Как наладить спортивное производство?

Во второй половине ХХ века для любого юного спортсмена пределом мечтаний был темно-синий шерстяной спортивный костюм с буквой «Д» на груди. Фабрики не справлялись с валом заказов. При переходе к рыночным отношениям многие позиции производителей спорттова
news

Во второй половине ХХ века для любого юного спортсмена пределом мечтаний был темно-синий шерстяной спортивный костюм с буквой «Д» на груди. Фабрики не справлялись с валом заказов. При переходе к рыночным отношениям многие позиции производителей спорттоваров ослабли. Сейчас государство возрождает это направление.

Президиум Совета при Президенте РФ по развитию физкультуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи даже создал специальную рабочую группу (РГ) по поддержке производства продукции спортназначения под руководством Председателя общества «Динамо» Владимира Проничева. В РГ входят представители государственных и региональных органов власти, спортивные функционеры, главы ряда производственных и общественных организаций, действующих в этой сфере. На днях в Москве состоялось очередное заседание РГ.

Ранее был сформирован пакет конкретных предложений, направленных на оздоровление отрасли и создание условий для динамичного развития отечественного производства продукции спортивного назначения. Но для полноценного выполнения этих задач необходима корректировка товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ (соответствующие предложения по перечням оборудования, сырья и комплектующих изделий для производства товаров спортивного назначения переданы представителям Минэкономразвития РФ). Также нужно внести соответствующие изменения в антимонопольное законодательство, которое пока не предполагает обязательной сертификации продукции спортивного назначения как произведенной на территории Российской Федерации, так и ввезенной из-за рубежа. Более того, Минпромторгом и Ростехрегулированием до сих пор не утверждены соответствующие техрегламенты.

Сейчас рабочая группа в основном сосредоточена на поисках законодательных решений, адаптации реально сложившегося рынка к нуждам отечественных производителей. Однако ее возможности сильно ограничены. Причин, препятствующих развитию отечественных производителей продукции спортивного назначения, несколько. Во-первых, изношенность основных фондов большинства отечественных предприятий и вынужденное применение устаревших технологий. А резко возросший китайский импорт, составляющий значительную долю мирового рынка, ставит наших производителей в еще более невыгодное положение. Львиная доля тех же китайских товаров производится на полуподпольных фабриках, работающих на… территории РФ. Разумеется, без налоговой нагрузки, что удешевляет продукцию. Понятно, что конкурировать в рамках легитимности с подобным массовым производством невозможно. Зато легко подцепить какую-нибудь чесотку от «левых» материалов, из которых невесть где шьют десятки тысяч футболок и костюмов.
Проблема вторая – отсутствие собственных оборотных средств и доступных кредитных ресурсов как для техперевооружения производства, так и для налаживания собственной системы сбыта.
И третья – конкурентные преимущества у иностранных производителей. Преференции, полученные с приходом на российский рынок. Как раз за счет неразвитости отечественного производителя. А после планируемого вступления России в ВТО этот фактор усилится.

В данной ситуации не обойтись без помощи государства. Вопрос требует комплексного подхода и решений на общенациональном уровне. Недавно по итогам решений, принятых на заседании РГ, были подготовлены презентации с предложениями о создании новых производственных мощностей на территории Северо-Кавказского федерального округа. Однако на местном уровне структуры, координирующие осуществление инвестиционной политики в регионе, все инициативы отвергли по формальным критериям. Это лишь один из примеров нынешнего положения дел.

В данной ситуации важнейшим стратегическим направлением деятельности должно стать создание общенационального спортивного бренда. Есть два варианта осуществления этой идеи. Первый – создание бренда «с нуля» в рамках госзаказа или целевой государственной программы. Китайцы же создают свои бренды и продвигают их по всему миру. Китайская продукция успешно конкурирует с теми производителями, которые шьют одежду и обувь десятки лет. По второму варианту нужно приобрести уже существующую конкурентоспособную зарубежную торговую марку, включая все технологии и оборудование, и организовать перенос всего производственного и управленческого комплекса на территорию РФ. Продвижению нового российского спортбренда в печатных СМИ и на телевидении может помочь государство. 

Новости. Архив