентября 1998 года — 4:1?
— Ничего особенного не было. Меня позвали к себе друзья. Посидели, попили пива, поговорили.
РАД, ЧТО ЛЮБИМЫЙ "ЮВЕНТУС" ВЫИГРАЛ СКУДЕТТО
— Добрый день. Беспокоит Сергей Александров из Москвы. Знаю, что вы большой поклонник итальянского футбола и "Ювентуса". В этой связи хотелось бы поздравить вас с недавним завоеванием командой чемпионского титула.
— Спасибо. Я очень уважаю наставника "Юве" Марчелло Липпи. Рад, что после черной полосы в его карьере снова наступила белая и ему удалось выиграть скудетто вместе с любимой командой.
— Финиш чемпионата Италии получился очень захватывающим. Наверное, смотрели почти все центральные матчи?
— Когда работал в Краснодаре, это удавалось не всегда. А после того как вернулся в Москву, действительно старался не пропускать ни одного интересного поединка.
— Знаю, что вы записываете игры на кассеты. Часто потом смотрите их?
— Больше по необходимости. Чаще всего вместе с ребятами, когда требуется донести до них свои идеи. Так просто получается нагляднее. В данном случае видеозапись футбольного матча имеет функции своеобразного учебного пособия. И, на мой взгляд, после просмотра ребята лучше понимают все то, что от них требуется.
— А сами для души любимые матчи не смотрите?
— Для себя я уже все изучил. Футбол ведь не стоит на месте. Смотришь новые матчи, ищешь какие-то новые веяния. Останавливаться нельзя.
— А как болельщик игры не смотрите?
— Нет. Я вообще не смотрю футбол как болельщик.
2-й тайм
Вопросы журналистов
НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ БЕЛОЙ ВОРОНОЙ
— Вы известны тем, что первым решили внедрить в наш футбол "зонную" систему игры. Сейчас можете вспомнить, когда впервые решились перейти на новую модель?
— Эта мысль у меня родилась давно. Еще когда я работал в Сухуми в начале 90-х, мы решили попробовать "зону". Моментами получалось неплохо. Но это были первые попытки. И после первой крупной неудачи (по-моему, мы уступили 0:3 в Ташкенте) я отказался от этой системы. Не хотелось быть белой вороной, выдумывать что-то. Тогда даже в Европе "зонная" система игры не была распространенной. В то время так действовали только английские команды… А в Новороссийске так просто совпало, что я решил опять попробовать "зону". У меня играл задний защитник Демин, а я потом пригласил Степушкина. Оба они никак не могли действовать по игроку. И тогда мне пришла мысль использовать двух хороших игроков с максимальной пользой. И ребята, кстати, схватили мои идеи буквально на лету. То же самое было в ЦСКА. Пару центральных защитников Варламов — Боков я считаю идеальной.
— А когда пришли в ЦСКА, на первой пресс-конференции заметили, что не видите Бокова в этой позиции…
— Не скрою, поначалу мне Макс не приглянулся. На этом месте я видел Бородкина. Думал, что он будет действовать лучше. Но все мы склонны предполагать, ошибаться. Главное, вовремя исправлять эти ошибки.
— Некоторые специалисты считают, что российским командам не стоит переходить на зонную систему игры, мол, наши футболисты пока уровнем недотягивают для того, чтобы так играть.
— По-моему, изменения нужны. Мы одни в мире остались, кто действует по старинке, с персональщиками. Что, во всей Европе такие глупые тренеры? Даже бразильцы уже давно проповедуют "зону". А мы что, умнее всех? Я для себя решил твердо: пусть в моей карьере будут какие-то неудачи, все равно от этой системы я не отойду. И уверен: рано или поздно все наши команды все равно к этому придут. Пусть я первый набью себе шишки, кто-то другой, кто решит последовать за мной. Ведь "зону" в свое время пробовали и Гаджиев, и Газзаев, и Аверьянов, и Прокопенко.
БЕЗ РАБОТЫ ТРЕНЕР ДЕГРАДИРУЕТ
— В два неполных года вашей работы в ЦСКА вместилось множество событий: как взлетов, так и неудач. Но никто не скажет, что вы ошиблись, связав свою судьбу с армейской командой. А не считаете ошибкой решение пойти работать в "Кубань"?
— В тот момент сложилась такая ситуация, что я страшно соскучился без футбола. Я просидел около семи месяцев без работы. В высшем дивизионе начался новый чемпионат. Что мне оставалось: сидеть дальше и ждать у моря погоды? Я считаю, что без работы тренер деградирует. Мне нужна была хоть какая-то команда, где бы я смог реализовать свои идеи.
— И все же, каково было возвращаться в первый дивизион, познав звуки фанфар в высшем?
— Я признаю, давал себе зарок: пройдя все эти лиги, не буду больше туда опускаться. Но в этот момент судьба свела меня с президентом "Кубани" Крапивным. И он сумел убедить меня возглавить эту команду. Поначалу мы подписали с ним контракт только на один круг, договорившись, что дальше будем решать по обстоятельствам.
Была у меня эпопея с московским "Динамо". Но там существовала полная неразбериха: два руководства и так далее — все, что отсюда вытекает. Я ничего не понял в этой ситуации и не рискнул туда идти. Тем более сезон в "Кубани" мы провели неплохо. Я рад и не жалею ни о чем. Краснодар — прекрасный город, с футбольными традициями, там отличные болельщики. После окончания того сезона, не скрою, я ждал какого-то предложения. Но его не было, и я вынужден был подписать контракт с "Кубанью", причем произошло это в присутствии болельщиков. И когда уже после этого мне последовало приглашение от "Динамо", я не смог обмануть тех людей, которым пообещал остаться в краснодарской команде.
Я вообще не жалею ни о чем, что сделал. Я очень рад, что познакомился в Краснодаре с прекрасными людьми. А это главное человеческое достояние.
— В продолжение разговора о "Динамо". Когда у команды случаются какие-то проблемы, вы все время фигурируете как первый претендент на вакансию главного тренера.
— Я везде фигурирую. И в "Динамо", и в "Зените". Но все это слухи. А в "Динамо" я всю жизнь фигурирую. Как начал тренировать с 1982 года, так это каждый год и происходило. Потом через какое-то время я перегорел. Подумал: все, никогда этого больше не будет. И когда такая возможность случилась в прошлое межсезонье, пришлось самому по воле обстоятельств отказываться.
СО ВСЕМИ В КРАСНОДАРЕ РАССТАЛСЯ ТЕПЛО
— Вы упомянули о тренерской паузе. Нужна ли она? И на каком этапе осознаешь, что пора снова браться за работу?
— Пауза запрограммирована в работе любого тренера, рано или поздно она все равно случается (улыбается). От нее почти никто не застрахован. Главное — использовать эту паузу с максимальной пользой. Нужно спокойно проанализировать пройденный путь. Не винить никого, а найти собственные ошибки. Инстинкт самосохранения есть у каждого человека. Всегда он должен оправдаться. А раз ты себя оправдываешь, значит, кого-то обвиняешь. Мол, кто-то виноват, а ты в порядке. В таком случае, ты никогда не увидишь собственных ошибок. На новом этапе продолжится та же работа с теми же просчетами. Главный тренер, как бы то ни было, все равно несет на себе весь груз ответственности.
— Могли ожидать возможности такой быстрой развязки в Краснодаре?
— Что вы, конечно не мог! Не хочу посыпать голову пеплом. Повторю лишь, что ответственность всегда несет главный тренер, и надо найти силы внутри себя, чтобы признать это.
— Как расстались с ребятами?
— Очень тепло. И с ребятами, и с руководством. Чтобы проводить меня, в аэропорт лично приехал вице-президент клуба, начальник таможни Краснодарского края. Он передал пожелания от руководства, сказал, что я там всегда свой человек. Так что все нормально.
НА УСТАНОВКАХ ГОВОРИЛИ: ДЕРЖИТЕ БЫШОВЦА!
— Вы поиграли в "Динамо" со многими людьми, которые в дальнейшем завоевали себе имя и на другом поприще, — Байдачным, Газзаевым, Толстых. В свое время предполагали, что они добьются определенных высот?
— Конечно, нет. Все мы жили сегодняшним днем. Здоровья было много, и казалось, что все это будет продолжаться вечно. Заранее обычно никогда не планируешь, что тебе делать в дальнейшем. Вся жизнь была посвящена футболу. Собственно, кроме футбола, мы ничего и не умеем делать.
Просто мне неожиданно пришлось закончить игровую карьеру — из-за проблем с почкой. И я решил попробовать себя на тренерском поприще. Думаю, пойду в ВШТ, а там как сложится. Получится — хорошо. Нет — значит, не судьба. Надо будет искать какой-то иной вид деятельности, пока не поздно. А если говорить о ярких личностях, то они были не только в московском "Динамо", но и в других командах. Какой клуб ни возьми, в нем был такой игрок, к которому привлекалось повышенное внимание на установках.
— Можете вспомнить таких игроков?
— Долго перечислять. Это и Леша Еськов, и Вадим Никонов. Те же Мунтян, Бышовец. Но лично мне труднее всего было играть против Асатиани и Вьюна. Сам не знаю, почему. Как-то очень неудачно все время складывались матчи, когда я играл против них. Они были очень техничными игроками и при этом по габаритам мощнее, чем я. Хотя мне было очень интересно соперничать с ними.
— Но почему-то именно из "Динамо" вышло очень много тренеров.
— Дело в том, что нами самими руководили очень хорошие наставники, которые послужили примером. Сначала был Бесков, затем Качалин, Царев, Севидов. Бесков внес очень большой вклад в тактическое образование. Кроме него, никто не уделял так много внимания тактике. Желание мыслить у макетной доски передалось и нам.
— Сейчас общаетесь с бывшими партнерами по "Динамо"?
— Очень редко. В основном когда пересекаемся на сборах. У каждого своя жизнь, своя команда, свои проблемы. А встречаться специально не получается.
ФУТБОЛ — ЭТО НЕ НАША ПРИХОТЬ
— Сейчас в нашем футболе появилась категория тренеров, которые постоянно мигрируют из команды в команду. Как вы к данному процессу относитесь?
— Это нормально. Вклиниться сюда может только очень неординарный тренер. А вы посмотрите на Запад, на Италию, Германию. Там тоже тренер уходит из одного клуба, через некоторое время появляется в другом. И все это в рамках высшего дивизиона. Если специалист один раз себя проявил, не может же он потом внезапно потерять квалификацию? Просто бывают различные обстоятельства, которые не дают тренеру полностью реализовать свой потенциал. Как пример возьмем того же Липпи. В этом сезоне он подтвердил, что, несмотря на временные неудачи, является тренером очень высокого уровня.
— А почему именно Липпи является вашим любимым тренером?
— Мне близки его идеи. Я учился на нем, познавал какие-то тонкости в футболе. Встречался с ним лично, когда в конце 1997 года группа тренеров ездила на стажировку в Италию. Побывали в таких клубах, как "Милан", "Ювентус", "Фиорентина", "Аталанта". Смотрели тренировки, общались с главными тренерами.
— Что вас удивило?
— На высоком уровне там сама система подготовки. Развивается детский футбол. При этом все поставлено на коммерческую основу. Это целая индустрия. В нее вложены огромные деньги. Тренер не может просто так отказаться от встречи с журналистами. У нас все по-другому, сами знаете. Нет настроения — можем отказаться общаться. А ведь это не наше личное дело, твои слова хотят прочитать болельщики. И в каком бы мы состоянии ни были, мы обязаны выйти и что-то сказать, может быть, даже с улыбкой, хотя завтра можем получить отставку. Но мы пока к этому не готовы.
— В чем вы видите корень проблемы?
— В самом отношении к футболу. Во многих странах он, например, входит в обязательную школьную программу. Футбол там поставлен на государственную основу. Посмотрите, какие там стадионы! Нам пока в этом отношении расти и расти.
ДОСЛОВНО
Мы одни в мире остались, кто действует по старинке, с персональщиками. Что, во всей Европе такие глупые тренеры? Даже бразильцы уже давно проповедуют "зону". А мы что, умнее всех? Я для себя решил твердо: пусть в моей карьере будут какие-то неудачи, все равно от этой системы я не отойду.
После окончания того сезона, не скрою, я ждал какого-то предложения. Но его не было, и я вынужден был подписать контракт с "Кубанью", причем произошло это в присутствии болельщиков. И когда уже после этого мне последовало приглашение от "Динамо", я не смог обмануть тех людей, которым пообещал остаться в краснодарской команде.
Наибольших успехов Олег Долматов добился на посту главного тренера ЦСКА. Встав у руля в 1998 году, он привел команду к серебряным медалям, год спустя также вошел в тройку, заняв третье место. Даже в неудачном сезоне 2000 года вывел ЦСКА в финал Кубка России, обыграв в полуфинале "Спартак". Победная серия из 14 матчей (12 матчей чемпионата и 2 матча Кубка России) возглавляемых Долматовым в 1998 году армейцев до сих пор остается непревзойденной.
