«В роду Черчесовых холопов не было». 11 жестких цитат уволенного из «Терека» тренера
Отставка (впрочем, по факту это расставание с грозненским клубов выглядит как непродление контракта) Станислава Черчесова стала первой в межсезонье в клубах премьер-лиги. Черчесов в первом после расставания с «Тереком» интервью откровенно рассказал об этом этапе в своей тренерской карьере.
(об открытости после ухода из «Терека»)
– Не вижу смысла молчать и держать людей в неведении. Мне нечего скрывать. Недомолвки неуместны. Все прозрачно. Лучше говорить. Чтобы клуб работал нормально. Чтобы вопросов в дальнейшем не возникало.
(об оценке работы)
– Не думаю, что в отношении меня может быть минус. Когда я приходил клуб, мы сели, хорошо обсудили предстоящую работу. И в дальнейшем не отступали от договоренностей. Полагал, что и после этого сезона мы сядем и все обсудим. Впрочем, я не знаю, к каким решениям мы пришли бы в итоге. Был бы подписан контракт? На чем мы остановились бы? Скажу одно – две недели назад клуб хотел продлить со мной контракт. У меня дома лежат бумаги – это план работы на будущее, все расписано по пунктам. Будьте уверены, что там ни слова о деньгах. А о том, как команде стать лучше.
Один год и восемь месяцев… Не каждому тренеру удавалось отработать такой строк в «Тереке». Я помню, как мы начинали, – с матча с Нальчиком, на который пришли около трех тысяч зрителей. И как закончили – собирая под двадцать тысяч на трибунах. И сейчас могу заявить: комфортно чувствовал себя и буду чувствовать, приезжая туда.
(о том, как было обставлено расставание)
– Когда я как тренер расстаюсь с игроком, то с ним и говорю. Он должен узнать эту новость первым. Например, я предупредил вратаря Амельченко и защитника Иранека. Амельченко в курсе, что мы изучаем рынок вратарей. И с Иранеком то же. В прятки с игроками я не играл. Потому что хочу, чтобы мое решение уважали. И мне, в свою очередь, не хотелось бы узнавать важные вещи со стороны. Тем более перед игрой.
За несколько дней до заключительной игры с «Крыльями» пришло SMS-сообщение. Из Турции причем. В сообщении сказано, что в «Тереке» будет другой тренер. На меня, впрочем, это не подействовало. Я как работал прежде, так и очередной матч провел. Победили с крупным счетом.
О решении руководства мне сообщил президент клуба Даудов. В воскресенье, сразу после игры с «Крыльями».
(О сообщении в инстаграмме Рамзана Кадырова – якобы Черчесов не пожал руку молодому игроку)
– Не пожал руку согласно определенным традициям. Когда на поле игрок подошел ко мне, я ему сказал тихо: «Потом». В коридоре уже и пожал, и поздравил. И потом по приезде. По поводу боевого настроя. Странная информация, но я не в силах пресечь ее распространение.
(о сложностях, которые возникли в Грозном у Руда Гуллита)
– Гуллит при всем моем уважении не может понять «Терек», окружающий мир и все остальное так, как я. Гуллит не глухой, не слепой, просто смотрит на мир другими глазами. Я понимаю, что и как в этом регионе. И на подсознательном уровне делаешь правильные вещи.
(о стремлении подыграть руководству, танцуя лезгинку)
– Никогда не подыгрывал, потому что холопов в роду Черчесовых не было. Что касается лезгинки, танцевал ее дважды.
Кажется, это было в день матча с Томском. Я в обществе Кадырова, Даудова, вице-президента клуба Алханова. И целый час играет зажигательная музыка. У меня уже зуд – не могу усидеть на месте. Не удержался и пошел в пляс. Во второй раз тоже спонтанно получилось – врывается музыка в раздевалку, я начал движения какие-то делать. В раскрытую дверь вошел глава республики и увидел, как я танцую.
(о приоритетах «Терека» местным игрокам, о том, что капитан должен быть чеченцем)
– Есть нюансы, попробую объяснить. Я из Осетии. Чеченская Республика рядом. На подсознательном уровне хочется, чтобы у доморощенных получалось. Именно поэтому в каких-то моментах был построже к местным ребятам. Капитан «Терека» – Ризван Уциев, его назначили еще до меня. Могу назвать десять местных молодых игроков, которые находились в обойме. Всем хотелось быть на поле, но уровень игры объективно не всегда дотягивает. Но бывают и такие примеры: купили Аилтона, но в последнем матче вышел Митришев, потому что сильнее выглядит.
(об особой атмосфере новой «Ахмат-Арены»)
– Если говорить в чисто футбольном плане, то отличие от прежней арены в том, что теперь команда играет на великолепном газоне, а не на синтетике. Топ-клубы приезжают, как в «Ла Скала» или в «Мариинку». Я не хочу сказать, что нам стало сложнее. Но топ-клубы играют с удовольствием. Они могут строить игру в соответствии с условиями. И моей задачей было подобрать достойных актеров.
(об обилии поляков в команде)
– Полчак был до меня. В матче «Легия» – «Спартак» я приметил Рыбуся. Отметил его забитый гол, а также эмоции, когда его показали крупным планом. Макушевски пригласили. Если говорить языком финансиста, приобретения окупаются. Есть, впрочем, и обратный пример. Лежар совсем оказался не готов к нашим реалиям. В целом команда по трансферной стоимости прилично прибавила за последнее время.
(о том, как покупались игроки)
Я ни одного футболиста сам не покупал. Моя задача – подходящего найти по критерию цена – качество и по характеру. Правильно использовать. Игроков покупает клуб. Команду делает тренер.
(о будущем)
– Не хотелось бы банальностей. Я в тонусе однозначно. Работая в одном месте, не думаешь о других. Но на сегодняшний день один звонок уже поступил, обманывать не стану.
