Вильнев - невольный убйца

Гран-при Австралии окрашен в черные тона
Трагическое столкновение Ральфа Шумахера и Жака Вильнева на пятом круге гонки в Мельбурне привело к гибели служителя автодрома "Альберт-парк". 45-я победа Михаэля Шумахера оказалась окрашенной в траурные тона.
ГИБЕЛЬ У ТРАССЫ
Менее полугода прошло с тех пор, как после массового завала болидов в Монце отлетевшим колесом убило 32-летнего пожарника-волонтера Паоло Джизлимберти. И вот новый инцидент. Преследующий Ральфа Шумахера канадец Жак Вильнев поздно затормозил перед поворотом и налетел передним правым колесом своего болида на заднее левое машины немца. "БАР" взлетел подобно гимнасту, исполняющему опорный прыжок. После замысловатого кульбита автомобиль рухнул на землю, развалившись буквально в щепки. Тут же вспомнилась страшная авария Айртона Сенны в 1994 году и гибель отца Жака - Жиля Вильнева в 1982 году: неужели одного из самых талантливых гонщиков современности настиг злой рок? Скорая помощь и неподвижное тело, лежавшее на каталке, способствовали рождению самых черных мыслей. Однако, как оказалось позднее, Жак без посторонней помощи взобрался на мотоцикл одного из служителей автодрома и благополучно доехал до боксов. Все-таки за последнее время болиды стали значительно прочнее и надежнее. Организаторы "Формулы-1", наученные многочисленными смертями гонщиков, стали заботиться о безопасности пилотов. А вот те, кто реализует эти идеи в жизни, оказываются беззащитными. Медицинские работники тщетно пытались спасти маршала, в которого угодил один из элементов машины Вильнева. 50-летний австралиец скончался, не приходя в сознание. Кроме того, еще 7 зрителей обратилось за медицинской помощью с травмами различной тяжести, нанесенными летящими обломками.
ОБИЛИЕ НОВИЧКОВ
Однако вернемся к этапу. "Гран-при Австралии" начал отсчет нового, 52-го чемпионата мира. В этом году в командах было заявлено небывалое количество новичков - четыре (Монтойя, Бернольди, Райкконен и Алонсо). Да и бразильца Лусиано Бурти смело можно назвать пятым дебютантом, ведь он всего лишь однажды выходил на старт "Гран-при Австралии-2000", и что такое борьба целый сезон, ему неизвестно. Надо заметить, что новобранцы с честью прошли проверку в полевых условиях.
Квалификация оставила двоякое впечатление. С одной стороны, наверху остались все, кого мы привыкли там видеть на протяжении трех предыдущих лет, - "Макларены" и "Феррари". Но с другой - в стане середняков произошла основательная ротация. Те, кто остался верен шинам "Бриджстоун", сместили вниз обладателей покрышек "Мишлен". Только представители "Уильямса" попали в первую половину стартовой решетки. Поул-позишн занял Михаэль Шумахер со временем 1.26,892, и сразу стало ясно, что в нынешнем сезоне скорости возросли: почти на 4 секунды улучшил немец прошлогодний результат Мики Хаккинена. Самому же финну в этом году не хватило двух десятых, чтобы обойти партнера Шумахера по "Феррари" Рубенса Баррикелло. Второго представителя "Макларена" Дэвида Култхарда оттеснили на шестую позицию два немца Хайнц-Харальд Френтцен и Ральф Шумахер.
Старт прошел жестко, но без особых эксцессов. Вновь, как и много раз в прошлом году, блестяще стартовал Хаккинен. Он опередил на мгновение замешкавшегося Баррикелло и пристроился вторым вслед за Шумахером. Борьба за лидерство на этом, собственно и закончилась. Трехкратный чемпион мира стал один за другим штамповать быстрейшие круги, а Хаккинен досрочно на 26-м круге завершил этап в гравии из-за проблем с подвеской. Баррикелло пропустил вперед и Култхарда: когда подходило время первой и единственной для многих дозаправки, шотландец подловил Рубиньо на небольшой ошибке с торможением на одном из поворотов. Так в итоге и выглядел подиум: Шумахер-старший, Култхард и Баррикелло.
БОРЬБА ЗА ОЧКИ
Что же творилось в середине пелотона? Настоящие чудеса настойчивости и какой-то неудержимой страсти показывал новичок "Формулы-1" Хуан-Пабло Монтойя. Едва был дан старт, как колумбиец на "Уильямсе" стал прорываться вперед со своего 11-го места. Не удержавшись на треке в первом же повороте, он промчался по земле и гравию слева от каравана и, вернувшись на полотно, с не меньшим остервенением стал наверстывать упущенное. Вскоре он путем неимоверных обгонов смог ликвидировать пару мест отставания, но застрял за "Заубером" Ника Хайдфельда, который совершенно не желал пропускать горячего южноамериканца вперед. Холодный и не по годам расчетливый немец с достоинством отражал все поползновения к обгону. Монтойе все-таки удалось вырваться вперед, когда Ник заехал в середине гонки на дозаправку. Однако мотор БМВ на "Уильямсе" не выдержал такого сурового обращения, и Хуан-Пабло, еще долго не смиряясь с провалом и поливая раскаленным маслом асфальт, все-таки был вынужден прекратить борьбу. К чести Хайдфельда и его еще более юного коллеги по "Зауберу" финна Райкконена, они отлично провели гонку и заслуженно заняли 5-е и 7-е место соответственно.
Блестяще провел гонку и "возвращенец" "Формулы-1" Оливье Пани. Француз после года, проведенного в "Макларене", в отсутствие своего товарища Жака Вильнева практически в одиночку преследовал лидеров и, хотя их так и не настиг, в награду получил 4-е место.
А Михаэль Шумахер добился на "Гран-при Австралии" так называемого хет-трика: победа, поул-позишн и быстрейший круг. Причем по последнему компоненту немец стал абсолютным рекордсменом "Формулы-1" за всю ее историю, обойдя с показателем 42 знаменитого француза Алена Проста.
ОТМЕНА "ПЬЯНКИ"
На подиуме пилоты выглядели мрачнее тучи. Даже привычного душа из шампанского не было, к бутылкам они, собственно, и не прикоснулись: молча приняв призы и прослушав гимны Германии (в честь Шумахера) и Италии (в честь "Феррари"), спортсмены незамедлительно удалились на пресс-конференцию. Впрочем, и там они не блистали красноречием. Настроение было подавленным, и Михаэль Шумахер, одержавший свою 45-ю победу в карьере и 5-ю подряд (учитывая конец 2000 года), озвучил то, что витало в воздухе: "Зимой мы много работали, и нам удалось получить отличные результаты. Все видели, что я хорошо стартовал. Но потом на трассе появился пейс-кар, а после нам сообщили, что погиб маршал, и все мы, естественно были шокированы. Не знаю, как мы теперь сможем ему помочь и чем выразить свою поддержку".
Немца поддержал и обладатель второго места Дэвид Култхард: "О гонке в общем-то и говорить нечего. Для меня она сложилась довольно просто. Я без труда заработал 6 очков. Однако сейчас все мы сочувствуем семье маршала. Надо внимательно разобраться, каким образом можно повысить безопасность".
Столь же короток был и Рубенс Баррикелло: "Конечно, заработать несколько очков неплохо для начала. Но радости от этого никакой нет. Я полон сочувствия к этому человеку и его семье. Думаю, гонка не должна заканчиваться таким образом".
Через несколько часов после окончания этапа пришло новое неприятное сообщение. Француз Оливье Панис и голландец Йос Ферстаппен наказаны 25-секундными штрафами за нарушение правил езды под желтыми флагами. В результате этого пилот "БАРа", который отлично провел гонку, скатился в итоговом протоколе с 4-го места на 7-е и потерял с таким трудом набранные очки. Да и для Ферстаппена, отмечавшего в день гонки свой 29-й день рождения, пенальти от организаторов этапа стало настоящим "черным" подарком.
Но нашлись и счастливчики: те, кто поделил очки Оливье Пани "на троих": Хайдфельд, Френтцен и Райкконен. Причем для обоих пилотов "Заубера" это стали первые очки в "формулической" карьере. Более того, Райкконен занял место в шестерке в своей дебютной гонке, что случается в "Формуле-1" довольно редко.
