Трехкратная чемпионка мира Виржини Дедье: Готовлю соперницу Ищенко

СОБЫТИЕ ДНЯ. ЧЕ ПО ВОДНЫМ ВИДАМ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Трехкратная чемпионка мира француженка Виржини Дедье не просто легенда синхронного плавания, она еще единственная в мире синхронистка, плававшая без зажима. В интервью «Советскому спорту» Виржини рассказала, что Международная федерация водных видов спорта (FINA) внедрила ее фирменный элемент в обязательную программу, оценила потенциал Натальи Ищенко и объяснила, почему во Франции не могут проводить соревнования по водным видам спорта.
С Виржини мы встретились, как старые приятельницы. Я увидела бывшую соперницу на трибунах во время соревнований солисток: Виржини была увлечена фотосъемкой. Подхожу, приветствую.
– Здравствуй Аня, – целует меня Виржини в обе щеки на французский манер. – Так ты теперь журналистка? Непривычно тебя видеть в новом амплуа.
«ВО ФРАНЦИИ НЕТ БАССЕЙНОВ»
– Мне и самой непривычно. Снова Будапешт, только теперь без бассейна. Я всегда удивлялась: почему мы ездим на соревнования в одни и те же страны, но ни разу не соревновались во Франции?
– Потому что у нас нет бассейнов, в которых можно проводить международные соревнования.
– Откуда тогда такие результаты у французских пловцов?
– Мы усердно тренируемся. В стране множество частных клубов, где есть 50-метровые бассейны с 5–6 дорожками. А для чемпионатов мира и Европы нужно десять дорожек. Бассейны – большая проблема для Франции. Жалуются спортсмены, федерация даже обращалась к президенту страны.
До старта Натальи Ищенко в соревнованиях солисток еще несколько минут.
– Вас можно заранее поздравить, у Наташи сейчас нет соперниц, – улыбается Виржини.
– Говорят, что Джемма (испанка Менгуаль – единственная, побеждавшая россиянку. – Прим. ред.) вернется на следующий год.
– Джемма и сама не знает, чего хочет. Она мечтает стать чемпионкой мира. Но крайне сложно вернуться в синхронное плавание после рождения ребенка.
– У самой-то не возникает такое желание?
– Есть желание, есть масса идей для постановок. Ты ведь знаешь, все мои программы поставлены лично мной. Но физически чувствую, что не потяну. И потом у меня Дима (своего сына Виржини назвала в честь русского акробата, который работал с ней в Японии, где она выступала в шоу. – Прим. ред.). Я не хочу отрывать себя от сына и друга.
– Друга?
– Да, во Франции теперь мода рожать детей, не выходя замуж. Маноду (французская пловчиха. – Прим. ред.) тоже родила от Фредерика Буске (член сборной Франции по плаванию. – Прим. ред.). Никаких колец, клятв. Все так и живут – приятелями.
– И можно жить на заработки профессионального пловца?
– Во Франции синхронным плаванием много не заработаешь, а вот плаванием – очень даже. Например, Маноду и Ален Бернар – одни из самых знаменитых людей в стране.
– Даже трехкратная чемпионка мира по синхронному плаванию не может чувствовать себя финансово независимой?
– Мне выплачивали смешную стипендию. О чем говорить, если за олимпийское золото государство платит 60 тысяч евро, и из этой суммы сорок процентов уходит на налоги. А как в России с этим?
– За олимпийское золото стоит сто тысяч евро.
– Ничего себе, – присвистывает Виржини. – Это стимул, чтобы плавать лет до тридцати.
«Я ПРИДУМАЛА «ЛЕТУЧУЮ РЫБУ»
Тем временем на помост выходит Наталья Ищенко. Виржини внимательно следит за ее выступлением и комментирует каждый из шести новых обязательных элементов технической программы вслух.
– Первый элемент – тюмлер во вращении с продолжительным винтом – совсем небольшая погрешность в самом конце винта. Высота, техника – на уровне. Второй – вертикаль–шпагат–цапля – выполнен отлично. На выпрыгиваниях, высота – супер. Небольшая погрешность в каталарке – произошло движение ногой при повороте из балетной в аврору. Комбинированный винт – хорошо. А вот «летучую рыбу» Наташа сделала не совсем так, как я задумывала.
– Ты задумывала?
– Ты не знала, что этот элемент придумала я?
– Не знала. Тогда почему ему не присвоили твое имя, как это, например, делают в фигурном катании?
– Потому что элементы в синхронном плавании обычно называют именами водных животных: рыба-меч, фламинго, альбатрос. Так рекомендует FINA.
– Не хочешь выступить с инициативой о запрете зажимов в синхронном плавании?
Виржини явно приятно, когда вспоминают о ее уникальной особенности.
– Боюсь, такую инициативу никто не одобрит, – смеется она. – После меня не было ни одной спортсменки, которая могла бы выступать без зажима.
– Я до сих пор поражаюсь: как тебе это удавалось?
– При рождении в носу у меня не порвалась перегородка, которая обычно лопается у всех новорожденных. И когда в воде я переворачивалась вниз головой, обнаружила, что в нос вода не затекает. Это большое преимущество при выступлениях в группе – никогда не боишься, что тебе собьют зажим.
«ИЩЕНКО ЕЩЕ ПОЛНОСТЬЮ НЕ РАСКРЫЛАСЬ»
Пока мы обсуждаем, как Виржини плавала без зажима, Наталье Ищенко выставляют вполне заслуженные высокие оценки.
– С такими физическими данными ей еще есть куда расти, – замечает Дедье.
– Выше первого места все равно не вырастешь.
– Возьмем ее произвольную композицию «Лебединое озеро». Там надо плавать, как лебедь. И Ищенко на это способна. Но я вижу слишком много жесткости, обрывистости в ее движениях. Что касается технической программы, то, на мой взгляд, песня Селин Дион, под которую выступала Наташа, однообразна. Она не дает спортсменке полностью выразить свои технические и артистические возможности. Это одна из причин, по которой Менгуаль отобрала у Ищенко титул на прошлом чемпионате Европы.
– Как ты относишься к новой тенденции – использованию песен в качестве музыкального сопровождения?
– Выбор песни опасен тем, что в ней, как правило, нет изменения ритма и экспрессии. И что тогда выражать на протяжении двух с половиной минут?
В это время на помост выходит главная соперница Натальи Ищенко – Андреа Фуэнтес, заменившая в команде Испании Джемму Менгуаль.
– Фуэнтес солисткой назвать пока трудно...
– Андреа еще не нашла свой стиль. Но у нее очень большой потенциал. И технически она сильна. Программу под саундтрек из мюзикла «Чикаго», с которой она выступает, я поставила ей минувшей осенью.
– Выходит, ты готовишь нам соперниц. Как общаешься со своей подопечной?
– На французском. Мама Фуэнтес – француженка… Очень неплохо отплавала, – аплодирует довольная Дедье по окончании выступления испанки.
– На мой взгляд, между ней и Наташей – пропасть.
– Фуэнтес слабее, безусловно. Но в ее программе больше риска. Я думаю, Андреа будет прогрессировать.
ЛИКБЕЗ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ СОЛО
Тюмлер. Подъем ног из горизонтального угла (сгиб с погружением корпуса под воду под углом 90 градусов относительно поверхности воды) в вертикальное положение вниз головой.
Выталкивание вертикаль–шпагат–цапля. На резком выходе ногами вверх из воды выполняется последовательная смена позиций без потери высоты: вертикаль – ноги верх, шпагат – ноги раздвигаются в разные стороны параллельно поверхности воды, затем – одна нога вытянута, вторая согнута у колена.
Комбинированный винт. Спиралевидное вращение с подъемом и погружением.
Выпрыгивание. Резкий выход головой на максимальную высоту.
Каталарк. Разворот из балетной ноги (лежа на спине, подъем одной ноги вверх перпендикулярно поверхности воды) в кран (корпус под водой, одна нога лежит на поверхности воды, вторая поднята перпендикулярно поверхности воды) в аврору (прогиб с погружением корпуса под воду; одна нога поднимается вертикально, другая остается на воде).
Летучая рыба. Резкое выталкивание ногами из воды со сменой позиций. Сначала выход в позицию вертикаль, затем одна нога кренится к воде, другая остается вертикально, потом выполняются приставление в вертикаль и спиралевидный продолжительный винт с погружением под воду.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Виржини ДЕДЬЕ
Родилась 25 февраля 1979 года в Экс-ан-Прованс (Франция).
Трехкратная чемпионка мира (2003, 2005, 2007), дважды серебряный призер чемпионатов мира (1998, 2001) в соло, бронзовый призер чемпионата мира (1998) в дуэте (с Мириам Линьо). Пятикратная чемпионка Европы (1996 – группа, 2000 – дуэт, 2002, 2003, 2004 – соло), четырежды серебряный призер (1997 – соло, дуэт, группа, 2000 – соло) и четырежды – бронзовый (2000 – группа, 2002, 2003, 2004 – дуэт). Бронзовый призер Олимпиады в Сиднее (2000) в дуэте с Мириам Линьо.
